Почему преследуют хазарейцев?
06 июня 2018, 22:47 40058 1
фото: unisa.edu.au
Хазарейцы появились на территории Афганистана в 13 веке и представляют собой особый этнос, большинство из которых имеют монголоидную внешность. Традиционно считаются потомками улуса чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни. Народ образовался в результате смешения воинов монгольской армии с местным населением. Самоназвание «хазара» образовано от иранского «хазар» - тысяча.
Говорят хазарейцы на дари с включением (до 10 %) лексики монгольского и тюркского происхождения. Проживают на территории Афганистана (2,5 млн), Ирана (1,7 млн) и Пакистана (1,0 млн). В Иране расселены, преимущественно в районе восточного Хорасана. Кроме того, в ряде западных стран распространена диаспора примерно от 400 000 до 500 000 человек.
Данные генетической генеалогии (Y-ДНК) хазарейцев достоверно подтверждают их смешанное происхождение, в котором имеется две основные составляющие: монгольская (С3 - 33,3 %) и коренного населения Иранского плато до арийского проникновения (J2 - 26,6 %), при том, что арийская R1a и туркменский подтип Q - лишь по 6,5 %, остальных ещё меньше.
По причине внешней «инаковости» и духовной толерантности, подвергались гонениям со стороны других этнических групп, большей частью со стороны пуштунов. В конце 19-го начале 20 века их часто продавали в рабство.
Однако во времена Монгольской империи ситуация была совершенно иной. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев всё сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана.
Знаменитый российский географ и военный исследователь А.Е. Снесарев (1865-1937), в своей работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения, так описывает хазарейцев (он их называет газара):
«…содержание их религии, как и душа народа, замкнутое, говорит о забитости, скрытности и подозрительности. Однако, в то же время это очень живой, гостеприимный и любознательный народ».
Хазарейцы оказались в Иране сначала при Надир-шах Афшаре (перв. пол. XVIII в.), следующая крупная группа хазарейцев проникла во время правления Насираддин-шаха Каджара (вт. пол. XIX в.). В своё время они сослужили службу персидским правителям, остановив постепенное продвижение туркменских грабительских набегов вглубь иранской территории на севере страны. Последние десятилетия также наблюдается устойчивый поток беженцев хазарейцев в Иран из Афганистана. Именно они составляют большинство нелегальных мигрантов, спасающихся в Иране от притеснений со стороны белуджей и пуштунов в соседних странах.
Исследователи отмечают, что хазарейцы всегда отличались отсутствием единства и делением по родоплеменному признаку.
Всего выделяют 8 главных племён: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг, но каждая этнотерриториальная община живет своей отдельной жизнью. Так, например, соседствующие поселения хазарейцев двух разных родов у Калаи-Нов в Хорасане почти не поддерживают связи друг с другом.
Однако в последнее время наметился процесс национальной консолидации, вызванный, в первую очередь, переживаемыми трудностями, создан Всемирный Совет хазарейцев, но значительная разница в социальном и культурном развитии, особенно между эмигрировавшими и оставшимися на родине хазарейцами, является препятствием этому процессу.
Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Они почти не смешиваются с соседними народностями и ведут полуизолированный образ жизни. По вероисповеданию хазарейцы, в подавляющем своём большинстве, шииты-имамиты, хотя в Афганистане местами можно встретить также незначительные группы хазарейцев суннитов и исмаилитов. Местами сохраняются пережитки доисламских верований и анимизма.
Будучи шиитами, они становятся объектом религиозных преследований со стороны суннитов, особенно после появления в Афганистане движения Талибан (запрещенная террористическая организация). Именно этим отношением вызвана массовая миграция хазарейцев в близкий им по конфессиональному признаку Иран.
На территории Ирана на основе хазарейцев-беженцев из Афганистана в рамках Корпуса стражей исламской революции создана добровольческая бригада, а затем дивизия «Фатимиюн». Её бойцы, после прохождения специальной подготовки на военных базах в Иране, направляются в Сирию для борьбы в составе правительственных войск против боевиков.
Хазарейцы имеют долгую историю преследования со стороны пуштунских племен, которые зафиксированы с XVI века.
В эпоху Амира Абдула Рахмана (1880-1901), который считается основателем современного Афганистана, тысячи хазарейцев были убиты, изгнаны и порабощены. Почти половина населения хазарейцев была перемещена в соседний Белуджистан из Британской Индии и Хорасанской провинции в Иране. Хазарейцы мигрировали в Кветту из Афганистана в 1840 году. Чтобы отомстить за зверства, они присоединились к британской армии.
В 1904 году британцы сформировали из хазарейцев подразделение пехоты «106-я пионеры Хазары», в состав которого вошли беженцы из Кветты. Хазарейцы сражались за англичан во время англо-афганских войн. Следовательно, они несут исторический багаж, в результате которого пуштуны Афганистана не терпят их присутствия в пуштунских районах. Поэтому по умолчанию места соприкосновения пуштунов и хазарейцев стали линией разлома, которая каждый раз воспламеняется от пуштунов. И как только она воспламеняется, вскоре становится неконтролируемой и непредсказуемой благодаря собственным импульсам и темпам. До сих пор хазарейцы воздерживаются от организации организованной вооруженной борьбы против нападающих групп.
Учитывая многочисленность и главенствующую роль пуштунских племен в системе государственной власти Афганистана на протяжении более чем двух веков, остановимся также на характеристике этой этнической группы, которая и сегодня в лице радикального исламистского Движения Талибан (запрещенная террористическая организация) претендует на реставрацию своего господствующего положения.
В книге афганского ученого Мухаммада Анвара Нумйалая «Основы социальной истории пуштунов» содержится следующее наблюдение о пуштунах:
«Пуштун - хранитель патриархально-феодальных традиций в племенном обществе. По характеру пуштун республиканец - он выступает за выборность власти и равноправие. Пуштун очень хороший друг, но жестокий враг. Пуштун любит и уважает женщин, но не терпит, чтобы ею любовались другие. Поэтому он считает необходимым придерживаться правила: «Место женщины дома или в могиле».
Вот, например, как отзывался о пуштунах участник первой англо-афганской войны военный врач, британец Г. У. Беллью:
«Как народ они пользуются дьявольски дурной славой как неверующие, необузданные, вероломные и жестокие люди. Поговорка "афган бе-иман" - "афганец без веры" - распространена среди их соседей...».
Даже мусульмане Британской Индии (нынешний Пакистан) опасались пуштунов:
«Да хранит тебя Бог, - гласила поговорка, - от мести слона, очковой змеи и афганца».
О непростом характере пуштунов можно судить и по словам «железного эмира» Абдуррахман-хана, который, желая подчеркнуть необузданный характер своих подданных, признавал, что «дикими лошадьми нельзя управлять посредством шелковых вожжей».
В течение этого года хазарейцы Кветты были беспощадно нацелены на уничтожение и насилие, как будто их жизнь не имеет никакой ценности. Раньше также, хазарейцы находились под постоянным преследованием, и это считалось нормой.
Так, хазарейцев принудительно высаживают из общественного транспорта, их могут убить без разбора на пол и возраст.
Систематическое насилие в отношении хазарейского населения сегодня имеет много аспектов: местное соперничество (хазарейцы являются хорошими торговцами), сектантские настроения, региональная динамика и трещины, создаваемые игрой иранских разведывательных агентств через свое консульство в Кветте. В результате удар в спину каждый раз получают хазарейцы.
Запрещенные террористические организации, включая освободительную армию Белуджистана, Лашкар-и-Джангви и Ахле-Суннат-Вал Джаммат, также способствуют убийствам хазарейцев. Мафии и преступные элементы также участвуют в похищениях хазарейцев и занимаются грабежами в местах проживания хазарейцев на границе Тафтана и Кветты, где расположены торговые склады Чаммана.
В результате нападений и полной безнаказанности хазарейцы выходят на улицы, чтобы выразить протест против этих беспощадных убийств членов их общин. Недавняя акция протеста на Аламдар-роуд в Кветте показала активное участие в них граждан, представляющих племя хазара, включая женщин, детей и старейшин. Протест, в связи с недавним потоком целенаправленных убийств в городе, был отменен только после встречи лидеров общины Шина-Хазара с генералом армии Камара Джавед Баджвой, который уверил хазарейцев в принятии соответствующих мер.
В течение 46 инцидентов, связанных с убийствами и бомбовыми ударами в Кветте с января 2012 года по декабрь 2017 года, были убиты 525 человек, 734 получили ранения. Более 200 человек из общины Хазары были убиты только в результате двух терактов-смертников.
Несмотря на то, что масштабные атаки против террористов привели к снижению убийств, целенаправленные убийства хазарейцев никогда не прекращались полностью.
Комментарии ()