Япония глазами монгольских иммигрантов

06 мая 135 Автор: список-авторов/золотая-орда">Золотая Орда

фото: монгольские студенты в Японии GoGo Mongolia

Глазами туриста Япония магическая, удивительная, бесподобная, восхитительная, многогранная, потрясающая страна.

Многомиллионные японские мегаполисы просто завораживают своими ультрасовременными зданиями, стремительными синкансенами, бешеным ритмом и вежливыми людьми.

В результате туристического пребывания в этой стране у туристов остаются только восторженные впечатления. Желание жить и работать в Японии появляется у многих иностранцев, но какова реальная Япония глазами иммигранта, студента, стажера? Ведь даже сами японцы говорят, что жизнь рядового японца в Японии сложна и трудна.

Рассмотрим этот вопрос на примере монгольских иммигрантов.

Наши соседи монголы, также как и мы, представляют Японию прежде всего как экономически высокоразвитую страну и их иммиграция в большинстве случаев определяется экономическими мотивами и одновременно рассчитана на приобретение определенного жизненного багажа, опыта, знаний.

По приезду в страну монголы прежде всего хотят освоить язык и основные культурные модели в целях адаптации в японской среде. Приезд в Японию обычно организуются через неформальные социальные сети, а также через официальные институты, которые финансируются японским правительством по линии программ поддержки развивающихся стран, где Монголия занимает одно из особых мест. Так, например, для въезда в страну наиболее вероятным и относительно легким способом получения японской визы на длительный срок является прикрепление к учебному заведению. Как правило, монголы устанавливают связи с преподавателями и профессорами японских учебных заведений через своих близких друзей, ближайших родствеников и знакомых, которые уже проживают в Японии.

Одной из главных правительственных организаций, обеспечивающих общественно-культурные связи Японии с Монголией, является Японское агентство по международному сотрудничеству (Japan International cooperation agency – JICA), офис которого появился в Улаанбаатаре в 1990 г. До установления в 1972 г. дипломатических отношений между Японией и Монголией первые межгосударствнные контакты между двумя странами начали развиваться с 1957 г., когда были достигнуты соглашения о взаимной дружбе и сотрудничестве, в рамках которых активно начали развиваться торгово-экономические взаимоотношения. Эти контакты двух стран имели определенный успех и развитие, несмотря на то, что два государства принадлежали к разным политическим идеологиям, господствовавшим в то время в мире и экономика их базировалась на разных принципах. Япония всегда была заинтересована в развитии экономических отношений с Монголией и оказывала большую финансовую и техническую помощь, рассчитывая получить доступ к ее богатым природным ресурсам.

Несмотря на вполне благоприятные внешние условия, которые мотивируют приезд в Японию через правительственные организации граждан Монголии, их адаптация сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями.

Это объясняется в первую очередь глубочайшими отличиями в социальных взаимоотношениях у этих двух народов, которые исторически и цивилизационно сложились при разных этнокультурных, территориальных и природных условиях, а также при разных типах хозяйствования. Характер, мировоззрение и ментальность монголов исторически сложились в кочевых-номадических этнокультурных зонах. Поэтому у японцев и монголов разные: мировоззрение, образ жизни, нормы поведения и обычаи, которые отражают закономерности природы и общества. Кочевой образ жизни - это полная демократия, свобода, вольготность (быть кочевником - счастье). Занятие скотоводством – основной труд кочевника. Скот для кочевых народов – опора экономическая (монгольский человек живет благодаря скоту). Любовь к родной земле у кочевников формируется с детства, закрепляется это великое чувство в результате обращения к природе, народной культуре, к устному народному творчеству, к истории своего народа и государства, к биографиям легендарных вождей. Недаром монголы говорят: «Хүмүүн гэмээнэ эх орондоо сайхан, Цэцэг гэмээнэ тал нутагтаа сайхан» (Человеку прекрасно на Родине, Цветам прекрасно в степи) или «Эх орныхоо үнэ цэнийг, Харийн нутагт мэдэрнэ» (Цена Родины чувствуется в чужой стране).

Японский социум исторически сложился в виде закрытой структуры, жизнь которой строго регламентирована правилами поведения, а монгольский - с ее обширными территориями и кочевым укладом – открытой и свободной.

Это приводит к тому, что вне зависимости от сроков пребывания в японском обществе монголы успевают испытать болезненные ограничения своей свободы, что выражается в осознании того, что физическое и социальное пространство вокруг них жестко контролируется хозяевами.

Так, например, монголка, приглашенная по программе JICA, высказалась о своем ограничении свободы в Японии в следующих тонах:

«Наши условия вроде бы с одной стороны прекрасные – привезли за свой счет и поселили в общежитии и дали стипендию. Мы посещаем занятия и учимся у японцев передовым знаниям. Но все это подается нам так, что мы не чувствуем свободы, нам строго запрещено приглашать друзей в гости или ходить друг к другу в общежитии. Все наши действия контролируются и мы себя чувствуем изолированными от жизни. Я испытала стресс от отсутствия общения и культурный шок от японцев. Я приехала на два месяца и не могу дождаться, когда уезду домой, кажется, что я здесь нахожусь очень долго, и это место мне напоминает тюрьму, где трудно дышать» (халх- монголка, 28 лет, Осака).

Подобные переживания даже сохраняются и у тех, кто прожил длительное время в стране. Монгол, получивший докторскую степень по программе Джайка, описал собственные ощущения от проживания в условиях, предоставленных японцами:

«Я прожил здесь три года и очень устал от тотального контроля и давления со стороны японцев во время обучения в Джайке. Я не имею возможности сам что-либо делать по своему выбору, все решается японцами. Поэтому хочу быстрее вернуться домой и вздохнуть свободно. Я не чувствую себя здесь свободным человеком, жду-не дождусь, когда я уеду домой» (халх-монгол, 28 лет).

Существующая хронология официальных отношений между Монголией и Японией может лишь свидетельствовать о взаимоотношениях, основанных на экономических интересах двух стран. Восприятие монголами Японии строится на основе современных партнерских или экономических взглядов и в этой иммиграционной стратегии Япония не рассматривается как место для постоянного проживания и реализации жизненных планов. Как правило, после определенного этапа накопления человеческого капитала монголы стремятся вернуться на родину и реализоваться в своей стране.

Один из монгольских респондентов так сообщил о своих планах:

«Я приехал сюда на деньги, которые дала мне моя семья. Сейчас я учу японский язык и еще изучаю экономику Японии. После завершения курса обучения я обязательно вернусь в Монголию и буду там применять все, чему меня научили здесь. Монголия сейчас развивается очень быстро и там есть большой потенциал для нас, чем жить в чужой стране с чужими традициями. Я очень уважаю японцев, но жить в их стране я не собираюсь» (монгол, 24 года, Осака).

Для монголов характерно стремление подчеркивать закрытость японского общества и сложность взаимоотношений между его членами. Поэтому весьма важным фактором, исключающим возможность адаптироваться в Японии, они считают традиционные модели поведения японцев, характеризующиеся эмоциональной сдержанностью и закрытостью, что не совпадает с собственными представлениями о коммуникативной культуре.

«Если ты идешь по улице, то не увидишь японцев, свободно и открыто выражающих свои эмоции. Они идут, как роботы, без эмоций, задавленные своими правилами и этикетом. Здесь долго жить невозможно, потому что у тебя начинается депрессия, многие покидают эту страну» (монголка, 45 лет, Осака).

Сложность социального пространства японцев и их регламентированность осознаются монголами на разных уровнях социального поля. Так, столкнувшись с профессиональным сообществом японцев, монгол передал ощущение ограничения своей социальной свободы в японском обществе следующим образом:

«Как только ты приезжаешь в Японию, тебя забрасывают бумагами и подписями, правилами и ограничениями» (монгол, 35 лет, Осака).

Поэтому основная часть монголов не рассматривают Японию в качестве постоянного места жительства. В процессе проживания в японском социуме, возвращение на родину становится изначальной стратегией монгольского иммигранта, даже если возвращение часто откладывается. Иммигранты ставят цель – заработать денег, приобрести человеческий капитал, после достижения которых вернуться на родину для успешного старта и внедрения полученных денег и знаний в своей стране.

В процессе социальной адаптации в Японии для монголов важной потребностью становится встреча с земляками, организация различных мероприятий. Так, например, в Осаке монголы ежегодно проводят весенний праздник поклонения культу Чингисхана, в Сендае ежегодно проходит весенний национальный праздник. На этих мероприятиях монголы удовлетворяют свою потребность в свободном общении, готовят национальные блюда, играют на морин-хуре и исполняют песни.

Более подробно о проблемах адаптации монголов в Японии можно прочитать в статье О.А. Шаглановой «Монгольские иммигранты в современной Японии: мотивация и адаптация».

Источник :

Похожие материалы
11
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане

Лаборатория через различные каналы производит сбор биоматериалов различных этносов с целью создания специальных боевых веществ.

19 августа
43
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
49
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
47
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане 11
Американская военно-биологическая лаборатория в Казахстане

Лаборатория через различные каналы производит сбор биоматериалов различных этносов с целью создания специальных боевых веществ.

19 августа
Дуньхуан - город «Шелкового пути» 43
Дуньхуан - город «Шелкового пути»

В III в. с востока пришел чаньский монах Фалян, который выкопал себе пещеру в склоне горы (фото).

03 августа
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве 49
Интервью Алексея Цыденова «Эху Москвы»: я особо бурятом себя не воспринимал, когда жил в Москве

Глава Бурятии рассказал о сохранении бурятского языка, сложностях водоохранной зоны, Тункинском нацпарке, очередях в детские сады и многом другом.

03 августа
47
Почему Центральная Азия отказалась от сближения с исламским миром

Как страны Центральной Азии пришли к пониманию, что исламские страны мало чем могут помочь им в модернизации.

02 августа
38
В Бурятии отмечены спад в розничной торговле и увеличение миграционного оттока

По сообщению Бурятстата, оборот розничной торговли в СФО положительный, кроме Бурятии.

02 августа
41
Жара в Китае приведет к борьбе за водные ресурсы

Последствия водного кризиса в Китае могут коснуться и России, которая является одним из мировых лидеров по запасам пресной воды.

02 августа
61
Асасёрю Дагвадорж отберет в сумо тувинских мальчишек

4 августа в Кызыле стартует Международный фестиваль национальной борьбы среди ребят 2001-2006 г.р.

01 августа
31
Российские экологи обеспокоены участием КНР в проекте монгольских ГЭС

Проекты создания каскада монгольских ГЭС в бассейне Селенги вовсе не сданы в архив. И похоже, они дорабатываются.

01 августа
311
Как устроена пенсионная система в современном Китае

Нередко о Китае повторяют заблуждение, будто бы в Поднебесной не платят пенсий. Это миф.

01 августа
35
В Казахстане большинство кыргызстанских мигрантов попадает в рабство

Ежегодно из трудового рабства в стране спасают более 100 человек (видео).

01 августа
Популярные статьи
10
Атаман Семенов и гибель Михаила Богданова

Некоторые буряты называли атамана Семенова «почти бурят-монголом», «лучшим другом бурятского народа», однако, не все было так просто в те смутные времена.

19 августа
42
Как жилось в Золотой Орде

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков.

24 июля
26
Сарт-калмаки в современном Кыргызстане

Сарт-калмаки являются небольшой группой ойратского происхождения, проживающей ныне в Республике Кыргызстан, сохраняющей свою ойратскую, и больше – монгольскую идентичность.

23 июля
28
Конкуренция и взаимодействие ЕС и ЕАЭС в странах Центральной Азии

Что необходимо сделать России, чтобы укрепить свои позиции в регионе?

21 июля