Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

24 июня 2019, 02:44 11334 0 Автор: Золотая Орда

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

рисунок Миямото Мусаси на заставке: Dson Rawlin

Мастер меча Миямото Мусаси, живший в начале периода Эдо (1603-1868), участвовал более чем в 60-ти смертельных поединках, но ни разу не был побеждён. Написанная на склоне лет «Книга Пяти колец» считается выдающимся трудом по теории воинского искусства. Каким же был этот воин в реальной жизни?

«Книга Пяти колец» Миямото Мусаси (1584-1645) и роман Ёсикавы Эйдзи «Миямото Мусаси» были переведены на многие языки, этот мастер меча широко известен как в Японии, так и за рубежом. Однако образ ронина и фехтовальщика, выжившего в бесчисленных поединках, который мы видим в романах, фильмах и комиксах-манга, является художественным вымыслом, он сформировался на основе биографии Миямото, написанной через 130 лет после его смерти (*).

(*) Речь идёт о сочинении «Нитэнки» (1776), которое написал Тойота Кагэхидэ. При анализе выясняется, что эта книга скорее художественная, наполненная рассказами и легендами.

Профессор Университета Хосо Уодзуми Такаси в результате многолетних научных исследований восстановил жизнь реального Миямото. Представляем вашему вниманию основные идеи, которые Миямото Мусаси выразил в «Книге Пяти колец», которые восстановил Уодзуми Такаси.

Самурай периода перехода к мирной жизни в 1600-х годах

Миямото Мусаси ещё в молодости написал теорию искусства боя на мечах, впоследствии дважды её перерабатывал и в последние годы жизни написал «Книгу Пяти колец». После него остались два послания к феодалам-даймё, несколько десятков выполненных тушью монохромных картин в жанре суйбокуга, в которых подтверждено его авторство, сделанный им деревянный меч, гарды меча (цуба) и некоторые другие вещи. Его приёмные сыновья и ученики оставили записи, в архивах сохранились документы княжеств, с которыми была связана его деятельность, и объединив все эти сведения, можно составить практически полную картину его жизни.

Мусаси родился в 1582 и умер в 1645 году. Таким образом, он родился тогда, когда бои в разных регионах страны уже отгремели, а страна была объединена, и умер в период укрепления власти сёгуната Токугава.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

Мусаси с возлюленной Оцу, которая умоляет любимого: «Забери меня с собой. Я не буду тебе обузой. А если я надоем тебе, бросишь меня в диком краю… я буду покорной…» (рисунок Тосиро Мифунэ)

Можно выделить четыре периода в его жизни, которые были тесно связаны с быстрыми изменениями, происходившими в японском обществе:

  1. Период обучения до 20 лет. Время объединения японского общества и становления общественного порядка Нового времени.
  2. Период странствий и обретения воинского мастерства с переезда в столицу (Киото) в 21 год до 29 лет. После битвы при Сэкигахара рождается сёгунат Токугава, но сохраняются трения с представителями прежней власти.
  3. С 30 до 59 лет гостит у разных даймё, изучая различные стороны военной теории. В этот период его приёмный сын Иори получает должность министра (каро) при даймё. Осакская кампания положила конец битвам, окончательно установилась система власти сёгунского правительства бакуфу.
  4. После 60 лет Мусаси подводит итоги жизни и пишет «Книгу Пяти колец». К власти приходят сёгуны и даймё нового поколения, не знавшие войн.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

Портрет Миямото Мусаси (Художественный музей преф. Кумамото, автор неизвестен)

Жизнь, посвящённая поиску «Пути самурая»

Миямото Мусаси в «Книге Пяти колец» называет себя «воином-буси, родившимся в земле Харима». Согласно материалам, оставленным его приёмным сыном Иори, Мусаси родился в самурайской семье, жившей в земле Харима, неподалёку от замка Химэдзи, но поскольку семья оказалась среди проигравших в ходе объединения страны, Мусаси воспитывался как приёмный сын Миямото Мунисая в Окаяме.

Живя в доме Мунисая, которому сёгун Муромати даровал почётное имя «Единственного в Поднебесной» (Тэнка мусо), Мусаси с детства изучал искусство меча, и в 13 лет впервые участвовал в серьёзном поединке, победив известного воина.

После битвы при Сэкигахара в 1600 году в 21 год он направляется в Киото, где побеждает знатоков воинского искусства. В 24 года Мусаси написал трактат по искусству меча «Зерцало Пути воина» (Хэйдокё) в 28 свитках, получил прозвище «Лучшего в Поднебесной» (Тэнкаити) и основал школу Эммёрю. Потом он путешествовал по всей стране, практикуясь в воинских искусствах, и до 29 лет провёл более 60-ти поединков с риском для жизни, которые все закончились его победой.

Последний из поединков он провёл со знаменитым Кодзиро, и то, что он якобы опоздал к условленному времени – вымысел, они в одно время прибыли на безлюдный остров. Кодзиро использовал меч длиной более 3 сяку (более 115 см), а Мусаси свалил его деревянным мечом ещё большей длины.


Как пишет Мусаси в «Книге Пяти колец», после 30 лет он искал более глубокую истину, а около 50 лет обрёл Путь.

Изучая события этого периода, мы видим записи, в которых говорится, что в 1615 году, когда ему исполнилось 34 года, он участвовал в Летней Осакской кампании на стороне клана Токугава под началом крупного даймё.

Через два года он гостит у правителей княжества Химэдзи, которые жили в замке Химэдзи. Он находится там в качестве гостя, а не вассала, сохраняя свободу, и учит наследника правителя искусству меча.

В это время он разрабатывает теорию искусства боя на мечах и тогда же начинает рисовать монохромные картины в жанре суйбокуга, «картины водой и тушью».

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

рисунок Миямото Мусаси «Японский сорокопут на сухой ветке» (Кобоку мэйгэки дзу, Мемориальный музей Кубосо г. Идзуми). Бумага, тушь. В «Книге Пяти колец» он описывает занятия живописью и другими искусствами как один из способов совершенствования в воинском искусстве.

Через девять лет наследник правителя умирает от болезни и Миямото Мусаси отправляет своего приёмного сына Иори на службу к правителю соседнего княжества Акаси, которому в своё время помог выстроить призамковый город, и сам поселяется в этом княжестве в качестве гостя. Через пять лет, когда Иори исполняется 20, приемный сын Мусаси становится министром (каро) при правителе, и вероятно, такому возвышению немало способствовали заслуги его приёмного отца, Мусаси.

На следующий год правителям Акаси вместо их земель дали в управление земли Кокура на Кюсю, и Мусаси переезжает на новое место вместе с кланом Акаси. Ещё через пять лет, когда вспыхнуло крупное Симабарское восстание, все княжества Кюсю были отправлены на его подавление, и Иори возглавил армию княжества Кокура, а потом стал главным министром княжества.

В 1640 году 59-летний Мусаси становится гостем княжества Кумамото на Кюсю. В следующем году он представляет правителю список правил боя на мечах из 35 пунктов, но спустя месяц правитель умирает. Через два года Мусаси приступает к написанию «Книги Пяти колец», предназначенной для молодого правителя и его министров, и завершает её через полтора года, за неделю до своей смерти.

«Книга Пяти колец» описывает жизнь воина, суть которой составляет обретение мастерства в искусстве меча, чему Мусаси посвятил всю свою жизнь.

Мусаси в поисках универсальных истин

Миямото Мусаси в «Книге Пяти колец» систематизировал свой опыт, классифицировав его по разделам в пяти свитках – «Свитке Земли», «Свитке Воды», «Свитке Огня», «Свитке Ветра» и «Свитке Пустоты».

В «Свитке Земли» он даёт общие определения Пути воина.

Среди воинов есть одиночки, а есть великие военачальники, ведущие в бой десятки тысяч человек. Оттачивая мастерство владения мечом, необходимо учиться бою, учитывая каково будет в сражении. Тренироваться надо так, чтобы умение могло пригодиться где угодно. У воина два меча – лучше учиться бою двумя мечами, учитывая реальное сражение.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

Биться, используя не только мечи, но и эффективно применяя знания особенностей копья-яри, «алебарды» нагината, лука, ружья. Полководец оценивает качества подчинённых и использует их сообразно способностям и месту.

Основа осуществления Пути воина – совершенствоваться, не имея дурных мыслей.

Учиться любым искусствам и расширять кругозор, узнавать о разных профессиях и понимать, как устроено общество, разносторонне взвешивать пользу и вред и делать выводы о сути. Учитывать и то, что не видно глазу, обязательно обращать внимание на мелочи. Не делать того, что вам не пригодится, и сосредоточиться на совершенствовании своего Пути. Эти его мысли, пожалуй, применимы к любому Пути, на котором люди ищут себя.

Основное содержание «Свитка Воды» – это теория искусства меча.

Вначале он рассуждает о самых основах искусства – подготовке духа, постановке тела и направлении взгляда, после чего переходит к тому, что следует упражняться и в повседневных жизненных делах так, чтобы быть способным отреагировать без промедления, молниеносно.

При работе с большим мечом тати есть пять видов стоек – верхняя, средняя, нижняя, левосторонняя и правосторонняя, но нужно становиться так, как удобнее рубить врага.

Нужно стремиться найти «Путь меча-тати», который позволяет из стойки лучше всего биться с врагом. Чтобы отточить это умение, нужно тренироваться в упражнениях-ката пяти разных стоек. Необходимо следовать не заранее предрешённому шаблону, а как можно лучше оттачивать чувство «Пути тати» и становиться каждый раз в ту стойку, которая позволит лучше справиться с противником.

Настроиться на то, чтобы «сегодня быть способным победить себя вчерашнего, завтра победить неумелых, а потом – побеждать мастеров».

Тренировки на протяжении тысячи дней – лишь подготовка, тренироваться десять тысяч дней – путь к мастерству. Настоящее совершенствование – в стремлении улучшать навыки в ежедневных тренировках, и заниматься этим десятки лет.

В «Свитке Огня» Мусаси описывает теорию сражений.

Вначале следует осмотреться и определить направление света, характер поверхности земли, препятствия, обратить эти особенности себе на пользу и во вред противнику. Знать противника, не позволять ему использовать свои преимущества, атаковать его слабые места.

Удерживать врага, не позволяя применять свои умения, предвидеть намерение нанести удар и подготовиться к тому, чтобы ударить в ответ после его нападения и воспрепятствовать нападению. Заставить его двигаться, использовать его движение, чтобы напасть самому. Заставить его нервничать, запутать, вызвать нерешительность, а когда откроется его слабость – моментально напасть и победить.

При сражении со многими противниками тоже нужно двигаться так, чтобы управлять схваткой, рубить там, где враги мешают друг другу. Если не пробился за два раза – на третий сменить способ атаки. Быть внимательным к мелочам и нападать дерзко, биться и побеждать, не допуская неосторожности до победного конца.

В «Свитке Ветра» Мусаси говорит о правильных подходах, критикуя ошибки других школ.

Следует искать законы, применимые всегда. Не привязываться к видам стоек и внешней форме, использовать подходы, наиболее эффективно применимые к конкретному противнику, действовать согласно «Пути тати».

При виде противника должна быть лишь одна мысль – как его убить.

Не нужны никакие «тайные умения» или какой-то особый установленный способ обучения, нужно обучать так, чтобы ученик понял и усвоил. Учитывать способности ученика к обучению, избавить от вредных привычек и заблуждений, и тогда он сам обратится к способу жизни настоящего воина – его способ обучения – это воспитание духа, не знающего сомнений.

В «Свитке Пустоты» показаны способы практики Пути и идеал, к которому следует стремиться.

Разнообразные ошибки происходят из заблуждений, поэтому важно сохранять «пустотное» состояние духа, следить за собой и исправлять себя. Всегда стремиться улучшить свои умения, вместе с этим продолжать тренировать тело и дух, и в конце концов можно придти к состоянию ясности, в котором нет ни единого облака, свободного от заблуждений. Это и есть «истинная Пустота».

Миямото Мусаси, в молодости переживший множество смертельных поединков, стремился вывести как можно более универсальные правила, был во всём экономным и неустанно искал рациональный способ бытия.

«Книга Пяти колец», которую он написал после обретения Пути и переданная через поколения, учит нас не только конкретным подходам к совершенствованию мастерства, но и рассказывает об идеальном способе существования воинов, и даже 400 лет спустя может помочь на пути овладения мастерством в воинских искусствах.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

«Книга Пяти колец», переписанная прямым учеником Миямото Мусаси (хранится в собрании Аодзора бунко).

Об авторе Уодзуми Такаси

Уодзуми Такаси - профессор Университета Хосо.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

Родился в 1953 году в префектуре Хёго. Специализируется на истории японской мысли, экзистенциализме, культуре тела. Закончил аспирантуру Токийского университета, но не получил степень. Работал в Международном университете воинских искусств, с 2014 года на нынешней должности.

В своих работах он раскрывает реальный образ Миямото Мусаси на основе найденных материалов и его сочинения «Книга Пяти колец» (Горинсё). Используя в том числе достижения западной философии, исследует японскую культуру – литературу, искусство, воинские искусства. Автор книг «Миямото Мусаси: Путь японца» (изд-во «Пэриканся», 2002), «Миямото Мусаси» (изд-во «Иванами синсё», 2008) и других.

Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»

замок феодала княжества Акаси, в котором жил Миямото Мусаси (фото: japan-guide.com)

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    696 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках
    1753 0
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках

    Какой из современных монгольских языков сохранил наиболее архаичные черты языка монголов XIII века.

    20 февраля 2025
    Происхождение монгольских языков: современные данные, гипотезы и исторический контекст
    2033 0
    Происхождение монгольских языков: современные данные, гипотезы и исторический контекст

    Монгольские языки и алтайская гипотеза. Археологические и генетические данные. Происхождение протомонгольского языка.

    03 февраля 2025
    Джунгары и их кочевое ханство
    1568 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    1217 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия
    434 0
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия

    Исторический фон, период нахождения казахов под властью Коканда, итоги и последствия.

    01 мая 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    528 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    633 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    696 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    699 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    3967 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025