Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»
24 июня 2019, 02:44 10963 0
![Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец» Восстановлена реальная жизнь Миямото Мусаси и его видение воинского искусства в «Книге Пяти колец»](kartinki4/2019-06-24-01-59.png)
рисунок Миямото Мусаси на заставке: Dson Rawlin
Мастер меча Миямото Мусаси, живший в начале периода Эдо (1603-1868), участвовал более чем в 60-ти смертельных поединках, но ни разу не был побеждён. Написанная на склоне лет «Книга Пяти колец» считается выдающимся трудом по теории воинского искусства. Каким же был этот воин в реальной жизни?
«Книга Пяти колец» Миямото Мусаси (1584-1645) и роман Ёсикавы Эйдзи «Миямото Мусаси» были переведены на многие языки, этот мастер меча широко известен как в Японии, так и за рубежом. Однако образ ронина и фехтовальщика, выжившего в бесчисленных поединках, который мы видим в романах, фильмах и комиксах-манга, является художественным вымыслом, он сформировался на основе биографии Миямото, написанной через 130 лет после его смерти (*).
(*) Речь идёт о сочинении «Нитэнки» (1776), которое написал Тойота Кагэхидэ. При анализе выясняется, что эта книга скорее художественная, наполненная рассказами и легендами.
Профессор Университета Хосо Уодзуми Такаси в результате многолетних научных исследований восстановил жизнь реального Миямото. Представляем вашему вниманию основные идеи, которые Миямото Мусаси выразил в «Книге Пяти колец», которые восстановил Уодзуми Такаси.
Самурай периода перехода к мирной жизни в 1600-х годах
Миямото Мусаси ещё в молодости написал теорию искусства боя на мечах, впоследствии дважды её перерабатывал и в последние годы жизни написал «Книгу Пяти колец». После него остались два послания к феодалам-даймё, несколько десятков выполненных тушью монохромных картин в жанре суйбокуга, в которых подтверждено его авторство, сделанный им деревянный меч, гарды меча (цуба) и некоторые другие вещи. Его приёмные сыновья и ученики оставили записи, в архивах сохранились документы княжеств, с которыми была связана его деятельность, и объединив все эти сведения, можно составить практически полную картину его жизни.
Мусаси родился в 1582 и умер в 1645 году. Таким образом, он родился тогда, когда бои в разных регионах страны уже отгремели, а страна была объединена, и умер в период укрепления власти сёгуната Токугава.
Мусаси с возлюленной Оцу, которая умоляет любимого: «Забери меня с собой. Я не буду тебе обузой. А если я надоем тебе, бросишь меня в диком краю… я буду покорной…» (рисунок Тосиро Мифунэ)
Можно выделить четыре периода в его жизни, которые были тесно связаны с быстрыми изменениями, происходившими в японском обществе:
- Период обучения до 20 лет. Время объединения японского общества и становления общественного порядка Нового времени.
- Период странствий и обретения воинского мастерства с переезда в столицу (Киото) в 21 год до 29 лет. После битвы при Сэкигахара рождается сёгунат Токугава, но сохраняются трения с представителями прежней власти.
- С 30 до 59 лет гостит у разных даймё, изучая различные стороны военной теории. В этот период его приёмный сын Иори получает должность министра (каро) при даймё. Осакская кампания положила конец битвам, окончательно установилась система власти сёгунского правительства бакуфу.
- После 60 лет Мусаси подводит итоги жизни и пишет «Книгу Пяти колец». К власти приходят сёгуны и даймё нового поколения, не знавшие войн.
Портрет Миямото Мусаси (Художественный музей преф. Кумамото, автор неизвестен)
Жизнь, посвящённая поиску «Пути самурая»
Миямото Мусаси в «Книге Пяти колец» называет себя «воином-буси, родившимся в земле Харима». Согласно материалам, оставленным его приёмным сыном Иори, Мусаси родился в самурайской семье, жившей в земле Харима, неподалёку от замка Химэдзи, но поскольку семья оказалась среди проигравших в ходе объединения страны, Мусаси воспитывался как приёмный сын Миямото Мунисая в Окаяме.
Живя в доме Мунисая, которому сёгун Муромати даровал почётное имя «Единственного в Поднебесной» (Тэнка мусо), Мусаси с детства изучал искусство меча, и в 13 лет впервые участвовал в серьёзном поединке, победив известного воина.
После битвы при Сэкигахара в 1600 году в 21 год он направляется в Киото, где побеждает знатоков воинского искусства. В 24 года Мусаси написал трактат по искусству меча «Зерцало Пути воина» (Хэйдокё) в 28 свитках, получил прозвище «Лучшего в Поднебесной» (Тэнкаити) и основал школу Эммёрю. Потом он путешествовал по всей стране, практикуясь в воинских искусствах, и до 29 лет провёл более 60-ти поединков с риском для жизни, которые все закончились его победой.
Последний из поединков он провёл со знаменитым Кодзиро, и то, что он якобы опоздал к условленному времени – вымысел, они в одно время прибыли на безлюдный остров. Кодзиро использовал меч длиной более 3 сяку (более 115 см), а Мусаси свалил его деревянным мечом ещё большей длины.
Как пишет Мусаси в «Книге Пяти колец», после 30 лет он искал более глубокую истину, а около 50 лет обрёл Путь.
Изучая события этого периода, мы видим записи, в которых говорится, что в 1615 году, когда ему исполнилось 34 года, он участвовал в Летней Осакской кампании на стороне клана Токугава под началом крупного даймё.
Через два года он гостит у правителей княжества Химэдзи, которые жили в замке Химэдзи. Он находится там в качестве гостя, а не вассала, сохраняя свободу, и учит наследника правителя искусству меча.
В это время он разрабатывает теорию искусства боя на мечах и тогда же начинает рисовать монохромные картины в жанре суйбокуга, «картины водой и тушью».
рисунок Миямото Мусаси «Японский сорокопут на сухой ветке» (Кобоку мэйгэки дзу, Мемориальный музей Кубосо г. Идзуми). Бумага, тушь. В «Книге Пяти колец» он описывает занятия живописью и другими искусствами как один из способов совершенствования в воинском искусстве.
Через девять лет наследник правителя умирает от болезни и Миямото Мусаси отправляет своего приёмного сына Иори на службу к правителю соседнего княжества Акаси, которому в своё время помог выстроить призамковый город, и сам поселяется в этом княжестве в качестве гостя. Через пять лет, когда Иори исполняется 20, приемный сын Мусаси становится министром (каро) при правителе, и вероятно, такому возвышению немало способствовали заслуги его приёмного отца, Мусаси.
На следующий год правителям Акаси вместо их земель дали в управление земли Кокура на Кюсю, и Мусаси переезжает на новое место вместе с кланом Акаси. Ещё через пять лет, когда вспыхнуло крупное Симабарское восстание, все княжества Кюсю были отправлены на его подавление, и Иори возглавил армию княжества Кокура, а потом стал главным министром княжества.
В 1640 году 59-летний Мусаси становится гостем княжества Кумамото на Кюсю. В следующем году он представляет правителю список правил боя на мечах из 35 пунктов, но спустя месяц правитель умирает. Через два года Мусаси приступает к написанию «Книги Пяти колец», предназначенной для молодого правителя и его министров, и завершает её через полтора года, за неделю до своей смерти.
«Книга Пяти колец» описывает жизнь воина, суть которой составляет обретение мастерства в искусстве меча, чему Мусаси посвятил всю свою жизнь.
Мусаси в поисках универсальных истин
Миямото Мусаси в «Книге Пяти колец» систематизировал свой опыт, классифицировав его по разделам в пяти свитках – «Свитке Земли», «Свитке Воды», «Свитке Огня», «Свитке Ветра» и «Свитке Пустоты».
В «Свитке Земли» он даёт общие определения Пути воина.
Среди воинов есть одиночки, а есть великие военачальники, ведущие в бой десятки тысяч человек. Оттачивая мастерство владения мечом, необходимо учиться бою, учитывая каково будет в сражении. Тренироваться надо так, чтобы умение могло пригодиться где угодно. У воина два меча – лучше учиться бою двумя мечами, учитывая реальное сражение.
Биться, используя не только мечи, но и эффективно применяя знания особенностей копья-яри, «алебарды» нагината, лука, ружья. Полководец оценивает качества подчинённых и использует их сообразно способностям и месту.
Основа осуществления Пути воина – совершенствоваться, не имея дурных мыслей.
Учиться любым искусствам и расширять кругозор, узнавать о разных профессиях и понимать, как устроено общество, разносторонне взвешивать пользу и вред и делать выводы о сути. Учитывать и то, что не видно глазу, обязательно обращать внимание на мелочи. Не делать того, что вам не пригодится, и сосредоточиться на совершенствовании своего Пути. Эти его мысли, пожалуй, применимы к любому Пути, на котором люди ищут себя.
Основное содержание «Свитка Воды» – это теория искусства меча.
Вначале он рассуждает о самых основах искусства – подготовке духа, постановке тела и направлении взгляда, после чего переходит к тому, что следует упражняться и в повседневных жизненных делах так, чтобы быть способным отреагировать без промедления, молниеносно.
При работе с большим мечом тати есть пять видов стоек – верхняя, средняя, нижняя, левосторонняя и правосторонняя, но нужно становиться так, как удобнее рубить врага.
Нужно стремиться найти «Путь меча-тати», который позволяет из стойки лучше всего биться с врагом. Чтобы отточить это умение, нужно тренироваться в упражнениях-ката пяти разных стоек. Необходимо следовать не заранее предрешённому шаблону, а как можно лучше оттачивать чувство «Пути тати» и становиться каждый раз в ту стойку, которая позволит лучше справиться с противником.
Настроиться на то, чтобы «сегодня быть способным победить себя вчерашнего, завтра победить неумелых, а потом – побеждать мастеров».
Тренировки на протяжении тысячи дней – лишь подготовка, тренироваться десять тысяч дней – путь к мастерству. Настоящее совершенствование – в стремлении улучшать навыки в ежедневных тренировках, и заниматься этим десятки лет.
В «Свитке Огня» Мусаси описывает теорию сражений.
Вначале следует осмотреться и определить направление света, характер поверхности земли, препятствия, обратить эти особенности себе на пользу и во вред противнику. Знать противника, не позволять ему использовать свои преимущества, атаковать его слабые места.
Удерживать врага, не позволяя применять свои умения, предвидеть намерение нанести удар и подготовиться к тому, чтобы ударить в ответ после его нападения и воспрепятствовать нападению. Заставить его двигаться, использовать его движение, чтобы напасть самому. Заставить его нервничать, запутать, вызвать нерешительность, а когда откроется его слабость – моментально напасть и победить.
При сражении со многими противниками тоже нужно двигаться так, чтобы управлять схваткой, рубить там, где враги мешают друг другу. Если не пробился за два раза – на третий сменить способ атаки. Быть внимательным к мелочам и нападать дерзко, биться и побеждать, не допуская неосторожности до победного конца.
В «Свитке Ветра» Мусаси говорит о правильных подходах, критикуя ошибки других школ.
Следует искать законы, применимые всегда. Не привязываться к видам стоек и внешней форме, использовать подходы, наиболее эффективно применимые к конкретному противнику, действовать согласно «Пути тати».
При виде противника должна быть лишь одна мысль – как его убить.
Не нужны никакие «тайные умения» или какой-то особый установленный способ обучения, нужно обучать так, чтобы ученик понял и усвоил. Учитывать способности ученика к обучению, избавить от вредных привычек и заблуждений, и тогда он сам обратится к способу жизни настоящего воина – его способ обучения – это воспитание духа, не знающего сомнений.
В «Свитке Пустоты» показаны способы практики Пути и идеал, к которому следует стремиться.
Разнообразные ошибки происходят из заблуждений, поэтому важно сохранять «пустотное» состояние духа, следить за собой и исправлять себя. Всегда стремиться улучшить свои умения, вместе с этим продолжать тренировать тело и дух, и в конце концов можно придти к состоянию ясности, в котором нет ни единого облака, свободного от заблуждений. Это и есть «истинная Пустота».
Миямото Мусаси, в молодости переживший множество смертельных поединков, стремился вывести как можно более универсальные правила, был во всём экономным и неустанно искал рациональный способ бытия.
«Книга Пяти колец», которую он написал после обретения Пути и переданная через поколения, учит нас не только конкретным подходам к совершенствованию мастерства, но и рассказывает об идеальном способе существования воинов, и даже 400 лет спустя может помочь на пути овладения мастерством в воинских искусствах.
«Книга Пяти колец», переписанная прямым учеником Миямото Мусаси (хранится в собрании Аодзора бунко).
Об авторе Уодзуми Такаси
Уодзуми Такаси - профессор Университета Хосо.
Родился в 1953 году в префектуре Хёго. Специализируется на истории японской мысли, экзистенциализме, культуре тела. Закончил аспирантуру Токийского университета, но не получил степень. Работал в Международном университете воинских искусств, с 2014 года на нынешней должности.
В своих работах он раскрывает реальный образ Миямото Мусаси на основе найденных материалов и его сочинения «Книга Пяти колец» (Горинсё). Используя в том числе достижения западной философии, исследует японскую культуру – литературу, искусство, воинские искусства. Автор книг «Миямото Мусаси: Путь японца» (изд-во «Пэриканся», 2002), «Миямото Мусаси» (изд-во «Иванами синсё», 2008) и других.
замок феодала княжества Акаси, в котором жил Миямото Мусаси (фото: japan-guide.com)
Комментарии ()