Сакен Жунусов «Путь Тенгри»
30 июня 2019, 03:32 3978 0
в статье фотографии природы Алтая, Казахстана, Забайкалья (фото из открытых источников)
В 1990-х годах у тэнгрианства внезапно обнаружилось множество поклонников у сибирской интеллигенции. На протяжении 1990-х годов декларации тэнгрианства звучали у казахов, киргизов и у других народов Сибири и Центральной Азии.
В настоящее время у некоторых представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тэнгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где «Тенгри» не только синоним Аллаха, но и выражение коллективного духа тюркских народов.
Представляем вашему вниманию работу казахстанского адепта тэнгрианства Сакена Хамзеевича Жунусова «Путь Тенгри».
Сакен Жунусов
Сущность тенгрианства
У каждого народа есть свой путь. Если народ не осознает свой путь, значит, он не завершил свое этническое формирование. Казахи как нация вообще не ставят задачи определения своего пути в истории.
Я же утверждаю, что путь казахов, как и путь всех тюркских народов - Путь Тенгри.
Из чего я исхожу? Я исхожу из того, что казахи – инерционные кочевники. Кочевничество нашло свое отражение в тенгрианстве.
Тенгрианство – квинтэссенция и мифологическая форма материалистического мировоззрения тюркского, казахского Кочевничества, Номадизма.
Именно мировоззрение тенгрианства делало Кочевничество константной величиной на тысячелетия. Особенно наглядно это отражено в одном из положений Ясы Чингисхана, жестко предписывавшее кочевникам вечное кочевание и запрещавшее оседание на землю.
Почему наши предки кочевали? Чтобы соблюсти требования пастбищеоборота.
Зачем? Затем, чтобы не происходило изъятия из природы сверхнормативных объемов информации.
Чем устанавливалось требование нормативного изъятия информации из природы? Первым принципом природопользования. Кроме него в человеческом социуме существует и 2-й принцип природопользования. Эти два принципа природопользования рефлекторно открыты мной.
Что это за принципы?
Человечество неосознанно строит свои взаимоотношения с Природой на двух принципах природопользования:
- Человек приспосабливает себя к природе (принцип социальной адаптации посредством неформализованного сознания);
- Человек приспосабливает природу к себе (принцип социальной контрадаптации посредством формализованного сознания).
1-й принцип природопользования выработан в недрах первобытнообщинного строя с использованием инструмента неформализованного Сознания.
Неформализованное Сознание – сознание, не достигшее уровня выработки искусственных знаковых языковых систем.
Сознание - главный инструмент постижения мира, позволяющий Человеку соотносить себя с Природой таким образом, чтобы он не стал в ней Гигантом. Такое соотношение Человека и Природы исключало экологические катастрофы.
Будучи вторичным, производным Материи, тем не менее, Сознание, с момента возникновения, управляло (!) процессом адаптации Человека к Природе!
Соотношение Человека и Природы строилось таким образом, что Человек сознательно изымал из Природы ровно столько информации, сколько ему было необходимо для существования как вида.
Я это называю законом эмерджентности: информационный эффект взаимодействия всех элементов системы Природы, включая Человека, превышает их информационную сумму.
Это значит, что после годового цикла пастбищеоборота кочевник заставал место прошлогодней пастьбы с большим объемом информации.
Это второе мое открытие, сделанное в ходе исследований для книги «Путь Тенгри».
Человек сознательно встраивал себя в течение биосферных процессов, и эта гармония Человека и Природы обусловила факт появления такого видового феномена на Земле как собственно Человек.
Человек – системная биосоциальная совокупность человеческих индивидов со всем объемом ее культуры, строящая свое отношение с Природой на принципе приспособления себя к ней посредством неформализованного Сознания, позволяющего исключить ее видовой Гигантизм.
Следовательно, кочевник, тюрок, сохранявший Природу в божественной Первозданности на протяжении долгих тысячелетий, был Человеком. И путь этого Человека был Путь Тенгри!
У тюрков Бог творит Человека из Себя вместе с сотворенной им же Матерью Божьей Умай. Человек - его Сын и он ниспосылает его c Неба на благословенную Обитель Божью, Землю, чтоб он обрел опыт ее сохранения в Божественной Первозданности! Отец Небесный Тенгри знает, что если его Сын научится хранить Землю, свою Матерь Божью, то он станет достоин Его, Вечного Синего Неба (Мунхэ Хухэ Тэнгэри)!
Человек - Сын Божий! И только поэтому бессмертен.
И как следствие – свободен и бесстрашен! Вот почему историки земледельческих цивилизаций называли тюрок «львоподобными»!
Поэтому сущность тенгрианства заключается в консервации и редукции принципа природопользования Номадизма в мифологическое Сознание кочевников.
Развитие человечества привело к тому, что из огородничества вырос феномен земледелия, а из домашнего животноводство выросло скотоводство. Тогда же и произошел раскол человечества на ту часть, которая ушла в вечное кочевье, по пути изобретшая пастбищеоборот как способ консервации 1-го принципа природопользования (Путь Авеля - Кочевничество) и на ту часть, которая осталась на месте и встала на 2-й принцип природопользования, начав интенсивно приспосабливать Природу к себе с одновременной интенсивной формализацией Сознания (Путь Каина - Земледельчество).
Земледельчество попрало закон эмерджентности и извлекало из Природы тот объем информации, который был нужен для эгоистического потребления его индивидуумами. Вместе с изменением отношения к Природе земледелец менял и отношение к своему ближнему, к Человеку.
Санкционированное 2-м принципом природопользования цивилизации Земледельчества, насилие над Природой санкционировало и насилие над своим ближним. Появилось рабство в самых разных формах, появилось угнетение человека человеком, появилась эксплуатация, человечество расслоилось на классы, появились бесчисленные факты внутривидового убийства, войны!
Тотальный аморализм – важнейшее свойство цивилизации Земледельчества.
И все это отражено в религиозных системах цивилизации Земледельчества, которая утверждает, что Человек - раб Божий!
Человек – раб Божий!
У семитов Бог творит Человека из глины. Это основание для Божьей воли, чтобы низвергнуть Человека в ад грешной бренности. Человеку - земледельцу чужда Земля и он господствует над ней так, что убивает ее. Семитский Бог убивает даже своего сына Христа. Ведь это евангельское иносказание психологически готовит человечество к самоуничтожению: несовершенный Человек – ненужное бремя для совершенного семитского Бога.
Именно в этот момент и начинается извечный антагонизм двух цивилизаций: Кочевничества и Земледельчества. И именно этот антагонизм определял всю последующую историю расколовшегося надвое человечества.
Кочевничество сумело вплоть до 20-го столетия сохранить Природу практически в его Первозданности.
Земледельчество к 20-му столетию оставило после себя множество пустынь как итог локальных экологических катастроф и результат применения хищнического 2-го принципа природопользования.
Земледелец – Недочеловек, который в итоге своей практики стал Гигантом природы и привел человечество к глобальной экологической катастрофе.
Недочеловек – совокупность человеческих индивидов со всем объемом его Контркультуры, строящий свои взаимоотношения с Природой на 2-м принципе природопользования (принципе социальной контрадаптации).
Современное человечество – Недочеловек. И мы в том числе.
Почему в конкурентной борьбе двух цивилизаций в итоге победило Земледельчество?
Теория этносоциальной относительности
Чтобы ответить на этот вопрос, нужен иной подход к рассмотрению проблемы. Известно, что человеческое общество - это форма материального мира социальной природы. Единица социума – этнос. Этнос, как всякая единица материального мира, движется в трехмерной системе социальных координат. В систему такого рода, из теории относительности Альберта Эйнштейна, я редуцировал понятия социального времени и социальной относительности, и на этой основе ввел в науку понятие социального континуума. И тут же применил эту редукцию для анализа цивилизаций Кочевничества и Земледельчества. И обнаружил удивительные вещи. Но вначале дефиниция принципа этносоциальной относительности:
Социальные пространственно-временные характеристики прямо пропорциональны скорости социального движения единицы материального мира социальной природы - Этноса.
Чем характерно в этом контексте Кочевничество?
Оно характерно тем, что у цивилизации Кочевничества очень интенсивны изменения социальных пространственных характеристик, но неподвижно (!) социальное время. Отсюда отсутствие у цивилизации Кочевничества такой характеристики как Прогресс.
Чем характерно в этом же контексте Земледельчество?
Оно характерно тем, что у цивилизации Земледельчества неподвижны (!) характеристики социального пространства в силу замкнутости границ их государств и очень интенсивны изменения социального времени. Отсюда наличие в цивилизации Земледельчества такой характеристики как Прогресс.
Это свое уже третье открытие я называю теорией этносоциальной относительности.
Что объясняет теория этносоциальной относительности?
В первые тысячелетия раскола некогда единого человечества на две противоборствующие цивилизации доминировало Кочевничество. Была одомашнена лошадь, открыта металлургия, совершены великие научные открытия в области астрономии, ботаники, медицины, созданы величайшие изобретения: колесо, подкова, штаны, обувь с каблуками, колесница, юрта, лук со стрелами, холодное металлическое оружие. И всё это был итог консервации 1-го принципа природопользования.
Первые тысячелетия с момента раскола человечества Кочевничество доминировало и в военном отношении, и все экспансии Земледельчества в Степь заканчивались ее поражением и установлением баланса цивилизаций на долгое время. Но все же социальное время у цивилизации Кочевничества стояло неподвижно и Прогресса не было. В силу этого обстоятельства у Кочевничества не было и феномена Истории!
История – феномен фиксирования нравственных и материальных отходов цивилизации Земледельчества. Поэтому у Кочевничества не было и особой потребности для формализации Сознания.
Напротив, цивилизация Земледельчества быстро прогрессировала за счет стремительно движущегося социального времени, шла стремительная формализация Сознания, в том числе и за счет того, что много открытий и изобретений было заимствованно у Кочевничества. Была создана Наука и на ее основе Промышленность и новое оружие. И к 20-му столетию цивилизация Кочевничества проигрывает свои последние битвы и на земле торжествует Земледельчество.
История Земледельчества к этому времени зафиксировала колоссальные объемы нравственных и материальных отходов человечества, приблизившие его видовую гибель.
Вот чем нужно объяснять конечную победу Земледельчества над Кочевничеством. Но эта победа Земледельчества диалектически обернулась, в конечном счете, экологическим поражением Земледельчества (момент запроса человечества на социальный синтез!). И это итог использования ею 2-го принципа природопользования, обратившее такой феномен Человека как формализованное Сознание для уничтожения его естественной основы - Биосферы.
Формализованное Сознание – сознание, достигшее уровня выработки искусственных знаковых систем и дуализма.
Где выход? Выход - в переходе человечества к 3-му принципу природопользования.
3-й принцип природопользования
Он гласит:
Человек приспосабливает себя к Природе посредством формализованного Сознания (принцип социальной адаптации посредством формализованного Сознания).
То есть человечество должно взять из опыта Кочевничества 1-й принцип природопользования и с помощью глубоко формализованного сознания цивилизации Земледельчества адаптироваться к течению биосферных процессов (момент диалектического синтеза!).
Как это применить в жизни?
Этому посвящена 3-я глава книги «Казахский чернозем. Новая парадигма основания Биосферы». Эта книга - парадигмальное эхо книги великого русского почвоведа В.В. Докучаева «Русский чернозем».
Но у Докучаева под почвой понимается тело биокосное. У меня почва тело биологическое! Это представление - плод моих фундаментальных исследований в области почвоведения. И этому открытию способствовал мой врожденный инстинкт исконного номада, потомственного кочевника. Я всегда был беремен этим и другими открытиями, изложенными в книгах «Казахский чернозем» и «Путь Тенгри».
Так, языком современной науки, я объяснил миру то, что мои предки знали долгие тысячелетия: под нашими ногами расстилается благословенная, живая, и жизнь дарящая Земля, мать наша Умай, верная супруга Отца нашего Небесного Тенгри, убиваемая Каином – земледельцем уже тысячи лет и до сих пор не убитая!
Но изменение представлений о почве как биологическом теле природы требует и соответствующего тэнгрианского, кочевнического подхода к этому явлению природы. Почву нельзя оборачивать! Ее нужно использовать так, как использует сама Природа. Все растения Природы вечнолетны! Их никто не сеет. Значит, не должен этого делать и Человек.
Но как этого не делать? Как не сеять хлеб? И тут на помощь приходит метод отдаленной гибридизации, созданный великими учеными прошлого: Владимиром Мичуриным, Людвигом Бербанком и Николаем Цициным.
Их достижения в науке, достижения современной селекции, генетики, генной инженерии дают возможность создать такие вечнолетные культуры, которые можно посеять (посадить) один раз и навсегда, и они будут совместимы с живой почвой! И это даст возможность исключить земледелие из практики человечества, а вместе с ним и всю цивилизацию Земледельчества.
Как это сделать предметно на определенном примере? Например, скрестить пшеницу и ковыль! И всё. Мы тогда получаем вечнолетную культуру, исключающую земледелие на колоссальных площадях. Можете себе представить, какую экономию средств даст этот метод отдаленной гибридизации?
Хищническое Земледельчество Каина уйдет в небытие. На его место придет цивилизация Почводельчества Авеля!
И, главное, практика Почводелия даст возможность для капитального ремонта Биосферы. Я имею ввиду реставрацию круговорота воды и веществ в Природе. Ведь первое, что ломает земледелие это круговорот воды и, наложенный на него, круговорот веществ в Природе!
Реально ли всё, что я здесь рассказываю? Реально. Академик РАН, действительный член Лондонского Линнеевского Королевского общества, действительный член Чешской, Словацкой и Монгольской академий, один из ведущих мировых генетиков, селекционеров, генных инженеров, экс – генеральный директор Всесоюзного института растениеводства АН СССР, Драгавцев Виктор Александрович считает мой подход «абсолютно верным» и нисколько не сомневается в технической возможности претворения моих исследований в жизнь, в возможности создания вечнолетнего гибрида пшеницы и ковыля! В личной беседе он уверил меня, что «запросто скрестит ковыль с пшеницей»!
В России идет подготовка к строительству фитотрона и первые селекционные линии будут заложены по моим идеям.
А это дает возможность предметной экстраполяции 3-го принципа природопользования в жизнь, в контексте внедрения в практику человечества Почводельчества. И это Путь Тенгри!
Вот таким образом я излагаю только один выход из того экологического тупика, в который завела человечество цивилизация Земледельчества.
А как применить философию тенгризма к современности?
Во-первых, нужно четко уяснить, что понятие Кочевничество - это не только центральное в тюркской, монгольской, казахской философии, но и является национальной особенностью тюркских и монгольских народов, в том числе и казахского народа.
Во-вторых, национальная особенность - есть основание для построения национальной идеи.
В-третьих, нужно выявить способы экстраполяции национальной особенности на современность.
Какими способами нашу национальную особенность, Кочевничество, Номадизм, экстраполировать на современность?
Кочевничество на современность нужно экстраполировать формой государственности, то есть демократией и толерантностью как способом сосуществования этносов в многонациональном и многоконфессиональном государстве.
Тогда казахской национальной идеей должна быть триада: «Номадизм. Демократия.Толерантность».
Что дает национальная идея?
Целеполагание. Это означает, что строительство казахского государства должно осуществляться в соответствии с национальной идеей. Если национальной особенностью казахов является номадизм, то все здание казахской государственности должно строиться в соответствии и с учетом этой особенности нации.
Сформулированная таким образом национальная идея позволяет соединить опыт кочевого и современного демократизма. Способ редукции номадизма на современность толерантностью позволяет нам учесть этническое и конфессиональное своеобразие страны.
Что это дает?
- В использование берется весь колоссальный опыт кочевой государственности. А в нем, как известно, было много чрезвычайно полезного. Чего стоит опыт кочевого демократизма.
- Резко возрастает эффективность государства.
- Капитально решаются вопросы перехода государства на 3-й принцип природопользования.
- Соединяется опыт кочевого и современного демократизма.
- Решается национальный вопрос.
- Решается вопрос межконфессиональных отношений.
- Началом любой прочей отраслевой теории построения государства должно быть понятие Кочевничество (Номадизм).
То есть, понятие Кочевничество, как национальная особенность, должно лежать в основании таких теорий как теория казахского менеджмента, теория школы, теория армии, теория пенитенциарной системы, теория национальной элиты, теория экономической системы на едином начале, четырехветвенная теория политической системы, троичная теория кочевой духовности и т.д.
Такова предметная сторона казахской философии. И это Путь Тенгри.
Троичная теория кочевой духовности: теория ядра
Эту теорию создали замечательные татарские философы и теоретики тенгризма: Рафаэль Безертинов и Рафаэль Мухаметдинов, З. Аглиуллин, Д. Шайхутдинов и другие.
Смысл этой теории заключается в утверждении того, что этнос целостен и развивается, если в нем наличествуют три составляющие (теория ядра):
- собственное мировоззрение (верование, национальная идея, идеология),
- свой язык,
- своя письменность.
Как образец они приводят пример японского этноса. У японцев своя вера – синтоизм, мягко окутанный четвертой (!) составляющей, буддизмом, свой язык - японский и своя письменность - иероглифика. Результат органичного триединства трех составляющих японской духовности - великое японское государство.
А чем располагаем мы, казахи? Мы кое-как сохранили свой язык. Письменность наша русская кириллица. Религия – чужеродный семитский ислам, внедренный в Степь огнем и мечом.
Вывод: казахский народ, как и большинство тюркских народов, не целостен, не прогрессивен. Отсюда наша не только духовная, но и коррелирующая с этим показателем экономическая и политическая отсталость.
Что делать? Возрождать не только казахам, но и всем тюркским народам свой тюркский язык, свое тенгрианское мировоззрение, свою руническую письменность. И это будет Путь Тенгри.
Заключение
В книге «Путь Тенгри» я упустил культовый контекст тенгрианства.
В тенгрианстве я, в первую очередь, сосредоточился на природопользовательском контексте, который открывает человечеству путь спасения от глобальной экологической катастрофы, от угрозы мировой войны и от видового Гигантизма. Я показываю, как возможности философии тенгризма, опыт Кочевничества, воплощенного в материалистическом и гуманистическом мировоззрении тенгрианства, дает путь превращения Биосферы в Ноосферу. Именно тенгрианское соотношение Человека и Природы, которое возможно претворить в жизнь на 3-м принципе природопользования и есть путь спасения человечества от гибели как вида.
Во вторую очередь, в тенгрианстве, как концентрированном мировоззрении Кочевничества, я беру его предметный контекст для построения современной казахской, тюркской государственности.
В третью очередь, в тенгрианстве я беру его духовный контекст для четкого обозначения пути всестороннего возрождения казахской в частности и тюркской цивилизации вообще.
И все эти три контекста в совокупности дают то, что я называю «Путь Тенгри».
Пусть будет благословен Отец наш Небесный, Вечное Голубое Небо Тенгри! Тәңір жарылқасын!
Список использованной литературы
- Безертинов Р. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство». Учебное пособие. 2-е изд. – Казань: РИЦ «Школа», 2017 г., 160 стр.
- Бербанк Л. Избранные сочинения. М.: Иностранная литература, 1955 г., 715 стр.
- Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем - обзор проблем и результатов. В книге: «Системные исследования. Ежегодник». М.: Наука,1969 г., стр. 30-54.
- Вернадский В.И. Биосфера, М.: Мысль, 1967 г., 376 стр.
- Докучаев В.В. Русский чернозем. Избранные сочинения в 3-х томах. Том 1. М.: ОГИЗ Сельхозгиз, 1948 г., 480 стр.
- Жунусов С.Х. Казахский чернозем. Караганда, типография «Форма Плюс», 2008 г., 162 стр.
- Мичурин И.В. Сочинения в 4 томах. Том 1. ОГИЗ Сельхозгиз, 1939 г., 655 стр.
- Сулейменов О.О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. М.: Издательский дом Грифон, 2005 г., 270 стр.
- Цицин Н.Н. Отдаленная гибридизация растений. М.: Наука, 1979 г., 278 стр.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4 томах. Том 4. М.: Наука,1966 г., 599 стр.
Аннотация
Статья «Путь Тенгри» - концептуальное изложение одноименной книги.
Из всей совокупности вопросов тенгрианства автор берет, во-первых, природопользовательский контекст. Он показывает, как соотношение Человека и Природы строилось в цивилизациях Кочевничества и Земледельчества и к чему это привело. Цивилизация Кочевничества, основанная на 1-м принципе природопользования (теза), де факто была Ноосферой, сферой Разума и сохранила Природу в ее Первозданности в течение 10 тысяч лет, а цивилизация Земледельчества, ставшая на 2-й принцип природопользования (антитеза), привела человечество к гибели в экологической катастрофе за несколько последних столетий. Выход из тупика автор видит в реализации созданным им 3-м принципе природопользования, в котором органично соединены 1-й принцип природопользования с достижениями цивилизации Земледельчества в развитии формализованного Сознания (синтез). И это будет «Путь Тенгри», открывающий путь к Ноосфере.
Выводя из понятия Кочевничества национальную особенность тюркских и казахского народов, автор строит на ней национальную идею «Номадизм. Демократия.Толерантность». Это дает основание для строительства современной тюркской государственности на Едином научном начале, на понятии Кочевничества. И это тоже будет ПутьТенгри.
Ключевые слова: путь, Тенгри, кочевничество, земледельчество, тенгрианство, принцип, природопользование, ноосфера, сознание, формализация.
Автор Сакен Жунусов (rudin_46@mail.ru)
Комментарии ()