Концепция кармы в китайском буддизме

25 апреля 2018, 00:42 2753 0 Автор: Золотая Орда

Концепция кармы в китайском буддизме

фото: turj.ru

Каждый человек, минуя постоянно меняющиеся состояния тела и сознания, приходит к моменту смерти. Этот момент китайские буддисты называли «существование в смерти» (сы-ю, 死有). Сознание в промежутке между смертью и новым рождением получило название «промежуточного существования» (чжун-ю, 中有), которое длится от 7 до 49 суток. В это время человеческое сознание имеет образ 5 - 6-летнего ребенка, который обладает всеми органами чувств и в состоянии видеть, слышать и осознавать происходящее рядом.

В зависимости от степени омрачения, загрязнения и накопленных кармических отпечатков-концепций, при созревании необходимых причин и условий, сознание перерождается в соответствующую новую форму существования. Это происходит в момент зачатия, если поток сознания перерождается в животного или человека. У нарака, прета, асура и божества сознание перерождается, непосредственно переходя (опускаясь или поднимаясь) в данную вне телесную форму существования.

Момент перерождения называется «существование в рождении» (шэн-ю, 生有). В результате все прочие существования сознания в будущем или прошлом считались потусторонней реальностью, или потусторонним миром, поскольку не имели какого-либо эмпирического доказательства.

Таким образом, существование сознания из жизни в жизнь проходит четыре стадии, которые последовательно сменяют друг друга. Естественно, что основное внимание было обращено на человеческое существование, находящееся в центре всех форм и имеющее наилучшие шансы для совершенствования и выхода из круговорота сансары, что совершил Будда.

Обитатели ада (нараки), преты и животные находятся настолько в тяжелом положении, что они просто не в состоянии даже думать о совершенствовании. Они постоянно и непрерывно движимы инстинктом пропитания и размножения. У животных не развито сознание, и они вынуждены ежеминутно выживать. Но со временем, исчерпав страданиями своей участи часть своего омрачения, им выпадает шанс переродиться в человеческом теле. Асуры и божества, в свою очередь, также имеют меньше возможностей по сравнению с человеком для совершенствования. Первые из-за своего постоянного гнева, вторые из-за слишком счастливой жизни, в ходе которой они просто не в состоянии понять причины страданий существования и заняться совершенствованием. Асуры и божества, исчерпав свою благую карму, после смерти опускаются в низшие миры.

В результате человек, представляющий собой совокупность временного тела и потенциал благородного сознания, олицетворяет собой так называемый срединный путь, провозглашенный Буддой, и свободный, с одной стороны, от излишних мучений, с другой – от излишнего блаженства и счастья. В свою очередь, человеческая форма существования также не является однородной: есть бедные и богатые, больные и здоровые, удачливые и невезучие, долгожители и умершие в молодости. Все эти условия человеческого существования, согласно буддийскому учению, подчиняются законам кармы, которая в буддизме приняла значение причины и плода (иньго, 因果) и стала в большей степени пониматься в контексте воздаяния за мысли и поступки (баоин, 报应).

Для профана данные различия условий человеческого существования никак не трактуются и, более того, подчеркивают их беспричинность, спонтанность и объясняются стечением обстоятельств и волей провидения. В отличие от этого, буддийское учение принесло мощное фактологическое и теоретическое обоснование различия человеческого существования. Дхарма прекрасно объясняла многие факты и имела очевидную доказательную базу в самих этих фактах.

В частности, все условия того или иного существования объяснялись прямым следствием прошлых деяний, а все нынешние деяния без исключения будут иметь свои неминуемые последствия. В «Сутре кармы трех времен» сказано: «Если желаешь знать о своей прежней жизни, то это то, что имеешь в этой жизни. Если желаешь знать о своей будущей жизни, то это то, что делаешь в этой жизни».

Буддисты приводили многочисленные примеры из обычной жизни, показывающие, что действия приводят к определенным последствиям, и все это подчиняется законам кармы, охватывающей прошлое, настоящее и будущее время, или три мира (саньши, 三世). Данный фактологический материал, по большому счету игнорируемый сторонними, служил своего рода эмпирическим доказательством истинности буддийского учения.

Так, карма (причина и плод) прошлого мира объясняла настоящее изначальное социальное неравенство. Рождение ребенка в богатой или бедной семье, благоприятные или неблагоприятные ситуации в этой жизни объявлялись плодом прошлых благих или дурных деяний. Карма (причина и плод) настоящего мира подразделялась в зависимости от последовательности проявления плода. Во-первых, непосредственная последовательность, подобно звуку колокола после удара в него: любое доброе либо злое действие (тела, языка или ума) могло принести мгновенное или быстрое воздаяние. Во-вторых, опосредованная последовательность, подобно урожаю после посева, которому нужно время для всхода и созревания: воздаяние могло и задержаться на неопределенный период времени. И, в-третьих, отдаленная последовательность, когда жизнь человека определяет смерть: если человек жил праведно, то и смерть у него будет легкая (спокойная, без страха).

Принимая во внимание, что решающее значение для кармы будущего времени, особенно для перерождения в Западном раю, играл последний миг жизни, или существование в смерти, это имело большое значение. Карма будущего мира объясняла несоответствие благих или дурных деяний в этой жизни и условий существования, иначе говоря, плод воздаяния как бы откладывался на будущую жизнь. Концепция кармы объясняла физическое и социальное несоответствие, а также побуждала адепта на самосовершенствование с опорой на собственные силы.

В Китае главный акцент был сделан на карму настоящего мира, которая во многом соответствовала традиционной концепции добродетели (дэ, 德), особо развитой в даосизме. Сознание китайцев характеризовалось направленностью на данную жизнь, что во многом было обусловлено философским воззрением чань (вне этого мира нет ни будд, ни патриархов). То есть будущее будущим и еще не ведано, а достижения и действия в этой жизни гораздо важнее.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Джунгары и их кочевое ханство
    263 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    4337 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    1758 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    1767 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Джунгары и их кочевое ханство
    263 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Статьи
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    310 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История
    Самые умные страны мира в 2023 году
    4386 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    4809 1
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    4337 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    5093 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    4813 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024