09 июля 2019, 01:14 2385 0 Автор: Золотая Орда

фото: natgeolife.com

Интеллект

Раньше ученые считали, что насекомые не способны к обучению или осваиванию навыков на основе обобщения информации (преимущественно при помощи мозга) с их последующим рациональным использованием в условиях, отличных от исходных (интеллект).

Насекомые имеют крошечный мозг, количество нейронов в котором составляет около 1 млн, тогда как человеческий мозг содержит около 86 млрд нейронов. По этой причине в течение длительного времени им уделялось очень мало внимания в сравнительной психологии, в которой большинство учёных занимались исследованием интеллекта млекопитающих.

Считалось, что насекомые являются машинами, не имеющими разума. Французский натуралист Жорж-Луи Леклерк де Бюффон в своей «Естественной истории животных» представил муравьёв, пчёл и прочих общественных насекомых в качестве механизмов, которые лишены мышления и способности анализа и однообразно реагируют на внешние воздействия.

В конце XIX - начале XX столетий германский физиолог Альбрехт Бете на основании этих воззрений разработал подробную теорию поведения общественных насекомых, в которой они представлены как автоматы, действующие по строго определённым правилам в точном соответствии с характером внешних воздействий. Большинство исследователей рассматривало их поведение как проявление врождённых инстинктов.

Сторонники этих воззрений в течение долгого времени рассуждали и спорили, основываясь на логике, а не на экспериментах. Лишь во второй половине XIX столетия учёные стали проводить эксперименты для изучения поведения животных, включая насекомых.

В середине XX столетия очень мало учёных использовало понятие «научение» при объяснениях поведения насекомых.

За последние несколько десятков лет учёные обнаружили, что когнитивные способности насекомых сопоставимы с когнитивными способностями позвоночных животных, а в некоторых случаях даже превосходят их.

Ученые выяснили, что насекомые способны к обучению при поисках пищи, способны к ориентации и навигации, и даже способны использовать простейшие орудия.

Так, муравьи родов Aphaenogaster и Pogonomyrmex погружают кусочки опавших листьев, древесины, сухую грязь в жидкую или желеобразную (например, в раздавленную гусеницу или гнилую ягоду) пищу, а затем переносят их в свой муравейник. Такой способ позволяет примерно в десять раз увеличить количество переносимой пищи по сравнению с тем количеством, которое один муравей может перенести без использования приспособлений.

Муравьи родов Dorymyrmex, Tetramorium и Messor бросают маленькие камешки или кусочки земли в гнёзда конкурентов – соперничающие муравьиные колонии или в гнёзда пчёл-галиктов.

Сознание у насекомых и природа Будды

В первом случае это позволяет получить конкурентное преимущество в борьбе за пищу благодаря отрезанию путей к ней для соперников, во втором случае пчёлы, охраняющие вход в норку, вылезают из неё, бросаются в атаку на большую группу муравьёв и погибают в неравном бою.

Самосознание

До недавнего времени считалось, что самосознанием обладают только млекопитающие - человекообразные обезьяны, слоны, касатки и афалины, а также некоторые виды птиц, например, сороки. Однако недавние исследования позволяют говорить о зачатках самосознания у социальных насекомых, например, у шмелей и муравьев.

Рыжие муравьи из рода Myrmica могут идентифицировать себя с собственным отражением в зеркале, говорится в исследовании бельгийских ученых, опубликованного в Journal of Science. Как отмечают авторы статьи, ранее считалось, что такой способностью обладают только некоторые виды млекопитающих и птиц.

Сознание у насекомых и природа Будды

В ходе первого эксперимента ученые сажали одних лабораторных муравьев в специальную арену, оборудованную зеркалом, других — в такую же арену, но не с зеркалом, а с таким же по размеру стеклом, за которым находились другие муравьи. Выяснилось, что в этих ситуациях насекомые вели себя по-разному. Оказавшись перед зеркалом, муравьи замедлялись и начинали совершать необычные движения головой и антеннами, чего не наблюдалось, когда они видели за стеклом сородичей. Таким образом, полагают исследователи, муравьи воспринимали свое отражение не просто как другого муравья, а как нечто особенное.

Сознание у насекомых и природа Будды

В другой серии опытов исследователи выпускали к зеркалу муравьев, у которых голова была помечена голубой точкой. Насекомые замечали их и начинали счищать краску. В то же время, когда вместо голубой была использована коричневая краска, по цвету похожая на покров муравьев, они не обращали на нее внимание.

Способность ассоциировать себя с отражением в зеркале обычно рассматривается как признак наличия самосознания, поэтому такое поведение у муравьев, считают авторы эксперимента, может говорить о его зачатках у этого вида насекомых.

Эксперименты группы ученых из Великобритании и Норвегии показали, что и шмели годятся нам в собраться по разуму куда больше, чем мы готовы признать. Исследователям удалось научить перепончатокрылых вытаскивать за ниточку из недоступного места искусственный цветок с сиропом.

Природа Будды

В буддизме существует такое фундаментальное понятие как «природа Будды». Природой Будды обладают все живые существа, она предполагает наличие у всех живых существ одинакового сознания, только разного по объему, по уровню всеведения.

Сознание у насекомых и природа Будды

Буддизм утверждает, что во вселенной сознание в своей основе универсальное явление, то есть все живые существа вселенной имеют общую основу сознания (природы Будды) и поэтому потенциально способны понять друг друга не зависимо от формы и вида жизни.

Все живые существа вселенной имеют возможность достичь состояния Будды – космического сознания, для которой уже не нужна форма (наличие тела).

Философия буддизма считает природу Будды, присущую существам, имманентной, изначальной, несозданной и неразрушаемой. В сущности, она является нирваной (освобождением), скрытой в потоке сансары (страданий).

В буддизме следует воздерживаться от убийства даже насекомых.