Проблемы этногенеза бурятского народа
18 мая 2018, 11:30 4672 0
фото: travel.kurumkan.info
Ранняя этническая история современных монголоязычных народов напрямую связана со становлением империи Чингисхана, с ее распадом и перемещениями различных племен.
По этнической истории происхождения бурят существует немалое количество научных работ бурятских ученых, однако подходы и методы их решения ничем не изменились и остались теми же, что и несколько десятков лет назад. По-сути, историки оперируют одними и теми же источниками, но делают разные выводы.
В результате в бурятоведении по-прежнему бытует широкий разброс противоречивых и взаимоисключающих мнений. Например, одни считают, что в XIII в. буряты были сложившейся народностью, другие считают, что его формирование происходило в рамках Российского государства в XVII–XVIII вв. и т.д.
Библиографий и различных гипотез по этногенезу и ранней этнической истории различных бурятских племен столь много, что бурятским исследователям все время приходится разбирать разные версии, поддерживать одну и отвергать другие. К тому же изучение этногенеза бурят наталкивается на проблему существования тюрко-монгольского пограничья в Байкальском регионе.
Такое положение обусловлено тем, что историки-бурятоведы к изучаемым проблемам не привлекают методы генетической генеалогии.
Обычно успех традиционных методов исследования этнической истории того или иного народа целиком зависит от разнообразия письменных источников, мнений авторитетных ученых, исследовавших данный вопрос, данных фольклора, топономики и археологии. Однако, можно ли сегодня назвать результаты этих исследований полными и достоверными? Вряд ли, потому что этими учеными не были дополнительно использованы, наряду с традиционными, методы генетической генеалогии при выяснении этнической истории происхождения бурят. Ведь наука всегда стремится к получению максимально достоверных результатов.
Таким образом, наиболее точное представление о происхождении этноса может дать использование метода генетической генеалогии, наряду с применением традиционных методик указанных выше (при их сопоставлении).
В течение многих веков и тысячелетий люди родственных групп, которые имели некогда общего предка, разделялись, создавали новые племена и новые этносы, меняли свою культуру, язык и ареал проживания. Пройдя через множество эпох, память о родстве со временем стиралась. В отсутствие достоверных результатов ДНК может открыть все завесы истории происхождения народа, найти родственные рода и племена, определить, кем были наши далёкие родственники. Генетика это информация о нас самих, которую невозможно получить из других источников.
Проблема в том, что сегодня этногенез бурят до конца не ясен. Существуют множество источников по этому вопросу, которые не совпадают и даже противоречат друг другу. Кратко перечислим эти источники.
- История шаманки Асуйхан. Согласно нему на северной стороне моря некогда жил народ, называвшийся 18 атагатами и 20 хотоготами. Там же жила шаманка Асуйхан, которая от морской волны зачала сыновей Булагата, Хоридоя и Эхирита. Булагат стал предком 6-ти булагатских родов, Эхирит – 8-ми эхиритских родов, а Хоридой предком 11-ти хоринских родов. (Цыдендамбаев Ц.Б. «Бурятские исторические хроники и родословные», Улан-удэ, 1972).
- Согласно же изложению Ломбоцыренова у Асуйхан было два сына Бурядай и Хоридой. От Хоридоя пошли 11 хоринских родов, а от Бурядая потомки Эхирита и Булагата.
- Согласно же рукописи Будажаба Будаева от ойрат-бурятского Бурядая произошли Булагат и Эхирит. От Булагата пошли шесть сыновей (Харанут, Хурамши, Ользон, Ашибагат, Буумал, Алагуй), от Эхирита пошли восемь сыновей (Баяндай, Абзай, Хонгодор, Готол, Буян, Абагунат, Бабай и Чино). О родственной связи с хоринцами ничего не сказано.
- Легенда, записанная Дарбаевым и приложенная к его докладу: Согласно легенде, в древности жил прославленный силач и богач Барга-батор, который прибыв с юго-востока со своими сородичами, стал кочевать по южной стороне Байкала. Он имел трех сыновей Олюдая, Бурята и Хоридоя. Когда они выросли старший сын Олюдай откочевал на Алтай и Хангай, подчинив себе народы тех мест. Бурят остался при отце и его потомки кочуют по двум сторонам Байкала, а Хоридой стал жить в таежных местах. Здесь угадываются такие этнонимы как олюды (элюты), вошедшие в состав джунгарского этноса, а также буряты, которые, по всей видимости, были булагатами и эхиритами.
Почти во всех вышеуказанных источниках говорится о прямом родстве булагатов и эхиритов с хоринцами. Историю эхиритов, булагатов и хоринцев можно коротко охарактеризовать таким образом: У Баргу, советника Алтан-хана, и шаманки Асуйхан (которая предположительно являлась его женой) было три сына: Олюдай, ушедший на Запад и положивший начало ойратскому роду элютов (олэдов), Бурядай, положивший начало таким родам как булагаты (6 родов) и эхириты (8 родов), Хоридай, положивший начало 11 хоринским родам.
Элюты ушли на запад к ойратам и вошли в их состав, буряты остались в землях Баргу, а хоринцы были отданы как приданное Бальджин-хатун, но после периода конфликтов хоринцы смогли убежать от Бубэй-хана. Вместе с родственными эхиритами и булагатами хоринцы стали скелетом бурятского этноса. Эти три племенных союза в общей численности бурят занимают от 50 до 80 процентов всего бурятского народа.
Однако, на сегодняшний день отсутствуют достоверные данные о генетическом родстве булагатов и эхиритов с хоринцами, а также ойратов с булагатами, эхиритами и хоринцами. Поэтому документальные версии происхождения бурят, как объединение трех родственных групп, на данный момент носят характер гипотезы. Она может подтвердиться или быть опровергнутой в результате ДНК-тестирования представителей всех трех племенных объединений (эхиритов, булагатов и хоринцев). Анализ результатов ДНК-тестирования должен проводиться совместно с традиционными генеалогическими методами исследования.
Ранее историк и генетический генеалог Жаксылык Сабитов в своей научной работе «Этногенез бурятского народа с точки зрения ДНК-генеалогии», опубликованной в журнале «The Russian Journal of Genetic Genealogy» (14.12.2009), предположил, что три бурятских рода: Хори, Эхириты и Булагаты, относятся к гаплогруппе C2-M407, к которой также относятся казахские коныраты (кунгираты). Однако результаты последних генетических исследований бурят показали, что действительно Эхириты и Булагаты генетически родственны между собой, так как относятся к гаплогруппе C2-M407, но оказалось, что Хоринские рода относятся к другой гаплогруппе (хотя субклад C2-M407 и есть среди них, но в малом количестве), а именно к N1c1-F4205.
Ж. Сабитов указывает, что Бурятские C2-M407 (в основном Эхириты и Булагаты) близки выжившим представителям ойратского клана Чорос (правящая династия Джунгарского ханства происходила из этого рода). Они относятся к той же гаплогруппе, что и казахские коныраты (кунгираты), которые по шежире (устным генеалогиям казахов) происходят от двоюродного брата Борте, супруги Чингиз-хана. К сожалению, из-за слабой изученности бурятов, мы не можем датировать время расхождения этих двух популяций. Буряты сильно нуждаются в исследовании полиморфизма Y-хромосомы с учетом родоплеменной структуры.
- Если касаться хоринских родов, то среди казахов им будут близки три популяции: род Уак, проживающий на севере и востоке Казахстана, род Сиргелы и часть племени Жалаир (обе популяции проживают в Южном Казахстане). К сожалению сравнивать бурятов с монголами гораздо сложнее, так как монголы слабо изучены по конкретным субкладам и с учетом родоплеменной структуры, - говорит Ж. Сабитов.
Таким образом, вопросы этногенеза бурятского народа сегодня считаются не до конца выясненными и требуют решения с учетом использования новых методов.
Комментарии ()