​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

13 ноября 2019, 21:45 3035 0 Автор: Золотая Орда

​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

природа Причулымья, фото: green-tsu.ru

Для реконструкции историко-культурных собы­тий начала II тыс. н. э. на территории таежного Причулымья (юг Западной Сибири) актуально исследование материалов Чердатского клада.

В 1902 г. на левом бе­регу Чулыма (правый приток Оби), на склоне горы у села Чердатского Мариинского уезда Томской губер­нии (современный Зырянский р-н Томской обл.) были найдены артефакты, хранящиеся ныне в Эрмитаже. Печатная информация о них появилась в «Отчете Им­ператорской археологической комиссии за 1902 год».

​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

В нем, помимо скупых данных о месте нахождения «клада», был изложен перечень и дано краткое описа­ние 9 вещей, 3 из которых сопровождались фотографи­ями (Отчет... 1904. С. 142, 143. Рис. 256-258). Вскоре Я.И. Смирнов опубликовал фотографии всех этих на­ходок (Смирнов, 1909. С. 12. Табл. С: 213-219. Рис. 39, 40), но без какой-либо дополнительной информации.

Точные условия нахождения вещей остаются не­известными. Возможно их происхождение из разрушенного погребения, в том числе его «тайника». По этой причине обозначение предметного комплекса «кладом» достаточно условно.

Неясно, в какой степе­ни коллекция, отраженная первоисточником (От­чет. 1904), соответствует составу клада при его об­наружении. Не исключено, что вещей в найденном в 1902 г. комплексе было больше, а на хранение в да­льнейшем поступили только предметы из драгоцен­ного металла - как наиболее ценные.

Так или иначе, клад состоит из 9 предметов. Это серебряная пирше­ственная и ритуальная посуда: два кубка на поддоне, с арочным и растительным орнаментом; две глубокие на поддоне чаши, на венчик которых нанесен бордюр с рас­тительным побегом; две низкие чаши; одна низкая чаша, на дне которой изнутри вычеканен первый знак знаменитой буддийской молитвенной формулы «ом мани падме хум». В состав клада также входили обломок металличе­ского зеркала и колечко (или скоба?).

​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

Многочисленные аналогии посуде (могильник Ча­совенная Гора и др.) определяют общую датировку клада пределами XIII-XIV вв.

Два кубка и чашу со зна­ком «ом» Ю.И. Елихина атрибутировала так: «Золотая Орда или Династия Юань. XIV в.» (Сокровища Золо­той Орды. 2000. С. 210, 211).

По современным мате­риалам, знак «ом» на чаше из Чердатского клада для та­ежного Причулымья является самым архаичным буд­дийским символом, а для Западной Сибири эпохи Средневековья, видимо, одним из самых северных эпиграфических памятников буддизма.

Одна из моих версий исторической интерпретации Чердатского клада связывает его с историей кыргызов таежного Причулымья. Появление здесь первых групп кыргызов фиксируется в X в.; их дальнейшее пребыва­ние, а также миграции в этот район, - до конца XIII в.

В таежном Причулымье, преимущественно в археоло­гическом микрорайоне, тяготеющем к территории устий рек Яя и Кия (левые чулымские притоки), иссле­дованы курганные могильники Змеинкинский, Калмакский, Иловский X-XIII вв., представляющие сред­нечулымский вариант культуры енисейских кыргызов (Беликова, 1996; и др.).

​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

устья рек Яя и Кия

Материалы Чердатского клада позволяют говорить о том, что в монгольское время среднечулымские земли кыргызов были включены в состав владений монгольской импе­рии Юань (1271-1368 гг.).

Клад мог быть связан с монгольскими воен­ными поселенцами в таежном Причулымье. Ведь известно, что после разгрома енисейских кыргызов в 1293 г., монгольский полководец Тутуха на завоеван­ные земли стал перемещать семьи, верные Юаньской империи, где буддизм c XIII в. был государственной религией.

Для вывода о «монгольском» следе, базирующего­ся на материалах Чердатского клада, показательны не­которые тезисы о формировании чулымских тюрков - коренного этноса Причулымья. В их числе - разыска­ния Э.Л. Львовой относительно антропонимов Каргачинской волости, располагавшейся по Чулыму на той территории, где как раз и был найден Чердатский клад.

Она установила, что собственное имя родоначальника обитателей этой территории - Пергай (Бергай) - «по форме чрезвычайно схоже с антропонимом монгольского происхождения Берке (Бэрхэ)» (Львова, 1980. С. 81-84).

Исследование языка чулымских тюрков до­пускает, что их предки контактировали в XIII-XIV вв. с монголами (Рассадин, 1980. С. 51). Анализ же архео­логических материалов среднечулымского варианта культуры енисейских кыргызов X-XIII вв., с которым, скорее всего, как раз и связан Чердатский клад, предпо­лагает участие периферийной, северной, группы кыр­гызов в этногенезе чулымских тюрков.

Исследование вопроса о распространении власти монголов на территорию таежного Причулымья XIII-XIV вв. особо значимо для реконструкции истории монгольского государства, енисейских кыргызов Юж­ной Сибири и народов Западной Сибири.

Литература

  • Смирнов Я.И., 1909. Восточное серебро: Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи / Изд. Императорской археологической комиссии ко дню ее пятидесятилетия. СПб.
  • Сокровища Золотой Орды: Каталог выставки (нататар., рус. и англ. яз.) / Науч. ред. М.Б. Пиотровский. СПб., 2000.
  • Беликова О.Б., 1996. Среднее Причулымье в X-XIII вв. Томск. Львова Э.Л., 1980. Об одном из компонентов в составе чулымских тюрков //Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск. Отчет Императорской археологической комиссии за 1902 год. СПб., 1904.
  • Рассадин В.И., 1980. Монголо-бурятские заимствования в сибирских тюркских языках. М.

Автор: Беликова О.Б. В сборнике: ТРУДЫ III (XIX) ВСЕРОССИЙСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО СЪЕЗДА Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург; Институт археологии РАН, Москва; Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск. 2011. С. 122-123.


Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Исследование интеллекта казахов, русских и узбеков в Казахстане
    555 0
    Исследование интеллекта казахов, русских и узбеков в Казахстане

    Статья прошла рецензирование и была официально опубликована в журнале «Intelligence» в 2014 году.

    18 октября 2025
    Кипчаки: что рассказала ДНК о внешности и судьбе хозяев Западной степи
    805 0
    Кипчаки: что рассказала ДНК о внешности и судьбе хозяев Западной степи

    Как выглядели кипчаки на самом деле: генетический портрет исчезнувшего народа.

    29 сентября 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    2018 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    214 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    342 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    375 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История