Самолётопоклонники прошлого и настоящего
14 октября 2020, 18:33 1488 0
cargo-cult
Карго-культ, или культ самолётопоклонников, связан с распространенной в примитивных племенах верой в магическую сущность самолётов и грузов, которые они доставляют. Груз по‑английски — cargo, и отсюда пошло слово «карго-культ».
Это явление возникло ещё в позапрошлом веке на некоторых островах Тихого океана, причём никак между собой не связанных. Расцвет своеобразной религии пришёлся на Вторую мировую войну.
Туземцам было невдомёк, что это США и Япония, сражаясь в Тихом океане, сбрасывали с самолётов груз провианта для своих военнослужащих.
Японцы, а после союзники вели активные боевые действия в этом регионе, строили военные базы и буквально закидывали острова грузами, которые спускались с неба на белых парашютах и шокировали не видевших ничего подобного туземцев.
Солдаты удивляли местное население зажигалками Zippo, фабричной одеждой, оружием, продуктами, медикаментами, алкоголем. Само собой, у аборигенов было довольно смутное представление о современном производстве, поэтому объяснение у них было одно: контейнеры с неба — это дары богов и духов, потому что ни у одного человека, конечно, не хватит могущества создать подобные чудеса.
Кроме того, туземцы прекрасно видели, что белые чужеземцы, как говорится, не сеют и не пашут. Ни один из чужаков ни разу на глазах у местного жителя не произвёл ни консервной банки, ни радиоприёмника. Все эти замечательные предметы появлялись у пришельцев уже готовыми, причём явно волшебным образом — падали с неба.
Белые люди, по мнению дикарей, просто научились приманивать и перехватывать послания, которые на самом деле предназначались местным жителям. Делали они это с помощью специальных ритуалов: люди шли друг за другом, крича что-то непонятное, размахивали яркими флажками и зажигали фонари вдоль длинных дорог, по которым взлетали и садились металлические птицы.
Увлечённые религией подражательства, дикари практически перестали заниматься земледелием и охотой, у них поменялись ценности, возникла психологическая зависимость. Новый культ довёл их до крайне бедственного положения. Некоторые дикари покидали соплеменников и уходили безвозвратно "на край земли".
После окончания военных действий пришельцы попрощались с аборигенами и покинули острова. Вместе с этим прекратились и послания небес. Чтобы вернуть поставки удивительных вещей, туземцы стали имитировать поведение и внешность представителей цивилизованного мира: строить из веток и пальмовых листьев самолёты в натуральную величину и сажать туда соплеменников в наушниках, сделанных из половинок кокосовых орехов; рисовать на телах знаки отличия армии США; ставить кресты на могилах; маршировать с палками на плечах.
Увлечённые новой религией подражательства, дикари верили, что это поможет им вернуть драгоценные грузы, и практически перестали заниматься земледелием и охотой.
Через какое-то время антропологи обнаружили, что новый культ довёл туземцев до крайне бедственного положения. Учёные пытались убедить их, что такое поведение не сработает, но безуспешно. Было решено поддержать дикие племена гуманитарной помощью.
Когда с неба снова начали спускаться контейнеры на парашютах, аборигены возрадовались и окончательно уверовали, что их имитации действуют, забросили повседневные дела и стали посвящать всё время ритуалам с муштрой и зажиганием факелов вдоль взлётно-посадочной полосы.
Антропологи покинули острова, решив, что лучше не вмешиваться; грузы больше не поставлялись.
За последние 70 лет подобные религии практически полностью себя изжили, хотя отказ от поклонения необъяснимым, но осязаемым чудесам давался дикарям непросто.
Впрочем, культы, подобные культам карго, периодически возникают даже в цивилизованных странах. Так, некоторые из поклонников принцессы Дианы обращаются к ней в молитвах, составляют своеобразные иконостасы и так далее. В числе культовых в самом прямом смысле слова личностей можно назвать также многих других.
Так, в мифологию некоторых культов в качестве святых или божеств вошли одновременно Санта-Клаус и Иоанн Креститель, Дядя Сэм и мать Тереза, Джон Леннон и Боб Марли, Мао Цзэдун и Сталин.
Reuters
В Советском Союзе люди особо не задумывались, откуда берутся блага цивилизации. В начале 90‑х жители СССР за общественные блага, которые им оказывало государство (общественный транспорт, коммунальные услуги, энергоносители), платили в среднем 5 центов на доллар. Но дороги в стране были, поезда и трамваи ходили, милиция и суды как‑то работали, медицина и образование оставались бесплатными, армия рапортовала об очередных победах. Откуда всё бралось и кто за это платил? Карго-культ подсказывал, что блага падали людям на голову по повелению мудрых вождей из коммунистической партии.
К сожалению, долгая история того, как люди учились дурачить сами себя, не включена ни в один известный школьный предмет. В западной же экономической мысли вопрос общественных благ (public goods) с подачи нобелевского лауреата Пола Самуэльсона изучается в базовом курсе экономики.
Итак, главный принцип - не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным. А если вы не дурачите сами себя, вам легко будет не дурачить других людей.
Комментарии ()