Антропологические особенности Тамерлана
13 марта 2021, 22:40 16174 0
Скульптор-антрополог Михаил Герасимов за работой (М. Харлампиева/ТАСС)
Подробности вскрытия всех погребений тимуридов (по М. М. Герасимову, 1947 г.)
В мае - июне 1941 г. были произведены раскопки в мавзолее Гур-Эмир — усыпальнице династии Тимуридов.
Экспедиция вскрыла 5 захоронений: Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад-Султана.
Могила Тимура занимала центральное положение в подвальном помещении мавзолея; её надгробье состоит из очень массивной, грубо отёсанной плиты серого известняка, поверх которой на глиногипсовом растворе была прикреплена тонкая плита оникса, покрытая тончайшим резным узором посвятительной надписи.
Могильные плиты в мавзолее Гур-Эмир, Самарканд
Под плитой был обнаружен толстый слой ганчи (глиногипса), перекрывающий массивные поперечные блоки известняка, служившие кровельным перекрытием погребальной камеры.
Гробница Тимура в наши дни
Погребальная камера, сложенная из массивных известняковых блоков, хорошо пригнанных между собой, представляла прямоугольник три метра на метр, при глубине около метра. Внутри этой камеры находился деревянный гроб совершенно идентичной формы ныне бытующим.
Поверх гроба сохранились остатки некогда покрывавшего его парчёвого покрывала тёмносинего, почти чёрного цвета, с вытканными на нём серебряной ниткой изречениями Корана.
Гроб из арчи (можжевельника) был сколочен массивными, четырёхугольными в сечении, железными гвоздями, с большими шляпками. Все гвозди были совершенно коррозированы.
При вскрытии гроба был ощущаем очень резкий, опьяняющий запах камфоры и каких-то других, вероятно, консервирующих веществ.
Судьбоносный момент был запечатлён на фотографии: М.М. Герасимов извлекает из могилы череп Тамерлана, 1941 г.
В гробу был обнаружен костяк, лежащий на спине, с вытянутыми, сведёнными в кистях руками, вытянутыми ногами и головой, лежащей на правой щеке, лицом, обращённым в сторону Мекки. Кости кое-где были покрыты мелкими обрывками ткани. У головы, шеи, в области внутренней стороны бёдер были обнаружены остатки мумифицированных мышц и кожи. Кисти рук и мелкие кости стоп были перемешаны и спутаны. Все кости были покрыты тонким отмученным лёссом; кое-где были замечены на костях тонкоигольчатые друзы гипса, выпавшие из водного раствора.
М.М. Герасимов осматривает извлечённый череп, 1941 г.
Извлечённый с максимальной осторожностью череп в течение 3-х часов просушивался в тени на открытом воздухе, после чего представилась возможность произвести его предварительную консервацию, то есть закрепление посредством пропитки воском. Перед пропиткой с черепа были сняты сохранившиеся волосы головы, бровей, усов и бороды.
Одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности захоронения Тимура. Посвятительная надпись на надгробье сама по себе ещё не решала данного вопроса. Только изучение скелета могло дать исчерпывающий ответ.
Подъём крышки гроба, 1941 г.
Снимал процесс вскрытия могил молодой кинооператор М. Каюмов, 1941 г.
О Железном Хромце
Народы Востока сохранили до наших дней сотни легендарных сказаний о величайшем завоевателе XV в.
Перед одним именем Железного Хромца трепетала не только Средняя Азия, но и далекие Китай и Индия, а слава о его могуществе и сказочных богатствах доходила до Европы. Биографы не жалели красок для описания его великих походов, но, к сожалению, очень мало оставили данных о его внешности, сведения противоречивы и неясны.
Тот самый знаменитый скульптурный портрет Тимура, который создал М.М. ГерасимовПо словам ибн Араб-шаха, Тимур, сын Тарагая, из рода Барласов (отюреченный монгольский род) родился в 1334 г. близ города Кеша, в деревне Хаджи-Ильгар.
По отцовской линии Тимур (Тумэр) был потомком монгольских барласов. Все барласы Средней Азии происходили от Карачар-нойона (подробнее см. Муиз ал Ансаб). В свою очередь, отцовское древо Карачар-нойона происходит от Бодончара. Однако Тимур не был потомком Чингисхана, он был потомком Карачар-нойона из монгольского племени барлас, которого вместе с другими людьми передали Чагатаю, второму сыну Чингисхана.
Письменные источники указывают, что в 1362 г. в битве с туркменами под Сеистаном Тимур был ранен стрелами; в результате он на всю жизнь остался хром на правую ногу и с сухой правой рукой. Кроме того, вероятно, здесь же, по данным Клавихо, Тимур лишился двух пальцев правой руки.
По словам современников, Тимур был рыжебород, высок ростом и чрезвычайно силён.
Исследования показали, что волосы Тимура толсты, прямы, седо-рыжего цвета. Оказывается, Тимур носил длинные негустые усы, небольшая борода Тимура имела клиновидную форму. Волосы её жесткие, почти прямые, толстые, тёмно-серого цвета, с значительной проседью.
В 72 года Тимур вновь организует поход на Китай и погибает в самом начале этого похода. Он умер 18 февраля 1405 г.
Время не сохранило ни одного сколько-нибудь правдоподобного изображения Тимура. Многочисленные миниатюры, по преимуществу иранского и индийского происхождения, чрезвычайно несхожие между собой и к тому же датируемые значительно более поздним временем, не могут быть приняты как достоверные.
Немного можно почерпнуть и из письменных источников. Однако свидетельство о том, что Тимур происходит из отюреченного монгольского рода, является таким документом, который даёт право категорически отказаться от рассмотрения иранских и индийских миниатюр, наделяющих Тимура типичными чертами индоевропейца.
Описание скелета Тимура (по М. М. Герасимову, 1947 г.)
Обнаруженный скелет принадлежит сильному человеку, относительно высокого роста (около 170 см). Ещё в момент вскрытия было обращено внимание на ряд патологических особенностей скелета. При ближайшем рассмотрении оказалось, что кости правой руки действительно срослись в локтевом суставе в несколько согнутом положении. Все три кости образовали как бы один совершенно неделимый блок. Процесс сращения зашёл так далеко, что образовавшаяся костная мозоль совершенно перекрыла суставные поверхности, образуя мощный наплыв над ними. Такая дефектность руки в локте была компенсирована сильным разращением верхнего эпифиза плечевой кости и соответствующими изменениями в лопатке.
Таким образом, следует думать, что, несмотря на столь глубоко зашедший болезненный процесс, Тимур не утратил подвижности этой руки в плечевом суставе. Строение кисти руки тоже является доказательством того, что рука не только функционировала, но и была чрезвычайно сильной, чему не мешал изуродованный ранением указательный палец.
Утраченная способность правой руки сгибаться в локте, видимо, и породила легенду о сухорукости Тимура.
Несмотря на тщательные исследования патолого-анатомов и хирургов-клиницистов, не удалось окончательно установить диагноза заболевания, давшего столь сильные изменения в локтевом суставе. По свидетельству всех специалистов, процесс анкилоза зашёл так далеко, что болезненных ощущений к концу своей жизни Тимур не испытывал. Большинство медиков склонно думать, что данное образование связано с процессом туберкулёза.
Отнюдь не считая себя вправе опровергать заключения специалистов, должен, однако, отметить, что всё же летописные свидетельства о ранении Тимура стрелами прекрасно иллюстрируются сохранившимся следом на нижнем эпифизе плечевой кости с внутренней его стороны. Здесь отчетливо виден небольшой сколок кости, скреплённый спайкой, и сильно завуалированный дальнейшим процессом анкилоза. Указательный палец был изуродован ранением. Верхний эпифиз первой фаланги его в большей своей части был сбит и смещён. Кость срослась, но неправильно. Образовавшиеся добавочные суставные поверхности и нижнем эпифизе второй фаланги не вполне компенсировали полученное нарушение данного ранения. Но несмотря на то, что палец был кривым, он не утратил своей подвижности.
Приведённые данные, если не вполне, то в значительной степени подтверждают свидетельство Клавихо о ранениях Тимура.
Картина В.В. Верещагина "Торжествуют" была написана в 1872 г. На ней толпа людей, сидящих на земле, слушает муллу, вдохновляющего на борьбу с невернымиТочно так же была документирована и хромота Тимура. Правое бедро, а равно и голень совершенно патологичны. Коленная чашечка срослась с эпифизом бедра, причём в таком положении, что нога не могла быть выпрямленной. Впоследствии образовавшиеся дополнительные сочленительные площадки на коленной чашечке и на фронтальной стороне эпифиза голени отнюдь не компенсировали дефектности колена.
При сравнении правой и левой ноги обнаруживается, что в своей длине кости мало отличаются, и укороченность правой ноги следует относить целиком за счёт согнутости в коленном суставе.
Бедро левой здоровой ноги отличается массивностью и сильным рельефом, правая же кость значительно тоньше и ослаблена. То же самое следует отметить при сравнении берцовых костей. Слабая подвижность в правом колене и не вполне завершённый процесс анкилоза свидетельствуют о том, что нога Тимура, поражённая, вероятнее всего, процессом туберкулеза, причиняла ему большие физические страдания.
При рассмотрении костей стоп обращает на себя внимание ряд мелких патологических явлений в строении пяточной кости правой ноги и сращение второй плюсневой с клиновидной костью этой же ноги. Остальные кости стоп не имеют ярких следов патологических изменений.
Кости таза, позвонки, ребра — несут на себе следы ряда больших или меньших компенсорных явлений, как-то облегчавших сильную хромоту Тимура. При рассмотрении этих костей становится очевидным, что весь торс Тимура был перекошен, так что левое плечо было значительно выше правого, но это, однако, не отразилось на гордой посадке головы.
Все перечисленные патологические явления имеют характер давних образований, но, конечно, могут быть отнесены уже к зрелому возрасту, что несколько не соответствует данным письменных источников, указывавших, что хромота Тимура являлась результатом тяжёлых ушибов в молодости. Но при всей застарелости патологических процессов, столь сильно изменивших скелетную основу Тимура, следует отметить, что, несмотря на 72-летний возраст, собственно старческих явлений, связанных с одряхлением организма, почти не наблюдается.
Относительно незначительное к возрасту образование остеофитов подчеркивает тональность всего скелета. Тимур любил верховую езду и по нескольку дней не слезал с седла. Не этим ли следует объяснить степень согнутости больной ноги. Очень вероятно, что на коне Тимур меньше ощущал свои физические недостатки, сохраняя величественную посадку.
Массивность здоровых костей, сильно развитый рельеф и плотность их, ширина плеч, объём грудной клетки и относительно высокий рост — всё это даёт право думать, что Тимур обладал чрезвычайно крепким сложением. Сильная атлетическая его мускулатура, вероятнее всего, отличалась некоторой сухостью форм, да это и естественно: жизнь в военных походах, с их трудностями и лишениями, почти постоянное пребывание в седле вряд ли могли способствовать тучности.
В плане работы автора над портретной реконструкцией Тимура наиболее важным документом является его подлинный череп. Естественно, что в данной связи он и заслуживает наиболее полного описания.
Черепа Тимура и тимуридов XV в. (по Л.В. Ошанину, 1953 г.)
Скелеты Тимура, Шахруха, Улугбека и Мухаммед-Султана, переданные на кафедру антропологии САГУ, тщательно и подробно изучены советским антропологом, профессором Л. В. Ошаниным.
Ошанин Лев Васильевич (1884.9.III – 1962.9.I), учёный антрополог, врач, профессор, организатор кафедры антропологии ТашГУ. Профессор (1935). Л.В. Ошанин в качестве врача участвовал в первой мировой войне. Доктор биологических наук (1939). Заслуженный деятель науки УзССР (1959).Качественные и количественные признаки исследованной серии приводятся в табл. 51 и 52. Измерения №25—34 В. В. Гинзбург проводил на гипсовых слепках. Все остальные измерения проводились Л. В. Ошаниным на черепах.
Череп Тимура (описание Л. В. Ошанина)
Череп не совсем хорошей сохранности. Некоторые части костей черепа крошились, вся левая теменная область разрушена. Нижняя челюсть сохранилась. Из прижизненных повреждений черепа можно отметить шрам, длиною около 2 см, располагающийся снаружи от правого лобного бугра. Череп с сильно выраженным рельефом, весьма объёмистый, вместимостью 1668 см3. Горизонтальная окружность 545 мм (рис. 13).
Череп Тимура, Самарканд, 1941 г.
Череп типично брахикранный (черепной указатель 83,42), имеет пентагоноидно-сфероидную форму: отмечается резкая асимметрия, выражающаяся в значительно большем развитии правого лобного бугра, сильно выступающего вперёд.
Определить, имеется ли более сильное развитие правой теменной области оказалось невозможно, так как вся левая теменная область разрушена.
Череп Тимура
В области затылка деформации не наблюдается. Затылок округлой формы. Лоб средненаклонный, в целом высокий и широкий. Надбровные дуги выступают довольно значительно.
Лицо плоское, высокое, широкое и скуластое. Эта характеристика подтверждается и соответствующими промерами. Общая высота лица 130 мм, высота верхней части лица 80 мм. Выступание скул большое: скуловой диаметр 149 мм. Средняя ширина лица 109 мм. Лицо с большими округлыми глазницами. Нос средневыступающий. Клыковая ямка выражена очень слабо (рис. 14).
Судя по таким признакам, как плосколицость, высокое и широкое лицо с огромными округлыми глазницами, слабо выступающим носовым отделом, мелкими клыковыми ямками и сильно выраженные выступающие скулы, череп Тимура относится к монголоидной расе южносибирского типа.
Череп Шахруха (описание Л. В. Ошанина)
Череп Шахруха (сына), в отличие от черепа Тимура (отца), менее массивен и сравнительно лучшей сохранности; ёмкость 1385 см3 с соответственно меньшей горизонтальной окружностью – 490 мм.
По черепному указателю череп Шахруха гипербрахикранный (90,67), старческий, со сфероидной черепной крышкой. Рельеф выражен не сильно. Швы сильно облитерированны. Места прикрепления мышц развиты слабо.
Вообще на черепе старческие изменения сказались в сильной степени: альвеолярные отростки совершенно сглажены, кости очень истончены, особенно в нижней челюсти.
Отмечается резкая асимметрия черепа вследствие значительно большего развития правого лобного бугра и сильного выступания его вперед. Асимметрия черепа Шахруха сходна с асимметрией черепа Тимура.
Общая форма затылка округлая, с правой стороны затылка имеется небольшая сплюснутость. Лоб средненаклонный, узкий, средней высоты. Лицевой отдел средней высоты.
Лицо узкое, со скуловым диаметром 124 мм. Орбиты крупные, овальной формы. Клыковые ямки средней глубины, горизонтальный профиль средневыступающий, с средневыступающим носом и с слабо развитым надпереносьем (рис. 15 и 16).
Череп Шахруха, в противоположность черепу Тимура, относится к европеоидному брахицефальному типу Среднеазиатского междуречья (метисоидный).
Череп Улугбека (описание Л. В. Ошанина)
Череп довольно хорошей сохранности. Нижняя челюсть была разломана на две половины, но сломанные части точно прилегают одна к другой. С правой и левой стороны челюсти, в области её углов и тела, имеются срезы, которые являются результатом отсечения головы.
Напомним, внук Тамерлана, правитель Самарканда, глава династии тимуридов, поэт и астроном, математик и создатель одной из важнейших обсерваторий, первый в Азии учёный на престоле - Улугбек был убит после того, как выехал из Самарканда, направляясь в Мекку для совершения хаджа.
Голова находилась отдельно от скелета. На третьем шейном позвонке отчетливо виден срез острым клинком. Сделанный Герасимовым анализ показал, что этому человеку был нанесён сильный удар саблей в тот момент, когда он стоял на коленях.
Согласно историческим сведениям Улугбек погиб в результате заговора духовенства, недовольного его просвещённым правлением. Когда он отправился в Мекку, ночью его догнали заговорщики, заставили встать на колени и отрубили ему голову. Отец Улугбека Шахрух по антропологическому типу был типичным европеоидом, мать – монголкой из знатного рода, а в облике самого Улугбека сочетаются признаки памиро-ферганского европеоидного типа с элементами монголоидности.
В целом череп много массивнее черепа Шахруха, но уже менее массивен, чем у Тимура. Ёмкость — 1517 см3, горизонтальная окружность 515 мм. Череп брахикранный (черепной указатель 83,42) с средневыраженным рельефом. Облитерация швов значительная. Общая форма мозговой коробки овоидная, с округлым затылком, без всяких следов деформации.
Средненаклонный лоб довольно широк, с выступающими надбровными дугами. Лицо средней высоты, со средневыступающими скулами, средневыступающими горизонтальным профилем и носом.
По скуловому диаметру череп Улугбека (137 мм) занимает промежуточное положение между скуловым диаметром Тимура и Шахруха (табл. 51). Орбиты довольно крупные и высокие. Клыковая ямка выражена слабо.
По всей совокупности измерительных и описательных признаков (табл. 51, 52, рис. 17 и 18) череп Улугбека оказывается смешанным по типу. В основе лежит европеоидный брахицефальный тип Среднеазиатского междуречья с примесью монголоидных признаков.
Череп Мухаммед-Султана (описание Л. В. Ошанина)
Мухаммед-Султан был сыном Джахангира — старшего сына Тамерлана. Он считался любимым внуком Тимура. Его череп средней массивности. Ёмкость — 1473 см3, горизонтальная окружность 514 мм. Рельеф выражен слабо. По черепному указателю (80,55) стоит на грани брахикрании и мезокрании. Череп овоидной формы со среднеразвитыми теменными буграми.
Отмечается некоторая асимметрия черепа вследствие большего развития правого теменного бугра по сравнению с левым. Затылок угловатой формы, деформации не отмечается, но имеется некоторая асимметрия затылочной области: правая половина сдвинута вперед.
Лоб сильно наклонен, не широкий, слабо выпуклый, со слабо развитыми лобными буграми. Надбровные дуги средневыступающие. Лицевой отдел в целом высокий.
Лицо умеренной ширины, скуластое, но не плоское. Глубина клыковых ямок средняя. Глазницы весьма высокие. Нос средневыступающий. Отмечается резкий альвеолярный прогнатизм, резко выступающие вперёд зубы.
В основе своей череп относится к европеоидному типу Среднеазиатского междуречья с примесью монголоидного компонента (по общему облику и большому скуловому диаметру).
Таким образом, у тимуридов наблюдаются три типа, заключает Л. В. Ошанин.
Череп Тимура монголоидный, брахикранного южносибирского типа, сына его Шахруха — уже совершенно европеоидный, брахикранного типа Среднеазиатского междуречья. Внуки Тимура: Улугбек и Мухаммед-Султан являются смешанными типами и относятся уже к европеоидному типу Среднеазиатского междуречья с примесью монголоидного компонента.
Изученный палеоантропологический материал из Узбекистана и Туркмении показывает, что древнейшие черепа (III — II тысячелетий до н. э.) не имели монголоидных признаков.
В 2008 году анализ ДНК Тамерлана показал, что его гаплогруппа С2. Известно, что барласы были родней Борджигинов. Известно, что Чингисхан, Тамерлан, Бабур, Улугбек были носителями гаплогруппы С.
Комментарии ()