Этническая и этнокультурная трансформация казахских родов и племён в XVIII - XIX века
25 сентября 2022, 12:47 2388 0
Джунгарская агрессия вызвала самую глобальную миграцию казахов в ее истории
Казахское общество в течение XVIII - XIX веков находилось в тесных контактах со странами и народами, олицетворявшими осёдло-земледельческую цивилизацию, в частности, с оазисами Мавераннахра и Восточного Туркестана. Именно это время было новой эпохой сложения казахского народа, его культуры, идеологии и формирования казахской государственности.
XVIII век был знаменательным как для Кокандского ханства, так и для казахского народа. В первой четверти XVIII века на руинах Аштарханидского государства начинается формирование Кокандского государства, а на территории, заселённые казахами, нападают джунгары.
Самая глобальная миграция казахов в её истории
Казахский народ уже в начале XVIII века подвергся нашествию джунгар, и та ситуация, сложившаяся в результате этого события, зачастую трактуется как катастрофическая.
Перед лицом смертельно опасного врага – джунгар, казахские ханы оказались неспособны объединить подвластные им роды и жузы, что явилось причиной распада Казахского ханства и потери казахами своего единства и независимости.
По сути к внешнему врагу добавились череда конфликтов среди самих казахов. Отсюда не вызывает удивления тот факт, что отдельные подразделения оказывались вдалеке от мест своих прежних кочёвок и в окружении других родоплеменных групп. Довольно часто отдельные рода были вынуждены примкнуть к более крупным племенам и войти к ним в состав, причём даже поменяв свою генеалогию и жуз.
В XVIII веке случившаяся катастрофа прервала традиционные родоплеменные связи, что и нашло своё отражение в корректировке шежире. Большинство казахских шежире берёт своё начало именно в XVIII веке, что не может не наводить на размышления.
Изменение традиционных маршрутов кочёвок привело к смешению казахских родоплеменных групп.
В частности, вследствие агрессии со стороны Джунгарского ханства в начале XVIII в. произошло вытеснение казахов Старшего Жуза с их кочевий в Семиречье. Опасность, грозившая казахам с юго-востока, заставила, с одной стороны, часть их устремиться в Бухару, с другой стороны, казахи Старшего Жуза потеснили кочевья казахов Младшего и Среднего Жузов, в результате чего они прикочевали ближе к российским границам.
В 1723 г. джунгары захватили всю территорию кочевий Старшего Жуза. Казахи пережили неслыханный погром, надолго оставшийся в памяти народа, как «год великих бедствий» (актабан шубырынды). Статью "Казахи – под джунгарским игом" читайте здесь.
В поисках спасения часть казахов бежала к границам России, другая устремилась в Мавераннахр. Свыше 150 000 семей казахов, обращённых в бегство в сторону Самарканда, так и остались там на жительство, расселившись в Ташкентском, Ферганском, Самаркандском, Хивинском и Бухарском владениях.
В изучаемый период в регионе происходил бурный этнический и этнокультурный процесс. В результате вынужденной миграции казахов резко изменилась этническая карта не только Ташкента и Дашт-и-кыпчака, но и состав населения Ферганской и Зеравшанской долины.
Джунгарская угроза была ликвидирована в конце 1740-х – начале 1750-х гг. силами казахов, которые воспользовались тем, что джунгары были вынуждены держать часть сил против Цинской империи.
Казахи под властью среднеазиатских ханств
Ослаблением казахов воспользовались ханы Бухары и Хивы, которые ещё более усугубили трудное положение казахов. Джунгарское нашествие на казахов активизировали Кокандские и Хивинские ханства.
В XVIII в. узбекский род мингов стал правящей династией в Кокандском ханстве.
В истории Мавераннахра особенный период занимает вторжения и правления узбеков Шейбанидов в Средней Азии. После этого нашествия на обширной территории Мавераннахра изменяется хозяйственная и культурная жизнь казахов в этом регионе.
В конце XVIII — начале XIX вв. большая часть территории Старшего жуза находилась под властью среднеазиатских ханств.
Кокандские и Хивинские ханства совершали походы на казахские земли (1812, 1816, 1820 гг.). Так, в 1820 г. 10-тысячное войско хивинского хана Мухаммед-Рахима разграбило 2 тыс. казахских аулов. Целью этих грабительских походов было подчинение небольшого казахского ханства Младшего жуза — Ханства Арынгазы. Крупное вторжение на земли казахских племён совершил в 1831 г. хивинский хан Аллакул.
В 1821 г. в районе Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама, Курамы вспыхнуло народное освободительное восстание. Во главе 10 тыс. повстанцев встал султан Тентек-торе. Повстанцы взяли крепость Сайрам и превратили её в свой базовый лагерь. Восстание казахов было жестоко подавлено мингами.
В начале XIX века юг нынешнего Казахстана, присырдарьинские города и местности вошли в состав Кокандского ханства. Его государственные границы расширились вплоть до побережья Аральского моря и долин Сарикола.
В начале XIX в. Кокандское ханство расширило свои территории за счёт Ташкента и территорий Дашт-и-кыпчакских племён. В результате экспансионистской политики правителей Коканда многие территории нынешнего Казахстана, а также северные районы современного Таджикистана были включены в состав Коканда.
В середине XIX в. начинается активная завоевательная политика Российской империи в Казахстане и Средней Азии. В 1868 г. часть территории Средней Азии отошла к России. Казахи юга, бывшие в подчинении кокандцев, перешли под управление новой русской власти. При этом часть казахского населения под натиском русских войск перешла на территории Бухарского и Хивинского ханств, считая их единоверцами. Некоторые другие казахские племена приняли российское подданство, считая это единственной возможностью освобождения от насилия Кокандских правителей.
Особенно тяжёлым было положение бухарских казахов. Они терпели деспотический гнёт бухарских ханов, тяжёлое налоговое обложение, усугубляемое произволом местной администрации, и выполняли многочисленные трудовые повинности.
Нелегко жилось казахам в долине Зеравшана. Они платили налог в размере одной трети — одной четверти урожая (в зависимости от культуры), иногда величина налога достигала половины урожая. Сады облагались денежным налогом, кроме того взимались особые поборы в пользу должностных лиц — мираба, амина и др.
Талантливый сказитель Шанкот-Жырау, живший в XIX в., так с грустной иронией охарактеризовал положение основной массы казахов и каракалпаков района Кенимех:
Жангиабад деген жаксы жай
Бес ечкили — катта бай,
Жазда жейди сэры май
Кыста журеди жарамай.
(Жангиабад — хорошее место; тот, кто имеет пять коз — большой бай, летом ест масло, а зимой ходит, ничего не имея).
К середине XIX в. в очень сложном положении оказались казахи, кочевавшие в районе Сырдарьи. Они подвергались двойному гнёту — с одной стороны, Хивинского и Кокандского ханств, а с другой российской колониальной политики.
Общество казахов в XVIII - XIX века
С другой стороны, джунгарское нашествие и борьба против него подняли на новый уровень взаимоотношения казахов с народами Средней Азии. В этой освободительной борьбе укрепилась дружба между ними и возникла общая антиджунгарская идеология. Тема совместной борьбы против захватчиков затронута в народных преданиях, поэмах и рассказах.
Это было время смешения народов, казахских племён и родов. Произошли перемены у казахов в хозяйственной жизни, быту и культуре.
В XVIII - начале XIX вв. население юга Казахстана составляло кочевое хозяйство и земледелие. Земледелием занималось в основном население Шымкента, Сайрама, Туркестана, вокруг Кокандских крепостей и укреплений, по берегам Сырдарьи. Животноводство было основным занятием казахского населения юга Казахстана. Кроме казахских родов и племён, здесь жили каракалпаки, киргизы, узбеки и таджики, последние занимались в основном земледелием.
Во второй половине XIX в. казахи стали превращаться в народ с большей долей земледельческого населения. Даже зажиточные казахи занимались земледелием. Земледелие было в основном поливным. Сначала использовалась переложная система, но затем перешли на трехполье. Наиболее распространённой культурой было просо.
Скотоводство, основанное на традиционной кочевой жизни, сохранилось в районах, примыкавших к Сырдарье, в Центральном Казахстане, Бетпак-дале, Мангыстау, Семипалатинской и Акмолинской областях.
Для жизнеобеспечения бедные казахи занимались мелким промыслом, ремеслом. Распространённой формой заработка в первой половине XIX в. стал наём в работники. В горнодобывающую промышленность постепенно стали стягиваться казахи-жатаки. А расширение торговых связей вызвало появление такой социальной прослойки среди казахов, как перекупщики товаров – алыпсатары.
В рассматриваемый период на территории Казахстана в каждом казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. В начале XIX в. в них преподавали шариат (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана) и другие религиозные знания.
Состоятельные казахи направляли детей для продолжения образовании в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Там также учились на арабском языке, изучали средневековую арабскую философию. В медресе обучали истории, географии, математике, ряду других наук, языкам, в том числе стали обучать и русскому языку.
Культурное и духовное наследие, ценности, идеологии и просвещение узбекских ханств являлись для казахов того времени источниками для национального развития.
Казахский народ на основе родоплеменного деления состоял из трёх жузов: Большого, Среднего и Малого. Сословно-родоплеменной союз составлял основу этого политического образования. Эти жузы имели близкие отношения со среднеазиатскими ханствами. Границы жузов были весьма условными и приближались к границам среднеазиатских ханств — Бухарскому, Кокандскому и Хивинскому. Они могли изменяться под воздействием различных внешнеполитических факторов.
Общество казахов делилось на следующие социальные группы: ак суеки - султаны (потомки чингизидов), ханы, тура, коджи/ходжи, беки, бии и баи. На самой низкой ступени общественной жизни стояли рабы. Основная масса простого народа – казахи-скотоводы и простые земледельцы, в отличие от белой кости, составляли чёрную кость, то есть «кара суек».
Казахские баи, имевшие огромные стада (до 10 000 голов), владели лучшими колодцами и пастбищами. Их сородичи-бедняки, селившиеся неподалеку, за пользование пастбищами выполняли различные работы в хозяйстве бая: пасли скот, стригли овец и т. п. Были у бая и наёмные чабаны; за выпас стада в 1000—1500 голов в течение шести месяцев чабан получал козу с козлёнком и овцу с ягнёнком.
Смещение традиционных маршрутов, вызванное джунгарским нашествием, гнёт со стороны Кокандского и Хивинского ханств, вынужденная миграция и усилившиеся междоусобицы предопределили будущее подданство казахов. Ещё после победы над джунгарами в Аныракайской битве, Абулхаир-хан сразу после победы начинает подготовку к принятию подданства Российской империи.
Комментарии ()