Цивилизация и общество
08 октября 2022, 21:44 1236 0
De Agostini / W. Buss / Getty Images
Современный мир формально поделён на входящие в ООН 193 государства, которые считаются равными игроками на мировой арене. Между тем страны мира находятся на разных стадиях общественного развития. Это одна из особенностей прогресса в современном мире, так как все государства развиваются с не одинаковой скоростью по ряду причин. Одной из них является то, что современные государства находятся на разных ступенях цивилизационного развития.
Практически все народы начинали свой исторический путь с первобытного (дикого) состояния, но в XXI веке пришли к разному уровню прогресса в общественной, культурной, научной, экономической, социальной областях.
Из курса истории известно, что уже в период неолита успехи развития общества в поиске порядка и стабильности приводят к появлению довольно крупных поселений людей, проживающих по определённым правилам – появляются первые протогосударства и вместе с ними первые цивилизации.
Понятие цивилизации
Понятие цивилизации учёные связывают с достижением определённой ступени развития на пути формирования современного общества.
На сегодняшний день существует не менее 100 различных определений этого понятия. Однако в самом начальном смысле понятие «цивилизация» восходит к латинскому слову civilis – гражданский, государственный. То есть цивилизация – это такой уровень общественного развития, в котором есть свободные граждане. Самопроявления свободных граждан ограждены законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Эту ценность свободные граждане осознают и готовы защищать. Термин «гражданское общество» используют для определения степени эволюции цивилизованного общества.
Для того, чтобы достичь такого качественного состояния определённые общества самостоятельно научились возделывать поля и приручать животных, создавать предметы материальной культуры, овладеть письменностью, строить города, развивать торговлю и ремесла, иметь частную собственность и установить правила морали.
Таким образом, процесс становления цивилизации – очень длительный и занимает несколько сотен и тысячи лет.
Теории развития цивилизаций
В XVIII в. шотландец Адам Фергюсон одним из первых в истории использовал понятие цивилизации в своей книге «Опыт истории гражданского общества».
Он рассматривал цивилизацию как идеал прогрессивного развития, предполагая последовательное прохождение человечеством следующих этапов развития:
- дикость,
- варварство,
- цивилизация.
Таким образом, Фергюсон противопоставляет цивилизацию дикости и варварству. Первоначально понятие употреблялось только в рамках теории прогресса как противоположность варварству, как единая стадия всемирно-исторического процесса и идеал развития.
Французские просветители XVIII века называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
В XIX веке следующим этапом разработки стадиального понимания развития общества стала классовая теория немецкого учёного Карла Маркса.
Согласно его учения, движущей силой любого (в том числе общественного) развития являются противоречия, в процессе разрешения которых и рождается нечто новое, новый этап развития уже существующего. Развивая это предположение, Маркс пришёл к выводу, что движущей силой и источником изменений в общественном развитии выступают классы, из которых состоит общество на определённом этапе своего развития.
Так, на начальном (диком) этапе своего развития общество бесклассовое, поэтому и развитие идёт крайне медленно, изменения накапливаются очень небыстро. Однако как только появляется понятие собственности, прибавочного продукта, социального деления общества – появляются противоборствующие элементы внутри общества – классы. Дальнейшее противостояние и так называемая «классовая борьба» заставляет общественные отношения весьма быстро прогрессировать ко всё более справедливым и свободным формам.
В начале ХХ века немецкий историософ Освальд Шпенглер увидел связь культуры и цивилизации. Культура рождается как неповторимое сочетание огромного количества факторов развития конкретного народа. Развитие культуры создаёт всё новые и новые формы самовыражения. Удобство – комфорт – благополучие становятся более важными ценностями, чем поиск – борьба – противостояние.
Развивая мысль Шпенглера, английский учёный Арнольд Тойнби в 30-е годы ХХ века пришёл к мнению, что развитие цивилизации определяется творческим меньшинством, которое фактически направляет общество. Если творческое меньшинство перестаёт оказывать влияние на общество, цивилизацию ждёт упадок.
Тойнби считал, что развитие определяется тем, способна ли цивилизация защищать себя. То есть цивилизация продолжает своё существование только в том случае, если она адекватно «отвечает» на попытки её уничтожить нецивилизованными обществами.
Российские учёные этого направления утверждали, что Россия со славянством образуют особый культурно-исторический тип, который должен проявиться в скором времени. Этот культурно-исторический тип совершенно непохож и отделён от культуры Европы (Николай Данилевский и др.).
В XX веке неопозитивисты предложили следующее деление общественного прогресса:
- доиндустриальное общество (включает в себя традиционное, аграрное общество),
- индустриальное (массовое),
- постиндустриальное (в том числе информационное).
Термин «постиндустриальное общество» в середине ХХ века предложил американский социолог Даниэл Белл. Моменты перехода общества с одной стадии на другую он называл модернизацией.
Согласно этого подхода, в настоящее время мир переживает процесс перехода от индустриального (общество товарного производства и рабочих специальностей) - к постиндустриальному обществу, основой экономики которого является сфера услуг.
Наконец в 1996 году вышла научная работа американского социолога Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В ней автор доказывает, что если XX век ознаменовался столкновением идеологий, то XXI век будет веком войн между цивилизациями.
По мнению современных социологов, сейчас существуют следующие цивилизации.
- западная или европейско-американская цивилизация, ядром которой являются Северная Америка и Европа,
- дальневосточная цивилизация (Китай, Япония и др.),
- арабо-мусульманская цивилизация,
- индийская цивилизация.
Рассматривается теория кочевой цивилизации и вопрос выработки её специфических критериев.
Комментарии ()