Диспут о счастье Льва Гумилева
29 сентября 2018, 23:25 2946 0
фото: из открытых источников
Лев Николаевич Гумилев (01.10.1912 – 15.06.1992) мало знал отца – поэта Николая Гумилева, расстрелянного большевиками в 1921 году, часто конфликтовал с матерью – Анной Ахматовой, четыре раза арестовывался, в общей сложности провел в тюрьмах, лагерях и ссылках четырнадцать лет.
Писатель Юрий Козлов в Вечерней Москве пишет: лагерная и ссыльная его жизнь была столь свирепа, что отправку на передовую в октябре 1944 года, участие в боях за Берлин (даже бывалым фронтовикам штурм столицы рейха казался адом) он посчитал за везение, если не счастье. Одно из юношеских произведений Льва Гумилева, кстати, носило пророческое название «Диспут о счастье».
Лев Гумилев был человеком Возрождения. Археолог, тюрколог, историк, географ, этнограф, философ – перечень его интересов можно продолжать бесконечно. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века его оригинальные теории едва не перевернули научный мир, но партийные кураторы и академическое сообщество быстро спохватились, дали окорот бунтующему против устоявшихся догматов самоучке.
В его определении Хазарского каганата как государства-химеры проницательно заподозрили скрытый антисемитизм. Гумилев доказывал, что противоестественное соединение тюркского (народного) базиса и иудейской (элитной) надстройки не могло быть успешным и долговечным, поэтому русский князь Святослав – «Иду на вы!» – одним ударом сокрушил то, что было исторически обречено.
В теории этногенеза разглядели прямой намек на то, что звезда коммунизма никогда не воссияет над миром, поскольку каждый этнос бредет по дороге истории предназначенным ему путем, переживая, как отдельно взятый человек, детство, юность, зрелость, старость и, увы, неотвратимую кончину, а следовательно, подъем (пассионарность), гармоничное развитие (гомеостаз), упадок (обскурацию). Каждому этносу Гумилев определил срок в полторы тысячи лет, а неизбежность перехода из одной стадии в другую обосновал влиянием космических процессов. За это открытие его записали в социал-дарвинисты.
Несильно понравилось советскому властному и научному истеблишменту и евразийская теория Гумилева, увидевшего вместо трехсотлетнего татаро-монгольского ига некий симбиоз Руси и Орды, совместно защищавших свое право на независимое существование от упорно и неостановимо стремящегося их подчинить Запада. Советская власть уважала Восток и его угнетенные народы, но марксизм, коммунизм и ленинизм все же были плодом западной научной мысли. Да и китайцы в то время считались не «стратегическими партнерами», как сейчас, а «бряцающими оружием пекинскими гегемонистами». Так что и здесь евразиец Гумилев пришелся не ко двору.
Схожие мысли, кстати, высказал тогда Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я». Его, как официального поэта и члена КПСС, клеймили со всех трибун. Только старый лагерник Лев Гумилев отозвался о труде Сулейменова положительно.
В конце восьмидесятых – начале девяностых, когда отменили цензуру, работы и личность Гумилева сделались чрезвычайно популярными. Но это была популярность яркого, оригинального, эпатирующего общество человека, употребляющего в пищу репу вместо картофеля, отказывающегося верить во вред курения папирос «Беломорканал» (другое раннее произведение Гумилева называлось «Волшебные папиросы»), а не серьезного ученого.
После появления Гумилева в передачах Невзорова «600 секунд», его комментария событий у телецентра в Вильнюсе (он согласился с Невзоровым, что «наши» – это разгонявшие толпу спецназовцы, а не собравшаяся у телецентра массовка) либеральная общественность исключила Гумилева из числа рукопожатных деятелей.
Оппоненты ученого не уставали ставить ему в вину незнание иностранных языков и недостаточное знакомство с основополагающими историческими источниками, к которым он не имел доступа, будучи многолетним лагерником и лишенцем. Но это не так. Гумилев прекрасно знал таджикский язык, использовал любую возможность (в заключении и ссылках он подолгу работал в библиотеках) для изучения интересующих его вопросов.
Неудивительно, что в отказе признавать ценность теорий Гумилева, стремлении воспринимать его как талантливого сочинителя забавных сюжетов на исторические темы, советскую, а сегодня российскую научную общественность поддерживает мировое академическое сообщество.
Между тем жизнь подтверждает правоту Гумилева. Он (изгой, зэк, работяга, солдат, самоучка, гений) увидел человеческую цивилизацию с иной, нежели большинство кабинетных ученых точки обзора. Кто скажет, что открывшаяся ему картина не имеет права на существование?
То, что происходит сегодня в мире, в Европе, а главное, в России, заставляет прислушаться к слову Льва Гумилева в диспуте о счастье человечества.
Предсказание Гумилева
Лев Гумилёв еще в 60-е годы прошлого века предсказал сегодняшнюю ситуацию в стране в своем трактате «Этногенез и биосфера Земли».
«Отличительной чертой «цивилизации» является сокращение активного элемента и полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Однако нельзя опускать третий вариант – наличие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умственно неполноценных, но обладающих повышенными требованиями к жизни. В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют мало шансов выжить. Они плохие солдаты, никакие рабочие, а путь преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии для всех есть лишний кусок хлеба и женщина.
«Жизнелюбы» (да простится автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, поскольку они являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т. е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить.
Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников.
Порядок, устанавливающийся в этой фазе, которую правильнее всего назвать «обскурацией», никак нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Далеко не каждый обыватель способен удовлетворить этим требованиям, и поэтому большинство народа оказывается, с точки зрения нового императива, неполноценным и, следовательно, неравноправным. Но тут приходит возмездие: жизнелюбы умеют только паразитировать на жирном теле объевшегося за время «цивилизации» народа. Сами они не могут ни создать, ни сохранить. Они разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, т. е. умертвив соперника, они гибнут сами...».
Жизненный путь
Родителями Льва являлись известные поэты Н. Гумилёв и А. Ахматова.
В детстве он воспитывался в тверском имении бабушки. С 1917 по 1929 г. Лев жил в Бежецке. Здесь он обучался в школе № 1.
С 1934 г. Гумилёв начал обучение в Ленинградском университете на историческом факультете. Уже через год его исключили и арестовали. Тем не менее, вскоре Лев был освобожден, а в 1937 г. восстановлен в ЛГУ. Но в 1938 г. его арестовали и осудили на 5 лет. За время заключения Гумилёв успел поработать горняком меднорудной шахты, землекопом, книгохранителем библиотеки, геологом, техником и лаборантом-химиком. После отбытия срока его оставили в Норильске без права выезда. Как же развивалась его судьба дальше?
1944 г. – добровольно пошел в Красную армию. Гумилёв участвовал в Висло-Одерской и Восточно-Померанской наступательных операциях, и даже в штурме Берлина. Он был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Позднее Лев вспоминал, что командир батареи невзлюбил его и часто лишал многих поощрений и наград. Будучи на фронте, Лев написал несколько стихов на военную тему.
1945 г. – демобилизован, восстановлен в ЛГУ.
1946 г. – поступил в аспирантуру Института востоковедения, откуда его исключили после специального постановления ЦК ВКП (б), содержавшего критику Анны Ахматовой.
1948 г. – защитил диссертацию на тему «Подробная политическая история 1-го тюркского каганата». После этого Лев Гумилев стал научным сотрудником Музея этнографии народов СССР.
1949 г. – арестован, осужден на 10 лет. Срок отбывал в лагере особого назначения в Шерубай-Нура (Караганда) и в лагере у Междуреченска (Кемеровская область).
1953 г. – переброшен в Омск на сооружение нефтекомбината.
1956 г. – реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. В этом же году начал работать библиотекарем Эрмитажа.
1961 г. – защитил докторскую диссертацию на тему «Древние тюрки 6-8 вв.».
1974 г. – защитил докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли».
1976 г. – Гумилёву отказали в присуждении 2-й степени доктора географических наук. До выхода на пенсию работал в Научно-исследовательском институте географии ЛГУ.
1991 г. – избран академиком РАЕН.
1992 г. – скончался в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Гумилёв и историческая наука
Лев Гумилев создал уникальный комплекс методов по изучению этногенеза, которые заключаются в параллельном исследовании исторических сведений о климате и географии вмещающего ландшафта, а также культурных и археологических источников. Закономерность исторического процесса он пытался объяснить с помощью пассионарной теории этногенеза.
К примеру, Гумилёв считал, что в основе русско-монгольских отношений был симбиоз, а серьёзные столкновения происходили только с радикальными ордынскими мусульманами. Китай он считал хищным агрессором. Подобную характеристику он давал и Европе. Древних (до 14 в.) и современных русских Гумилёв считал разными этносами. Интересно, что первых он отличал от славян.
Отметим, что некоторые историки причисляют теорию Гумилёва к псевдоисториографическому жанру фолк-хистори. Так, Я. Лурье, исследователь древнерусской литературы, называл историографические построения Гумилёва обычной авторской фантазией. Византинист С. Иванов сравнивает Льва Николаевича с создателем Новой хронологии А. Фоменком. А научно-просветительское издание «Скепсис» вообще называет Гумилёва лжеуеным. Чаще всего Гумилева критикуют за вольную интерпретацию источников, натяжки, игнорирование данных, которые противоречили его построениям. Некоторые даже обвиняют ученого в антисемитизме. Ведь в теории Гумилёва содержится мнение о семитской и славянской этнической несовместимости.
Основные работы:
- Волшебные папиросы: Зимняя сказка
- Осенняя сказка. «Посещение Асмодея»
- Хунну
- Древние тюрки (1967 г.)
- Древняя Русь и Великая Степь
- Древний Тибет
- Открытие Хазарии
- Этногенез и биосфера Земли
- История народа хунну
- Чёрная легенда
- От Руси до России
Интересные факты
В связи с тем, что отец Гумилева был расстрелян как участник белогвардейского заговора, советская власть причисляла Льва к категории неблагонадежных.
Почему Гумилев занялся теорией исторической науки? Однажды он признался, что во времена заключения такие раздумья помогли ему уберечь свой мозг от губительного воздействия тюремных дум и переживаний.
Согласно самой известной и в то же время самой спорной гипотезе Гумилева «татаро-монгольского ига» никогда не было, наоборот было сосуществование народов, во многом положительное. Знаменитый историк считал, что татары помогли русским справится с западной экспансией и, в конце концов, вошли в российский суперэтнос.
В 1967 г. женился на художнице Наталье Симоновской.
В 1996 г. Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, назвал именем Гумилёва один из вузов столицы – Евразийский Национальный университет. С 2002 г. здесь создали музей-кабинет Л. Гумилёва.
Имя Л. Гумилёва носит школа № 5 г. Бежецка (Тверская область).
В 2005 г. в Казани Гумилёву был сооружен памятник, на котором выгравировано: «Русскому человеку, защищавшему татар от клеветы».
Комментарии ()