Рафаэль Саттаров: «Никакого братства народов нет»
23 октября 2018, 01:16 2211 0
Фото: из личного архива Рафаэля Саттарова
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz порассуждал с независимым узбекистанским экспертом-международником Рафаэлем Саттаровым, проживающим в США, о конкуренции между Казахстаном и Узбекистаном.
1. Хотелось бы выяснить, предполагаете ли вы, что в будущем Узбекистан сможет потеснить Казахстан с позиции лидера в Среднеазиатском регионе? И преследуется ли такая цель вообще?
- Вряд ли в нынешних условиях следовало бы говорить о конкуренции за лидерство, да и вряд ли имеются какие-то цели по смещению лидерства Казахстана. Так как и самого лидерства Казахстана не было так заметно. Этого не признавал не только Узбекистан, но и Туркменистан, и Таджикистан. Это такая «бжезинскиада», которая заметно укоренилась в наших головах.
И это не из-за того, что у наших руководителей нет амбиций или нет зависти друг к другу, а скорее связано с тем, что для борьбы за лидерство нет таких ресурсов ни в Узбекистане, ни в Казахстане.
Пока явно бросается в глаза проявляющаяся любовь Ташкента к проведению больших саммитов и мирных переговоров.
Конечно, все страны конкурируют в экономике, культуре, спорте и даже в военном плане, и так всегда конкурировали Ташкент и Астана. Но вряд ли это та самая борьба за лидерство, которую так хотят видеть отдельные эксперты.
Когда-то, может быть, у Каримова были такие амбиции, но и он понял еще в начале девяностых, что с такой его «экономической мудростью и модели» не стоит думать о каком-либо лидерстве.
2. Также, по словам Жуковского, предпосылки к доминированию Узбекистана над Казахстаном все-таки есть: начиная от дешевой рабочей силы и заканчивая запланированной разработкой месторождения на Устюрте. Какие примеры слабых и сильных сторон двух государств можно еще сопоставить?
- В вопросах демографии существует большая разница, но большая демография одновременно и выгодна, и несет с собой большие ответственность и риски. От правительства требуется большая ответственность.
Население Узбекистана уже превысило 33 миллиона человек, а это почти что половина населения Центральной Азии. Городское население Узбекистана, по данным государственного статистического управления, составляет 16 728 200 человек, то есть 50,6 процента, а сельское население - 16 357 000 – 49,4 процента. Ожидается, что в следующей декаде население страны достигнет 40 миллионов человек и, возможно, сравнится и даже опередит Украину, став, таким образом, по численности населения вторым государством в СНГ после России. Однако рост населения не сопровождается ростом благосостояния, здравоохранения и развитием инфраструктуры. Все эти проблемы обозначают одно – стране необходимы инвестиции, а это зависит от того, насколько режим в состоянии проводить эффективную внешнюю политику.
Институты Казахстана выгодно отличаются от Узбекистана. Конечно, институты Казахстана не эталон для подражания, но если взять и смотреть только в рамках региона, то, конечно, Узбекистану есть чему учиться и к чему стремиться.
Казахстан имеет самую сильную экономику и банковскую экономику в регионе. Здесь представлены корпорации и независимые международные консалтинговые компании.
Население Казахстана имеет свободный выезд из страны, и в отличие от Узбекистана Казахстан не придумывает изощренные методы для контроля выезда из страны. К тому же к образовательной системе Казахстана есть много претензий у местной интеллигенции, но она в качественном плане также отличается от Узбекистана.
В нынешних условиях человеческий фактор – самый основной ресурс, и в этом плане Казахстан далеко обогнал соседа. В международных престижных университетах казахстанцы представлены больше, чем все страны региона. И диаспора начинает играть очень заметную роль в жизни Казахстана, чего не скажешь об Узбекистане, который только-только восстанавливает отправку студентов в зарубежные университеты и только-только учится работать с диаспорой. Правда, пока к диаспоре у узбекских властей сугубо меркантильные интересы, не более.
3. Некоторые считают, что со сменой власти Узбекистан стал стремительно матереть в экономике. В каком из ее направлений соседняя республика способна опередить Казахстан?
- По экспорту природных ресурсов Узбекистан уже точно не сможет опередить Казахстан. Но вот в сфере производства металлов, автомобилестроения (даже несмотря на ужасный рынок автопрома в Узбекистане), в сельском хозяйстве и солнечной энергетике страна может вырваться вперед. Но это при условии, что реформы, анонсированные президентом Мирзиёевым, будут носить не фейковый характер. И именно по этой части у многих экспертов есть большие вопросы.
4. Одной из самых больших проблем Казахстана остается коррупция и разные формы ее проявления. Скажите, существует ли подобная неприятность в Узбекистане? Как с этим борются? Есть ли чему нам поучиться?
- Проблемы коррупции в Узбекистане такие же, как в Казахстане, если не больше. Коррупция пронизывает все, абсолютно все институты. Даже для получения медицинской справки 086 требуется заплатить нужную сумму врачам. По индексу коррупции Узбекистан входит в первую десятку, а Казахстан далеко позади. Поэтому вряд ли Казахстан по части антикоррупционной борьбы сможет что-то получить от Узбекистана. Последнее время, конечно, правоохранительные органы Узбекистана арестовывают хакимов и заместителей хакимов отдельных районов за их взяточничество. Они заметно пополняют информационную сводку, но надо понимать, что в таких ресурсных экономиках, как Казахстан и Узбекистан, борьба с коррупцией носит скорее не системный характер, а используется как временная борьба для очистки классовой структуры, то есть репрессия является основным регулятором.
Эту классовую структуру ресурсной экономики правильно характеризовал Симон Кордонский, отмечая, что если какой-то чиновник получил деньги, влияние и откаты не по чину (захватил, захапал), то он должен быть репрессирован и наказан. По этой причине чем сильнее репрессии, тем меньшая доля ресурсов идет в откаты. Ресурсы не распределяются бесплатно. В условиях многочисленных конкурентов ты получаешь определенную долю доступа к ресурсам. И если ты не хочешь довольствоваться доступным тебе ресурсом, ты должен заплатить за такой доступ в виде отката. Если будешь еще больше расширять свою кормушку, то репрессии в виде так называемой «коррупционной борьбы» выступят в качестве балансира. И слишком голодного чиновника сменят на более умеренного коррупционера. Такая вот круговая порука.
В наших странах, к сожалению, откаты являются движущей силой наших ресурсных экономик. Так что, увы, что Казахстан, что Узбекистан априори не могут друг другу быть примерами в борьбе с коррупцией.
5. Дабы подытожить все это, хотелось бы узнать ваше мнение: насколько уместны разговоры о конкуренции, учитывая, как многие ее называют, «историческую обреченность» Казахстана и Узбекистана быть друзьями?
- В нынешних условиях пока рано говорить о конкуренции за лидерство. Я далек от пафосных и несколько пустоватых разговоров о «братстве народов», так как нет никакого братства. И это не из-за того, что народы региона огульно друг друга ненавидят, а скорее из-за того, что есть огромная группа людей и исторических фактов, отвергающих это «братство народов». Народности Центральной Азии, как большинство народов мира, имеют различные претензии друг к другу. К тому же из-за тотальной фальсификации истории после распада СССР эти претензии намного усилились.
Страны могут иметь противоречивые позиции по разным вопросам регионального развития, но в интересах стабильности и процветания региона скорее нужно более приземленно говорить о добрососедстве и взаимозависимости интересов.
Интервью с Рафаэлем Саттаровым, которое он дал нашему изданию zolord.ru о его профессиональном становлении можете прочитать здесь.
Автор: Салават Гвалия
Комментарии ()