Пространственная структура современного генофонда казахов
07 ноября 2018, 18:21 3178 0
На фото заведующий лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологий Максат Жабагин, лауреат государственной молодежной премии «Дарын» (sc.edu.gov.kz)
Альтернативные казахские историки утверждали, что казахские жузы возникли еще до монгольского нашествия, однако ученые доказали, что пространственная структура современного генофонда казахов начала формироваться в эпоху Монгольской империи.
В 22-м номере «Вавиловского журнала генетики и селекции» за этот год опубликована работа группы российско-казахстанских ученых «Реконструкция структуры генофонда казахов по данным об их родорасселении» (авторы: М.К. Жабагин, О.П. Балановский, Ж.М. Сабитов, А.З. Темиргалиев, А.Т. Агджоян, С.М. Кошель, Е.М. Раманкулов, Е.В. Балановская), которые постарались выяснить эту проблему и не только.
Приводим вашему вниманию некоторые моменты данного исследования.
Последние исследования населения Центральной Азии по изучению связи Y-хромосомы и родовых групп преимущественно для казахов выявили, что большинство родов действительно состоит в основном из людей, принадлежащих к общему биологическому предку по мужской линии. Поэтому род в популяциях Центральной Азии может рассматриватьсякак эффективный квазигенетический маркер - не менее, если не более, эффективный, чем фамилии в Европе.
Опираясь на эти твердо установленные факты тесной связи родовой принадлежности локальных казахских популяций и их генофондов по маркерам Y-хромосомы, российско-казахстанские ученые предприняли следующий шаг и проанализировали обширные данные о расселении казахских родов и частоте их представленности в разных регионах Казахстана.
Эти данные были, во-первых, проанализированы стандартными методами, используемыми для квазигенетических маркеров, и, во-вторых, сопоставлены с прямыми генетическими данными о распределении гаплогрупп Y-хромосомы в казахских популяциях.
Кроме того, на основе исторической информации о принадлежности географических ареалов расселения казахских популяций к территориальным объединениям, существовавшим в историческом прошлом на территории Казахстана, была оценена межпопуляционная изменчивость для каждого из таких исторических объединений (феодальные государства, улусы, жузы, области) и определена их роль вформировании современной архитектоники генофонда казахов.
При рассмотрении областных популяций самые высокие показатели изонимии и инбридинга отмечены на юго-западе (в Закаспийской области, которая также характеризуется наименьшим числом родов) и на северо-востоке (в Семипалатинской области). Напротив, самые низкие показатели инбридинга отмечаются на северо-западе Казахстана (Уральская область) и на смежных территориях России, в Зауралье и нижнем Поволжье (регионы Оренбургская, Самарская, Астраханская, Букеевская Орда).
Вероятно, эти наблюдения отображают следы исторического заселения казахами Заволжья в связи с образованием Букеевской Орды в XVIII веке и ростом роли Оренбурга как административного центра Центральной Азии.
Для Центральной Азии, по данным других исследований, использовавших метод изонимии на основе информации о родовой принадлежности, в сельских популяциях установлен высокий уровень инбридинга и в Туркмении, и в Узбекистане, причем в этих же популяциях отмечается и высокая отягощенность наследственной патологией. Поэтому обнаруженный учеными максимальный инбридинг в данном исследовании в пределах юго-западных и северо-восточных казахских популяций позволяет прогнозировать высокий генетический груз в этих регионах Казахстана, и, соответственно, указывает на перспективность их прямого генетико-эпидемиологического обследования.
Этот результат указывает на низкую миграционную активность казахского населения и позволяет перейти к анализу роли различных исторических социально-территориальных объединений.
Для реализации этой цели был проведен анализ AMOVA, популяции были сгруппированы согласно данным об исторических образованиях на территории Казахстана.
Первая группировка популяций («государственная») отражает три государственных образования в эпоху раннего феодализма (750–1050 гг.): Кимакское государство, Карлукское государство, Огузское государство. Предполагается, что они могли выступить основополагающим фактором формирования структуры генофонда современных казахов.
Вторая группировка популяций («улусы») – территориально-административное наследие империи Чингисхана - улусы Джучи, Угэдея и Чагатая, существовавшие на территории расселения исследуемых популяций с XIII по XV век. Длительный период существования такого территориального деления Монгольской империии, смена сложившихся раннефеодальных взаимосвязей могли стереть сформировавшуюся изначальную структуру («государственную») и заложить другую основу («улусы») для структурирования генофонда.
Третья группировка популяций («жузы») – социально-территориальное подразделение казахского ханства (1465–1847) – Старший, Средний, Младший жузы, существующие поныне. Вероятно, именно социально-территориальные отношения, сложившиеся в казахском ханстве, выступили в качестве нового основного фактора в структурировании генофонда.
Четвертая группировка популяций («губернии») отражает территориально-административное деление Российской империи в Центральной Азии: Степное генерал-губернаторство, Туркестанское генерал-губернаторство и Зауральская киргизская степь (известна также как Оренбургское ведомство или Казахи Оренбургского ведомства). Несомненно, одной из целей колониального территориально-административного деления был перевод кочевников к оседлости. Это могло также выступить значимым фактором в дальнейшем переструктурировании генофонда казахов.
Пятая группировка («современная») отражает современное распределение популяций между границами государств (Казахстана, России и стран Средней Азии). Наименьшая межгрупповая изменчивость (3.6 %) была выявлена именно при пятой («современной») группировке (см. таблицу). Это указывает на то, что между современными казахскими популяциями различных государств нет существенных различий при допущении, что большая часть современных популяций является потомками населения тех же уездов.
Результаты группировки популяций по более ранним географическим подразделениям указывают на значимое наследие Монгольской империи («улусы», 10.7 %) и позволяют предположить, что уже в эпоху Монгольской империи (Золотая Орда) начинает формироваться пространственная структура современного генофонда казахов.
Полученные результаты склоняют чашу весов в пользу гипотезы Т.И. Султанова, указывающей, что жузы возникли после распада Золотой Орды (Кляшторный, Султанов, 1992; Сабитов, 2014), нежели в сторону альтернативной гипотезы (Аманжолов, 1959), постулирующей, что казахи подразделились на жузы еще в X–XII веках, до объединения Чингисханом тюрков и монголов в одну империю.
Комментарии ()