Братья по крови
20 января 2019, 23:29 1923 0
Молебен на Байкале (фото: из открытых источников)
В Улан-Удэ - столице Бурятии, в Центре народных традиций «Байкал» изучают традиции, историю, этнофилософию бурятского народа. Предлагаем Вашему вниманию исследования основ тэнгрианства, которые ведет руководитель этого Центра Наехан.
"Деревни в Иркутской области назывались нашими дедами не улусами, а аилами (от слова айл – семья). Наши деды молились тэнгэртэ, местным духам. А через предков отдавали дань бесконечной любви к жизни, молясь.
Есть бытовой ритуал, который объясняют на русском – «домового кормим». Это обряд, мургэл - Монголо эдеэлхэ.
Каждая семья - часть государства. Каждая семья определяет путь государства, если люди в нем вольные. Свободные. И они обязаны молиться за землю, на которой родились.
А по обычаям нашим обращаемся к высшим небесам – сахюсанам (гал сахиха, то есть высекать огонь) и четверым его сыновьям.
Младший - Монгол баабай. Просим на пространстве своей земли, а зовётся она Россия, чтобы было всем хорошо, сытно и чтобы радовались мы, люди разных национальностей, друг другу. А иначе не быть Земле, нашей святой планете не существовать - говорит наша вера в Небеса. В Сахюсаны, в сына Огня - Монгол баабай.
В далёкие, очень далёкие времена, когда Моисей слыша голос Неба творил будущее, когда на земли стылые предок финнов протянул Гольфстрим, на земли северо-запада, тогда Небо определило Монгол туб хуние идти по Небу - на север. Родить там сыновей от прекрасных дев, внучек Северного Ледовитого океана, четверых полубогов, четверых полулюдей.
Монгол туб - умный, очень толковый человек монгольского происхождения. Кровь его течёт в жилах четверых сыновей - Эрхэ, Булаг, Хон, Тумат. И появились божества - Шубуни ноёд. Их кровь течёт в нас - бурятах, казахах, алтайцах, тувинцах".
Наехан, руководитель Центра народных традиций «Байкал», г. Улан-Удэ
Комментарий профессора Н.В. Абаева, научного координатора тэнгрианства в России и Центральной Азии.
Это одно и то же с этимологической точки зрения: могол - моол - монгол - мун - гол, мунхэ-гал и др. Все это сокращения от Хухэ Мунхэ Тэнгрийн Гал: "Огонь (Космическая Энергия) Вечного Синего Неба Тэнгри, соединенный с Энергией Матери-Земли". Это изначальные тэнгрианские понятия, нельзя говорить, что термин Монгол выдуман и появился в 19 в. Как минимум с появлением амбивалентных терминов, обозначающими тотемных предков ранних монголов-саянидов: Змей-Дракон, Лебедь-Дракон, Волко-Дракон, Олень-Лебедь, Волко-Лебедь, появляется понятие Монгол на заре человеческой истории и Монгольской Цивилизации.
Комментарий Дугарова Буянто, научного консультанта профессора Н.В. Абаева.
В данной статье упоминается эпоним (религиозное наименование) и этно-политоним "Монгол", ставший в эпоху создания Великой Монгольской империи наименованием супер-этнического объединения "Монголов Чингисхана", с которым были этимологически связаны этно-политонимы "моол" (тувинско-урянхайск.), "Могол" (Индия, Средняя Азия - Империя Великих Монголов), русск. "мунгал" и др. Иногда выдвигается мнение, что все эти онимы не связаны, но здесь тэнгрианская бурят-монгольская удаганка Наехан затронула самый архаичный вариант этого эпонима и этно-политонима, свидетельствующий об общих архаических корнях наменования.
Комментарии ()