Уважение к старшим, гостеприимство и знание своего рода - три нити, из которых плетется узор казахской жизни
21 февраля 2019, 13:11 5995 0
фото: forum-eurasica.ru
В среде казахов гостеприимство - «Қонақ күту» - испокон веков играло настолько важную роль, что стало неотъемлемой частью национального характера народа, его менталитета. Об этом рассказывает Бердалы Оспан - известный казахстанский культуролог и исследователь казахских обычаев и традиций для KP.KZ.
Бердалы Оспан справа
Так как считалось, что любой гость - от Бога, то его усаживали на самое почетное место за дастарханом и кормили самой лучшей едой, которая была в доме.
У казахов до сих пор одни из наиболее частых пожеланий на свадебном тое:
«Үйлеріңнен қонақ үзілмесін» (Пусть ваш дом всегда будет полон гостей) и «Қонақ түсер үй болыңдар» (Будьте семьей, куда было бы приятно ходить в гости).
Спрашивать гостя, кто он и почему зашел именно в эту юрту или дом, было не принято. Кстати, конакасы (қонақ - гость, аз - угощение) было не только оказанием чести гостю. За дастарханом можно было помирить находящихся в ссоре людей, подружиться с соседями и так далее.
Поскольку дастархан был для казахов понятием сакральным, то культуре поведения за дастарханом, само собой, уделялось особое внимание. За трапезой было категорически запрещено ругаться или говорить непристойности.
Каждый казах должен был не только накормить гостя, что называется, досыта, но и развлечь его, чтобы он смог хорошо отдохнуть после утомительной дороги.
За дастархан звали соседей, родственников и по возможности приглашались местные акыны, жырау или кюйшi. Также хозяева могли попросить гостя спеть песню или сыграть на домбре кюй, на что гость отвечал, что ему хотелось бы сначала услышать «Ауылдың алты ауызы айту», то есть пение хозяев. И лишь после этого гость уже выполнял их пожелание.
По словам известного казахского этнографа Жардема Кейкина, казахи выделяли целый ряд разновидностей гостей: «Құдайы қонақ» (путник, или «Божий гость»), «Құтты қонақ» (гость, чей приход вызывал наибольшую радость), «Ерулікті қонақ» (новые соседи, впервые приглашенные в гости), «Арнайы қонақ» (гости, приглашенные самими хозяевами дома) и другие.
Рассаживая гостей за дастархан, обязательно учитывали возраст и, естественно, старики получали больше всего почтения и внимания.
Уважение как основа жизни
Традицию уважать старших и вообще других людей казахи ставили наравне со знанием родного языка, прививалась она с детства.
И сейчас в Казахстане можно часто увидеть, с каким уважением молодежь относится к старшим, например, в общественном транспорте молодые, как правило, сразу уступают им место.
У Бауыржана Момышулы в его повести «Наша семья» описывается случай проявления уважения к старшим:
«Соперником Текебая в то время был сын аристократа Кабылбек. Он клеветал на Текебая, обвинял в конокрадстве, устраивал разные провокации, чтобы скомпрометировать своего соперника.
Старший сын Текебая Серкебай после очередной откровенной клеветы взял с собой десять джигитов и поехал в аул Кабылбека. Усевшись напротив него и сложив камчу вдвое в знак вызова, он оскорбил его самыми унизительными словами... Кабылбек молча выслушал Серкебая и в ответ на возмущение своих сторонников сделал рукой знак молчать и не трогаться с места...
После отъезда Серкебая друзья Кабылбека с возмущением спрашивали: «Почему вы не позволили расправиться с ним?» Кабылбек спокойно ответил: «Ему уже, наверное, самому стало стыдно за свой поступок».
Когда Серкебай рассказал отцу о своей дерзости, похваставшись, что «даже сам Кабылбек не посмел обмолвиться ни единым словом», отец лишь произнес: «Эх ты, дурак!» Серкебай вылетел из юрты отца, пошел к себе и пролежал два дня голодным...
На третий день Серкебай явился к отцу и сказал: «Я недостойно оскорбил Кабылбека, он старше меня на двадцать лет, меня мучит стыд»...
Текебай, собрав всех своих сторонников и взяв подарки, поехал к Кабылбеку. Сторонники Кабылбека подумали, что Текебай ведет своих джигитов в бой, и приготовились к встрече противника.
Остановившись у стана Кабылбека на расстоянии рывка, Текебай и Кабылбек отделились от джигитов. Кабылбек, решив, что они едут для переговоров о начале боя, двинулся навстречу. Тогда Текебай слез с коня и подошел к Кабылбеку.
- Мой щенок позавчера облаял тебя, Кабылбек! Я приехал просить прощения за него. Простишь ли ты? Растроганный Кабылбек сказал Текебаю.
- О благородный Текебай, я перед вами более виноват, чем ваш сын передо мной. Вы старше меня, а я слушал вас в седле. Простите ли вы мне, аксакал, этот мой проступок, позорный для моего рода? Возьмите мой чапан...
Он снял с себя чапан, надел на Текебая и, обратившись к своим, громко сказал: «На выборах голосуйте за Текебая. Я снимаю свое имя». С тех пор враждующие роды стали дружны».
«Жеті ата», или Без знания предков нет будущего
С особым почтением казахи относятся и к своим предкам, недаром у них есть поговорка:
«Өлі риза болмай тірі байымайды» - «Если не помнить ушедших в иной мир, и на этом свете жизнь не заладится».
Отсюда вытекает еще одна из самых древних традиций казахов - «Жеті ата», согласно которой каждый казах обязан знать своих предков как минимум до седьмого колена. У казахов и сегодня можно услышать пословицу:
«Жеті атасын білмеген, жетімдіктің белгісі» - «Если человек не знает семь своих предков, значит, он сирота».
Прежде всего это было необходимо, чтобы не допустить кровосмешения в рамках одного рода. Брак между парнем и девушкой из одного рода запрещался строго-настрого и мог караться смертью.
До нашего времени дошла реальная история, случившаяся несколько веков назад и известная сейчас как «Қалқаман және Мамыр оқiғасы» - «История Калкамана и Мамыр».
В ней рассказывается, как молодой джигит по имени Калкаман и девушка Мамыр однажды влюбились друг в друга. Но беда была в том, что они были из одного рода. Молодые люди скрывали от всех свою любовь, но долго это продолжаться не могло, и однажды юноша решился - украл девушку с ее согласия.
Узнав об этом, вся родня осудила их поступок, а Кокенай, брат девушки, решил убить обоих. Какое-то время возлюбленные скрывались, но однажды соскучившаяся по родне Мамыр решила навестить родственников. Там ее брат и застрелил из лука. После этого он объявил всем, что не успокоится до тех пор, пока не убьет и Калкамана.
Чтобы поставить точку в этой неприятной для всего рода истории, старейшины постановили: Калкаман должен проскакать перед Кокенаем на определенном расстоянии, а тот должен выстрелить в него из лука, и если выстрел окажется смертельным, то значит на то божья воля. Если же Кокенай промахнется, на этом все и закончится.
Кокенай попал стрелой в седло Калкамана, и тот остался жив. После этого случая Калкаман навсегда покинул родные места. Калкаман близ Алматы, как писал Сабит Муканов, и есть то самое место, куда перекочевал юноша.
Комментарии ()