Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

05 сентября 2021, 20:11 2632 0 Автор: Золотая Орда

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

foto: zolord.ru

Монгольский период на территории Казахстана начался после завоевания монголами Чингисхана государств кереитов и найманов. Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша. Судя по данным источников, Чингисхан вёл войска от Иртыша до Сырдарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, – через Семиречье.

При походе к Отырару Чингисхан оставил для осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя, а старшего сына Джучи отправил к низовьям Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент, третий отряд пошёл покорять города в верховьях Сырдарьи, а сам с основными силами пошёл на Бухару.

30-тысячный корпус под командованием полководцев Джэбэ-нойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана, в 1220 г. вторгся на Кавказ и, разбив аланов, кыпчаков (половцев в русских летописях) и русских на реке Калке, разорив южные окраины русских земель, вернулся через степи современного Казахстана (Восточный Дешт-и-Кыпчак) в 1224 г. в ставку Чингисхана на Иртыш.

Таким образом, в результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингисхана. (История Казахстана, 2010: 443-444). Большая часть территории Казахстана войдёт в Улус Джучи (Улуг Улус), в истории данный улус так же известен как Золотая Орда.

Археологические раскопки в Улытау позволили выявить другую, отличную от мавзолеев, категорию захоронений Улуса Джучи: могильник Карасуыр.

Могильник Карасуыр был обнаружен в 2008 г. комплексной экспедицией Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов, под руководством кандидата исторических наук И. В. Ерофеева и доктора геолого-минералогических наук Б. Ж. Аубекерова. Первые археологические раскопки были произведены в 2011 году (автор раскопок археолог Э. Р. Усманова).

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Археологические материалы из пяти погребений Карасуыр интенсивно изучались в ходе последних пяти лет и были задействованы в радиоуглеродном датировании памятника, антропологической реконструкции, секвенировании древней ДНК для этнокультурной идентификации средневекового населения Казахстана и классификации погребального обряда монгольской армии.

Могильник Карасуыр расположен в бассейне р. Сарысу в междуречье рек Буланты и Калмак крылган (Улытауский р-н, Карагандинская обл., Республика Казахстан).

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

горы Улытау, Казахстан

Географически эта территория пустыни Бетпакдала на юго-западе Казахского мелкосопочника. Ближайший населённый пункт, связанный с Жезказганом автомобильной дорогой, – п. Карсакбай находится в 70 км к северо-востоку от него. На окружающих территориях встречаются развалины скотоводческих точек, некоторые из них существовали вплоть до 1992 года. В междуречье Карасуыр и Калмак крылган находятся многочисленные и разновременные группы могильников и курганов, что свидетельствует об активном проживании здесь кочевников в прошлом.

В районе сопки Карасуыр было выявлено около 20 погребальных сооружений.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Надмогильные сооружения, обозначенные общим термином «курган», состоят из плашмя сложенных камней, образующих подвальные конструкции размерами 4–5 м, высотою до 0,5–0,7 м.

Три из пяти раскопанных курганов (погребения №№ 1, 3, 5) располагались по южным склонам сопки Карасуыр, находясь в глубоких ложбинах (рис. 1; 2). Все они содержали одиночные мужские захоронения с однотипным военным инвентарём и ориентировкой головой на север (погребения №№ 1, 2, 5), северо-восток (погребение № 3). Погребение № 4 находилось на вершине близлежащей сопки от основной сопки Карасуыр и, скорее всего, имеет иную этнокультурную принадлежность в отличие от трёх остальных.

Четыре раскопанных погребения могильника Карасуыр были изучены на междисциплинарном уровне (Усманова и др., 2018). Погребения ориентированы в северном направлении.

Инвентарь

В трёх погребениях были обнаружены наконечники стрел, фрагменты ламеллярного доспеха, колчаны, кресала, ножи, накладки на лук и другая воинская атрибутика. Имеются артефакты ритуального характера: гадальные кости (баранья лопатка и астрагалы овцы); буддийский колокольчик (предварительная атрибуция); плита с изображением буддийского бурхана; жертвенные приношения животных (вертикально вкопанная кость ноги барана; тазовая часть овцы).

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

В надмогильной обкладке кургана 1 с западной стороны погребения лежала горизонтально каменная плита, на которой прослеживаются следы изображения бурхана.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

В могиле кургана 2 около черепа погребенного лежали ваджрный колокольчик и железный крюк.

Костяные накладки, по всей видимости, принадлежали сложному луку, являясь фронтальной срединной накладкой с лопатковидным окончанием. Такие луки были распространены в XIII–XIV веках у кочевников монголов. В XIV веке у кочевников Средней Азии и Казахстана лук употреблялся без костяных накладок.

Ламеллярный доспех широко бытовал на Востоке с глубокой древности, особенно в Восточной Азии, и продолжал преобладать в эпоху раннего средневековья, и существовал вплоть до XIX – начала XX века в Монголии, Тибете, Китае и Японии.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Реконструкция монгольского воина китайскими учеными.

Датировка погребений

Датировка погребений установлена радиоуглеродным анализом: календарный возраст погребения (кургана) № 1 между 1260–1300 гг. н.э. или 1220–1320 гг. н.э.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Скелет мужчины из погребения №1

Абсолютная датировка погребального комплекса концом XIII века – началом XIV века указывает на то, что он был оставлен потомками монголов-завоевателей Чингисхана.

В конце XIII – начале XIV вв. Джучи-хан и джучидские кланы владели Дешт-и-Кыпчаком от Эмбы до Иртыша и от Южной Сибири до низовий Сыр-Дарьи. О местных потомках Джучи ордуиченидах известно мало, так как активную внешнюю политику они не вели. Сам Орду имел полевую ставку на Иртыше и в Дешт-и-Кыпчаке, как и его отец Джучи. Территория Сарыарки, Улытау входили во владения ордуиченидов, где они, по описаниям Рашид ад-Дина и Анонима Искандера, при внешней демонстрации вассалитета по отношению к ханам Сарая проводили вполне самостоятельную и независимую политику.

Погребения из урочища Карасуыр относятся к тому периоду истории монголов, когда им ещё не приходилось противостоять обращению в ислам и смене монгольских традиций на тюркские. По всем диагностирующим признакам погребения курганов №№ 1, 2, 3 являются монгольскими.

Антропология погребённых

Краниологическая экспертиза 4-х захоронений показала, что скелеты принадлежали мужчинам разных рас и возраста.

Мужчины из курганов №№ 1 (рис.5, см. ниже), 2, 3 были погребены в возрасте 40 - 55 лет, антропологически они относятся к центрально-азиатской монголоидной расе, представителями которой являются монголы, калмыки, буряты.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Скелет мужчины из кургана №1.

Мужчина погребённый в курган № 4 имел возраст 25–30 лет и являлся европеоидом (рис. 6). Его погребение не имело воинского инвентаря, но по северной ориентировке костяка и наличию кресала с кремнем оно однотипно с остальными. По-видимому, европеоид имел не только отличное от остальных воинов этническое происхождение, но и обладал более низким социальным статусом, хотя и мог являться членом воинского коллектива. По разделению на социальные группы монгольского общества, предложенному Б. Я. Владимирцовым, этот погребённый мог принадлежать к третьему классу, к которому относились рабы или слуги, не имевшие личного имущества. Они были преимущественно взятыми в плен на войне представителями разных народов. По прошествии некоторого времени они переходили на положение вассалов и переставали отличаться от «простых людей».

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Графические реконструкции лица по черепу погребенных людей из курганов №№ 1, 4 выполнены Е. А. Алексеевой, Институт Проблем Освоения Севера СО РАН (Тюмень).

Особенности погребений из курганов №№ 1, 2, 3

Погребения из курганов №№ 1, 2, 3 могильника Карасуыр обладают признаками монгольского погребального обряда: вертикально вкопанная кость ноги барана и кости мелкого рогатого скота при отсутствии костей лошади. Ритуал установки ноги овцы доминирует в обрядах монгольских племён с XI в. и является культурноопределяющим признаком времени Золотой Орды (XIII–XIV вв.) как новая форма обряда, привнесённая монгольской традицией в Дешт-и-Кыпчак (Акишев и др., 2008, с. 53).

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Другим важным показателем для монгольских захоронений является ориентировка в северном направлении, в отличие от тюркских – в западном и восточном направлениях (Мыськов, 2015, с. 272). Погребения в южных ложбинах сопки не выделяются по внешним признакам и ориентированы на вершину, на которой расположен курган-обоо. Такое размещение, свойственное для монгольского и буддийского погребального обряда, связано с представлениями о Мировой горе и расположением ворот храмов с южной стороны (Содномпилова, 2005, с. 239–240). Вместе эти признаки указывают на монгольскую традицию погребального обряда могильника Карасуыр.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

горы Улытау, Казахстан


Наверное, это тот редкий случай, когда мы можем указать не только имперскую монгольскую принадлежность (в широком смысле этого слова), но и этническую, благодаря краниологической характеристике. Погребения с маркерами буддизма (плита с изображением бурхана и ваджрный колокольчик) в комбинации с традиционными элементами шаманизма (гадальные кости) демонстрируют этническое и религиозное разнообразие населения Улуса Джучи.

Таким образом, погребальный обряд на воинском захоронении могильника Карасуыр принадлежат к монгольской традиции. Этнокультурные характеристики погребённых определены по следующим признакам погребального обряда: северная ориентировка, отсутствие костей лошади, наличие вертикально врытой кости ноги овцы, набор жертвенных приношений и антропологическая характеристика умерших.

Судя по количеству сооружений в могильнике, можно предположить, что здесь захоронен небольшой отряд. Основу монгольского войска составляли первичные подразделения – десятки, во главе которых стояли десятники, как правило, выходцы из кочевых родов, не вошедших в состав степной аристократии (Владимирцев, 2002, с. 414). По всей видимости, воинские погребения могильника Карасуыр относятся к представителям основы монгольского воинства.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Отсутствие повреждений от боевых ран на костях захороненных предполагают причину смерти, не связанную с участием в битве. Генетические исследования палео-ДНК позволили выделить вирус гепатита Б из образца кости одного погребённого (Mühlemann et al., 2018). Не исключено, что заболевание гепатитом и явилось причиной смерти некоторых воинов из этого отряда.

«Интрига» генетического материала воинов из Карасуыра

В результате междисциплинарного изучения похороненным солдатам из отряда джучидской армии повезло, в символическом смысле слова, получить «вторую» жизнь после своей смерти. Осуществлена графическая реконструкция лица по черепу погребённых из курганов №№ 1 и 4. Один – монголоид (курган № 1, рис. 5), другой – европеоид (курган № 4, рис. 6). Кроме физических данных внешности была получена генетическая характеристика двух этих погребённых воинов благодаря анализу палео-ДНК.

Образцы костей погребённых «участвовали» в глобальном проекте по изучению древней ДНК жителей степной Евразии, результаты которого были опубликованы 9 мая 2018 г. в журнале Nature под заголовком «137 ancient human genomes from across the Eurasian steppes» («137 древних геномов жителей евразийских степей»).

Не будучи экспертами в области генетики древних популяций, мы приводим выдержки из работ специалистов (Г. Баимбетов, Н. Баймуханов, 2018), которые предложили интерпретацию генетического материала воинов из Карасуыра.

«ДНК Y-хромосомы погребённого монгола (курган № 1) относится к гаплогруппе C-Y4580, или C-F9700. Это один из субкладов, который называют Starcluster или гаплотип Чингисхана. Согласно статье Фуданского университета, по данному субкладу гаплогруппа С-F9700 имеет две ветви: первая С-F 9747 которая встречается в основном у монголов из племени баргут и бурятов, и вторая C-Y4541 встречается в большей степени у тюркоязычных народов Центральной Азии, в том числе и у казахов (см.: Lan-Han Wei, 2018). Однако у исследованного средневекового монгола Золотой Орды третья ветвь имеет частные мутации, которая на данный момент не найдена у современных народов и, вероятнее всего, является тупиковой ветвью. МтДНК имеет восточно-евразийскую гаплогруппу D4m2. Монголоидные компоненты аутосомной ДНК MDLP=99,09%, HW=97,37%. Наиболее генетически близкие к средневековому монголу из современных народов буряты».

Заключение

Археологические свидетельства могильника Карасуыр позволяют установить этнокультурную принадлежность и религиозные особенности военизированного населения Золотой Орды. По общему комплексу признаков они соответствуют монгольским погребениям с других территорий Золотой Орды. Погребения принадлежит воинам армии Улуса Джучи конца XIII – начала XIV вв. Ядро данной воинской группы состояло из монголов.

Трое погребённых относятся к центрально-азиатской монголоидной расе, один – европеоид балкано-кавказской расы, похороненный по такому же обряду, как монголы, но без вооружения. По всей видимости, он принадлежал к низкому социальному статусу (слуга, раб).

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане

Социальная структура в военизированных группах присутствует и обусловлена военно-управленческим механизмом социума, однако обострение социального неравенства не обнаружено. Видимо, воины практиковали тибетский буддизм с элементами шаманизма.

Это первые буддистские погребения известные на территории восточной провинции Улуса Джучи. Этнокультурный код, реконструированный по погребальному обряду, демонстрирует родную монгольскую традицию погребённых воинов, отличную от местной кыпчакской традиции кочевников того времени.

Источники:

  1. Усманова Э.Р., Дремов И.И., Панюшкина И.П. «Этнокультурный код воинских формирований Улуса Джучи (по археологическим свидетельствам могильника Карасуыр, Улытау, Центральный Казахстан)» // Джучи: личность, эпоха, память. Сборник научных статей / Отв. ред. А.К. Кушкумбаев. – Алматы, 2020. – 328 с.
  2. Усманова Э.Р., Кожа М.Б., Ускенбай К., Ахатов Г.А., Джумабеков Д.А. «К вопросу о тайных погребениях золотоордынской эпохи в Улытау» // Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая. Материалы XI Международной научной конференции (8–11 сентября 2021 г.) Отв. редакторы А.В. Поляков, М.Т. Кашуба, А.Д. Цыбиктаров. Абакан, 2021. С. 249-257.
  3. Баимбетов Г., Баймуханов Н., 2018. - № 2, ПГУ им. С. Торайгырова «Изменение генофонда у населения Казахстана и смежных регионов, в частности роста монголоидных генетических компонентов, на фоне исторических миграционных процессов от железного века до современных казахов» // ҚазҰУ хабаршысы = Вестник КазНУ. Сер. Историческая, 2018. - № 2.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Почему Красная армия быстро разгромила Японию
    284 0
    Почему Красная армия быстро разгромила Японию

    Утром 11 августа 1945 года советско-японскую границу на острове Сахалин перешли части 56-го стрелкового корпуса.

    15 сентября 2021
    Учёные узнали, чем питались средневековые монголы Чингисхана
    1701 0
    Учёные узнали, чем питались средневековые монголы Чингисхана

    Комплексное геоархеологическое исследование подтвердило локализацию первой столицы Чингисхана — Аварга орд (дворец Аварга).

    14 сентября 2021
    Падение Волжской Болгарии в XIII веке и этногенез татар
    2392 0
    Падение Волжской Болгарии в XIII веке и этногенез татар

    Цель похода монголов на запад состояла в том, чтобы разбить кыпчаков и их союзников. И агрессорами были именно монголы, а никакие не «татаро-монголы».

    24 августа 2021
    Чингисхана необходимо признать «великим русским полководцем» — д.и.н., проф. Селезнёв Ю.В.
    4744 1
    Чингисхана необходимо признать «великим русским полководцем» — д.и.н., проф. Селезнёв Ю.В.

    О новеллах в исследовании Золотой Орды и на вопросы одноимённого сайта рассказывает и отвечает доцент, доктор исторических наук, проф. кафедры истории России Воронежского государственного университета Селезнёв Юрий Васильевич.

    21 августа 2021