Казахи – под джунгарским игом
30 сентября 2021, 22:21 9936 7
Ойраты составляли тумен левого крыла (зун гар) монгольского войска.
В середине XVII века кочевые монголоязычные племена ойратов (джунгары), в ответ на создание более осёдлыми маньчжурскими племенами во главе с Нурхаци мощной державы, смогли объединиться в конфедерацию под руководством хана Эрдэни-Батор-хунтайши. С тех пор ойраты и маньчжуры превратились в смертельных соперников, в попытке установить свою гегемонию в Восточной и Центральной Азии.
Экспансивные ойраты, которые во времена Чингисхана составляли тумен левого крыла (зун гар, дзун гар) монгольского войска, в мировой истории стали последними кочевниками, которые объединив целый ряд монгольских племён в сильное ханство, попытались вновь выйти к богатым земледельческим государствам Востока, с целью их грабежа и установления над ними контроля (по Бартольду В.В.). Вот только в лице ещё более экспансивных и остроумных маньчжуров, джунгары встретили самого серьёзного противника.
Завоевав ханьцев, используя неограниченные людские и огромные экономические ресурсы Китая, маньчжуры постепенно вытеснили ойратов с родовых кочевий в Монгольском Алтае, а также подчинили себе племена в излучине Хуанхэ – Ордосе, в Цинхае и Тибете. Ставка джунгарских ханов при Цэвэн Рабдане (время правления 1697–1727 гг.) переместилась в урочище Кульджа, что в долине реки Или (ныне территория Или-Казахского автономного округа СУАР КНР). Цинская империя построила крепость у реки Кобдо (монг. Ховд-гол — река на западе Монголии), оттеснила джунгар с родовых кочевий. Это привело к тому, что джунгары, стремясь обезопасить свою столицу, стали совершать походы в западном направлении против казахов.
Соперничество за территории-пастбища постоянно сталкивало граничащих друг с другом кочевых джунгар и казахов. Причём казахи стали жертвой агрессии более экспансивных джунгар ещё в XVII веке. Главным отличием казахов от джунгаров было не только в том, что тюрки-казахи были исламизированы и метисированы, а монголы - джунгары буддоизированны. И те и другие были больше кочевниками и к тому же, и у казахов знать вела свою родословную (в большинстве своём легендарную) от Чингисхана. Однако джунгары, хорошо зная казахов, этого никогда не признавали.
Здесь главным отличием являлось то, что слабо связанные друг с другом многочисленные казахские племена, в отличие от этнически унитарных джунгар восточно-азиатов, не смогли создать централизованную державу под единым скипетром, даже во времена правления общеказахского хана Тауке в 1680-1718 годы. Тем более, когда они и вовсе оказались разделёнными на три кочевых жуза: Старший, Средний и Младший, между которыми шла междоусобная борьба за власть, за пастбища и скот. А значит самостоятельно казахи не могли противостоять самому опасному противнику в Степи – джунгарам.
Отсюда, у казахов как наиболее слабого геополитического игрока в Центральной Азии, было на выбор три геополитические альтернативы подданства:
- Китайская модель, означавшая жёсткую ассимиляцию по китайскому цивилизационному образцу (впоследствии китайцы это продемонстрировали в отношении ойратов и других монгольских племён) и внедрением восточно-азиатской структуры развития.
- Джунгарская - кочевая, грозившая почти полным исчезновением казахского этноса в результате его полной ассимиляции ойратами.
- Российская, связанная с вливанием в многокультурную и многоконфессиональную евразийскую империю, в которой власть и элита были европеизированы. Зато последний вариант предусматривал наиболее мягкую по средствам и наиболее длительную по времени аккультурацию казахского этноса и с вхождением его на качественно более высокую ступень цивилизационно-культурного развития с позиции европейской историографии. Как показал исторический опыт, именно российская модель, несмотря на все тяжелейшие издержки (переход от кочевничества к осёдлому хозяйству всегда мучителен), позволила казахам сохранить этноконфессиональную идентичность и в дальнейшем выйти на более высокий уровень цивилизации (по Кляшторному С.Г.).
Отсюда, из всех трёх геополитических сил (маньчжуры, джунгары и русские), именно джунгары являлись для казахов наибольшей опасностью. Поскольку даже постоянная угроза со стороны китайцев не препятствовала захватнической политике джунгарских нойонов (хунтайши) против казахов. Ещё с конца XVII века на казахские кочевья началась и затем последовала целая череда джунгарских вторжений (1681-1684, 1694, 1711-1712, 1714-1717 гг.). После которых в 1717 году общеказахский хан Тауке впервые обратился к Петру I с просьбой принять казахов в российское подданство, но без выплаты ясака, без исполнения повинностей и при сохранении власти хана над казахами.
Но смерть Тауке в 1718 году и последовавший за этим распад более-менее единой казахской орды на три части (три жуза), помешала это сделать. Что сразу же привело к тяжёлым последствиям. Самыми страшными для казахских кочевий стали вторжения джунгар во главе с хунтайши Цэван-Рабданом в 1723-1727 годы. Впоследствии этот период в истории казахского народа получил название «Актабан шубырынды», что в переводе означает «бегство до побеления пяток» (по Быкову А.Ю.).
В результате этих вторжений, лучшие земли казахов – пастбища Семиречья, стали кочевьями джунгаров. И вплоть до конца 50-х гг. XVIII века казахские жузы: Средний и Старший откупались данью от джунгар, признавая тем самым джунгарское подданство, шёл интенсивный процесс взаимовлияния, взаимодействия и этнического взаимопроникновения.
Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 год
Самым тяжёлым было положение Младшего жуза, вытесненного на север и попавшего вдобавок под набеги башкир, каракалпаков, бухарцев, волжских калмыков и яицких казаков, недовольных перекочевкой жуза к Уралу.
Образно о положении казахов до присоединения их к России сказал казахский батыр (военный лидер) Букенбай в беседе с российским дипломатом А. Тевкелевым в 1748 году:
«Когда киргиз-кайсацкая (казахская) орда в подданство Российской империи не была принята, не ото всех ли сторон они… всюду бегая, яко зайцы от борзых собак, разорялись и свой скот, бегаючи, сами бросали, а иногда случается в самой необходимой нужде жен и детей бросая, только уходили… Когда зюнгорские (джунгарские) калмыки нападут, побегут в сторону, а башкирцы нападут, то уходили в другую сторону, а волжские калмыки и яицкие казаки и сибирское войско нападут, то они уже бегать и места себе не находили» (цит. по Бекмахановой Н.Е. - красноречивое свидетельство).
И хотя казахи порой одерживали редкие победы над джунгарами (в 1728 и 1729 гг.), они своими силами сдержать натиск упорных джунгаров не могли, это хорошо понимал султан Младшего жуза Абулхаир, который стал отправлять новые посольства в Россию с просьбой о подданстве. Это не была трусость, как говорят сейчас, это были реалии того времени, без какого-либо современного контекста. 19 февраля 1731 года было осуществлено официальное оформление российского подданства казахов Младшего жуза. Чуть позже состоялись отдельные присяги на верность России султанов и старшин Среднего жуза. Таким образом, 30-е и 40-е годы XVIII века стали годами, когда родоплеменная знать двух жузов (Младшего и Среднего) сделала исторический выбор в пользу России. Однако по многим причинам сам процесс присоединения казахов к России растянулся на целый век.
Дело в том, что не стоит преувеличивать степень влияния России на казахов в этот период. И если Россия рассматривала принятие казахами российского подданства как свидетельство того что эта территория находится под российской короной, то сами казахские лидеры расценивали этот акт как своеобразное покровительство и защиту могущественного «белого царя» над вполне самостоятельным казахским народом, притесняемого всё теми же монголами с востока.
Однако джунгары, установившие перемирие с Китаем, совсем игнорировали новую российскую «протекцию» казахских кочевников и в 1741-1742 годы возобновили свои набеги на казахские жузы. Казахам пришлось очень «туго», они, чтобы спастись от джунгарской резни, вынуждены были сконцентрироваться и прижаться вдоль российских военных укреплений. Более того российские власти разрешили впускать казахское население в русские крепости в случае джунгарских набегов. У России назревал конфликт и с Джунгарией, из-за казахов.
Казахские султаны с представителями русского чиновничества. Санкт-Петербург, вторая половина XIX в. Из коллекции Б. Л. Модзалевского
В 1742 году сенат отправил в Джунгарию полковника Г.Ф. Миллера с целью добиться прекращения военных нападений на «российских подданных» - казахов. Миссия Миллера оказалась успешной. Джунгары тогда вели хороший обмен с русскими. Джунгары по просьбе русских освободили из плена авторитетного султана Аблая и ряда влиятельных казахских беков и заверили российские власти в том, что новых нападений на «российских подданных» не будет. Джунгары вполне отдавали себе отчёт в том, к чему может привести война с империей, имеющей на вооружение недоступное им современное западное вооружение и ресурсы.
Но главное заключалось в том, что на тот момент, смертельным врагом для джунгар выступал цинский Китай, а не далёкая северная держава. И война на два фронта с ними была для джунгар смертельно опасной. В тоже время джунгары не оставили попыток политического давления на казахские жузы с целью принудить их ещё признать джунгарское подданство. И им это удалось. Средний жуз безоговорочно признал своё подданство от джунгарского хунтайши, одновременно находясь в российском подданстве, и даже выплачивал джунгарам дань, в том числе молодыми людьми (Бичурин Н.Я.). Это был период довольно вынужденного и порой даже отчаянного лавирования казахов между тремя могущественными акторами: Китаем (Цинская империя), Джунгарией и Россией. В дальнейшем именно Китай освободил казахов от джунгарского ига.
Источник: Неономады - Великая Степь.
Русский великий хан Петр уехал в чужие западные государства… Он поручил Аюки хану охранять, в бытность свою за границею, русское государство от южных внешних врагов; вследствие чего кн. Борис Матвеевич Голицын в году Гал Укер (1697) имел свидание с Аюки ханом при р. Шара Цеке 25, Они в договорных статьях постановили: «Если Аюки хан будет воевать бухар, харакалпаков, хасаков, то русские должны дать ему пушки; также давать ему ежегодно по 20 пуд пороху и 10 пуд свинцу. ...--VII. Аюки хан просил Апраксина послать указы во все города от Астрахани до Саратова, чтоб города, куда хан будет присылать, оберегали и давали ему ратных людей и пушки, когда ему, хану, от каких неприятелей будет насилие. Апраксин отвечал, что все будет сделано, а чего воеводам учинить нельзя будет, то писать в Казань или Астрахань…
«хасаков»–в 17 веке қазақ.
французские архивы archive.vn/OMQmM
… И потом объявить его Доржу ханом, а без того не [211] объявлять …. и нового хана во всем защищать.
Июля 23 числа губернатор Волынской прибыл в город Саратов и по многократным посылкам нарочных владельца Доржу Назарова для свидания с собою звал к Волге.
Во время же кочевания и приближения его к Волге, 21-го августа нападали на улус сына его Лубжи киргис-касаки, и, получа великую добычу, возвратились. И Доржи с войсками своими погнался за ними, а к губернатору Волынскому присылал нарочного с прошением [212] о присылке к нему в помощь из Саратова пушек и войск. Почему губернатор Волынской посылал к нему Дорже дворянина Якова Татаринова и писал к нему, что он губернатор к нему пушек и несколько войск российских отправит, токмо чтоб прислал к нему губернатору подлинное известие, в коликом числе неприятель и как далеко от Саратова и чтоб прислал навстречу к российским войскам лошадей л несколько верблюдов.
А между тем 24-го августа, присыланной от Доржи Назарова калмык Бибичъ Волынскому словесно объявил, что киргис-касак на Лубжин улус нападало 757 человек, которых Лубжа с войски своими, догнав, атаковал в урочище Узенях, куда и Доржи с войсками ж своими приспел, и, соединясь, их киргисцов доставали приступом и из пушек своих по них стреляли и так многих из них побили и несколько взяли живых, и только из них ушло три человека и при том прислан к Волынскому в подарок одни взятой киргис-касак, да с тем же калмыком присыпано в Саратов в засвидетельствование тех их победы четыреста пятнатцать правых ушей отрезанных от побитых киргис-касак.
— КИРГИЗ-КАСАК.
— жонгар с фамилией НАЗАРОВ – внук Аюка хана…
archive.vn/4uuD8 французские архивы
Там же — много беглых и купленных жонгар по 30 рэ, обращение в православие и козаков.
Через столетие сотни тысяч козаков —
В.Г. Короленко. У казаков. Из летней поездки на Урал
dugward.ru
Ну казаки известные герои «Он посмотрел на меня, и в старых глазах мелькнул огонек.
— Так они чего делали, кыргызы-то… Видят — беда неминучая, сами кто уж как может измогаются, а ребятишков соберут в какую ни есть самую последнюю кибитченку да кошмами заложат… Значит — к сторонке… Ну, казаки аул разобьют, кибитку арканами сволокут, ребятишки и вывалются, бывало, что тараканы…
— И что же?
— Да что: головенками об котлы, а то на пики…
Старик говорил просто, все улыбаясь тою же старческой улыбкой… Ветер слегка шевелил седую бороду и редкие волосы на обнаженной голове казачьего патриарха. Мне вспомнилась повесть И.И. Железнова, чрезвычайно популярная среди уральцев, настоящая казачья эпопея. В ней герой Урала, Василий Струняшев, тоже разбивает головы киргизских ребят о котлы.http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_u_kazakov.html#013
XVII-XVIII века, реалии таковы, что еще с Петра первого пушки, свинец, порох, постои и войска, ратных людей (зеленых человечиков) — всё бесплатно, только кровавые отчёты присылайте ушами.
Ресей на тот момент не производила своих пушек — супероружие ДАРИЛА ЖОНГАРАМ(калмыки), картечью по конной лаве казахов, каракалпаков, крымских татар, ногайцев.
Они же и организовали эту войну, принимая массово беглых и купленных калмыков (30 рублей) в православие, зачисляла десятками тысяч в козаки (Назаровы, хех), которые через несколько поколении уже сотни тысяч козаков …
Астраханский калмыцкий полк, саратовский, ставропольский и прч, калмыцкое войско ….
Ослабили намеренно 200 летней войной с жонгарами, за это время потихоньку построили цепь крепостей, а потом началось добивание/уничтожение — освоение, колонизация земель и мифы о спасении казахов.
Из диссертации Е.Д.Дильмухамедова «Восстание казахов под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 года», Ташкент,1946 г.
Только в 1839 году русским казакам по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска было отдано 15 000 кв.км. земель, в том числе все земли годные для земледелия, сенокошения, леса или добычи соли. «…Охранять соленые озера и безопасность дорог, ведущих, как к сим озерам, так и к линии от заводских селений; до окончательного отвода земель, вновь киргиз внутрь линии на кочевья не пропускать и разрешать сей пропуск с взысканием положенной пошлины…» (Полный свод законом, том XXXVII, № 28645, 1821 год, 13 июня).
Изъятие земель привело к тому, что, если ранее джут переносились легче, так как была возможность откочевать к местам не затронутых им, то в 19 веке джут привел к катастрофическим для казахов последствиям, голоду 1806-1807, 1812-1816, 1823, 1834, 1860, 1879 г.г.
archive.vn/wpkOW
Из всех трех орд казачьих Меньшая кажется наиболее потерпела от междоусобий. Баранты в ней чрезвычайно усилились в начале нынешнего столетия и дошли до того в 1813, 1814 и 1815 годах, что толпы матерей и отцов, лишенные пропитания, приходили на границы наши и продавали детей своих, не находя другого средства к спасению им жизни. В 1815 году около Гурьева куплено было русскими в течение одного месяца около 100 таковых. За мальчиков платили по 4 и по 3, а за девочек — но 3 и по 2 куля ржаной муки (А. И. ЛЕВШИН «ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ», 1832 г.)
Пальмов «Очерки калмыцкого народа»
стр 35
Калмыки начинают уходить от владельцев и делают эго
даже на легальном основании. Они пользуются правом перехода в Россию, преимущественно на Дон, с принятием христианства, согласии особых договоров русского правительства
с ханом Аюкою в 1673, 1077 и 1о97 годах79).! Если в конце
ХVII столетия число таких выходцев из калмыков в Россию
было, сравнительно, незначительно, то [с XVIII века оно увеличилось настолько, что Аюка начинает протестовать против
ухода от него калмыков, ухода, принявшего характер настоящего бегства в Россию^ Он жалуется Петру…
стр 38
Еще при Аюка за каждого беглого от него калмыка, в
случае принятия им христианства, Русское правительство обязалось уплачивать хану по 30 рублей *).