Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

15 мая 2022, 00:31 2091 0 Автор: Золотая Орда

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Чагатайский улус (1221-1346)

История центральноазиатского региона в XIII–XVIII вв. напрямую связана с возникновением и развитием Монгольской империи, которая окончательно оформилась к 1260 году.

В средневековой историографии это государство известно под названием Еке Монгол Улус (Великое монгольское государство). В его основу Чингисхан, основатель империи, положил принцип военной организации, исторически присущей общинно-территориальному устройству большинства монгольских племён.

Империя Чингисхана и его приемников простиралась от Китая (Юань) на востоке до Дуная и Карпатских гор на западе. Южные границы империи охватывали современный Иран, Ирак, восточную часть Сирии (государство ильханов).

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

К концу 60-х гг. XIII в. Монгольская империя начала распадаться на 4 улуса – государства, каждое из которых возглавляли ханы – потомки основателя империи. Этими независимыми и враждовавшими друг с другом государствами были:

  1. Золотая Орда, в состав которой входила вся Великая степь (Дешт-и-Кипчак) от Иртыша – на востоке до Дуная – на западе и все русские княжества. Этим государством правили потомки Джучи (ум. 1227 г.), старшего сына Чингисхана.
  2. Чагатайское государство, включавшее Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), Семиречье (современная Киргизия и часть юго-восточного Казахстана), Кашгарию (южная часть провинции Синьцзян в Китае) и получившее своё название по имени второго сына Чингисхана – Чагатая (ум. в 1242 г.).
  3. Государство Хулагуидов, созданное в Иране Хулагу-ханом (ум. в 1265 г.), сыном Тулуя, четвертого сына Чингисхана. Хулагу и его приемники носили титул ильханов, поэтому в исследовательской литературе монгольских правителей Ирана называют ильханами («повелитель племени»).
  4. Государство в Монголии и Китае с центром в Каракоруме (ставка великого хана), а затем в Ханбалыке (современный Пекин), которым правила другая ветвь потомков Тулуя (ум. 1233 г.), а именно потомка великого хана Хубилая (ум. 1294 г.), брата Хулагу. Официальное название этого государства – империя Юань.

Исторически судьба этих 4-х монгольских государств сложилась по-разному. Потомство Тулуя в империи Юань китаизировалось и правило до 1368 г., когда пало под ударом национально-освободительного движения ханьцев под руководством Чжу Юань-чжана. В самой Монголии Чингисиды из этого рода правили до XVII века. Государство Хулагидов в Иране окончательно распалось в начале 50-х гг. XIV века. Династия Чагатаидов прекратила своё существование в конце XVII в. Джучиды же, потомки старшего сына Чингисхана, сохраняли верховную власть в Дешт-и-Кипчаке и смежных регионах вплоть до середины XIX века.

Из названных 4-х монгольских государств особое значение для политической и этнической истории Центральной Азии имеют Золотая Орда (улус Джучи, Улуг улус) и государство Чагатаидов (Моголистан).

Государство Чагатаидов (Моголистан)

Владения второго сына Чингисхана, Чагатая, включали Восточный Туркестан (Кашгар), Мавераннахр, большую часть Семиречья, а также земли левобережной Амударьи Бадахшан, Балх, Газни, Кабул и территорию на юге вплоть до реки Синд. Орда (ставка Чагатая) первоначально находилась в Кульджинском крае на южном побережье реки Или.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Дата рождения Чагатая точно не установлена, но доподлинно известно, что Чагатай ещё при жизни отца считался знатоком государственного права и высшим авторитетом в вопросах, связанных с монгольскими законами и обычаями. Чагатай принимал участие во многих военных экспедициях отца, в том числе в походах в Китай, против империи хорезмшахов и т. д. Однако после смерти отца в 1227 г. Чагатай постоянно находился в своём улусе и в военных действиях не участвовал.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Чагатай (монг. Сагаадай-хаан (ок. 1183–1241 или 1242) был вторым сыном Чингисхана и считается основателем чагатайского государства. Он правил Средней Азией до конца своей жизни. По завещанию отца он контролировал правительства всех улусов.

Хорошо известны начинания Чагатая по благоустройству своего улуса. По его приказу была построена дорога по горным перевалам из Восточного Туркестана в Илийскую долину, которая включала 48 мостов, 8 тоннелей и другие сооружения. Основывались новые поселения, аулы и т. д. Кочевые резиденции Чагатая со временем превратились в крупные административные и торговые центры (например, поселение Кутлуг в современном южном Казахстане).

Как старший в ханском роде после смерти отца и старшего брата Джучи (оба умерли в 1227 г.) Чагатай пользовался непререкаемым авторитетом. В 1228-1229 гг. Чагатай фактически настоял на провозглашении великим ханом Угэдэя (1229-1241). В результате Чагатай обладал такой реальной властью в империи, что великий хан не принимал сколько-нибудь важных решений без его совета и одобрения. Если учесть, что Угэдэй, особенно в последние годы своего правления, проводил время в беспрестанных кутежах и пьянках, то влияние Чагатая на государственные дела было огромным.

Будучи правителем мусульманских областей Чагатай абсолютно игнорировал исламские традиции и обычаи, которые часто вступали в противоречие с монгольской Ясой.

Кровавая жестокость, с которой Чагатай карал всякие проступки, сделали его имя ненавистным мусульманам. При этом крупнейший российский востоковед В. В. Бартольд первым отметил, что Чагатай был единственным, чьё имя стало, во-первых, официальным термином для обозначения среднеазиатского монгольского государства, во-вторых, названием кочевников, составляющих конную силу Чагатайского государства (чагатай), в-третьих, названием сложившегося в Средней Азии в эпоху Тимуридов тюркского литературного языка.

После смерти Чагатая в 1242 г. у него осталось восемь сыновей. Ещё при его жизни приемником был назначен Хара-Хулагу, внук умершего. Однако после смерти Угэдэя положение в Монгольской империи осложнилось. Начался так называемый «смутный период пятилетнего междуцарствия», в течение которого в роли правителя империи оставалась вдова Угэдэя Туракин. В это время оформляется политический союз потомков Тулуя и Джучи против потомков Угэдэя и Чагатая.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Туракин-хатун

В конце противостояния в 50-м гг. в. в империи фактически устанавливается «двуумвират», во главе которого находятся Чингисиды из рода Джучи и Тулуя. Их противники царевичи из рода Чагатая и Угэдэя были обвинены в заговоре против великого хана Мункэ и затем частью казнены, частью изгнаны.

В 60-е гг. XII века единству Монгольской империи был нанесён окончательный удар. В 1259 г. Мункэ умирает и великими ханами одновременно провозглашаются его сыновья Ариг-Буга в Монголии и Хубилай в Китае. Улус Чагатая становится ареной борьбы между ними. Победу в этой борьбе одержал ставленник Ариг-Буга, внук Чагатая Алгуй (1261-1266), который фактически провозглашает независимость чагатайского улуса от власти великого хана. Кроме того, Алгую удалось в нескольких сражениях в Семиречье нанести поражение войскам бывшего патрона Ариг-Буга и с 1263 г. стать независимым правителем. По мнению В. В. Бартольда, Алгуя можно считать «основателем самостоятельного монгольского государства в Средней Азии» [2, с. 541].

После смерти Алгуя власть в Средней Азии переходит в руки потомков Угэдэя и ханом становится Хайду (1269-1301). В годы его правления государство среднеазиатских Чингисидов, как самостоятельная политическая единица, получило окончательное оформление. На хурале, который состоялся весной 1269 г. на берегу реки Талас, Хайду провозглашает полную независимость от власти великого хана. Пределы государства Хайду то расширялись, то сужались в зависимости от военных успехов и неудач. В победные годы в его состав входили территории северного Афганистана, южноказахстанские степи и часть Прикаспия.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

В 1301 г. Хайду умирает и к власти вновь приходят потомки Чагатая, которые резко изменяют внутриполитический курс властной элиты в улусе.

Как известно, в среде Чингисидов и высших представителей военной и административной аристократии, ещё в годы царствования Чингисхана, наметились две резко противоположные тенденции: центробежно-кочевые и централистские.

Первое направление было представлено монгольской и тюркской кочевой знатью, которая твёрдо стояла за сохранение кочевого быта и степных традиций и крайне враждебно относилась к осёдлой жизни и городам.

Представители второго направления стремились создать прочное централизованное государство с сильной ханской властью и обуздать таким образом центробежные стремления военно-кочевой знати.

Централистское направление поддерживаюсь небольшой группой кочевой аристократии, тесно связанной с ханской фамилией, чиновниками центрального государственного аппарата, а также частью мусульманских авторитетов и большинством купечества.

Наиболее ярким проводником кочевой тенденции был сам Чингисхан, а из его потомков великий хан Гуюк и улусный хан Чагатай. Великие ханы Угэдэй, Мункэ и улусный хан Джучи были проводниками второго направления.

По мнению И. П. Петрушевского, суть спора между двумя направлениями касалась вопроса о методах эксплуатации коренного населения «и вместе с тем вопроса о слиянии с феодальной верхушкой покорённых стран, о принятии их государственности, идеологии и культурных традиций» [14, с. 51].

В Чагатайском улусе дольше, чем в других государствах, образованных монголами в завоеванных странах, сохраняли свою силу основные начала центробежно-кочевой тенденции.

На Таласском хурале в 1269 г. были приняты обязательства ханов и нойонов (эмиров) жить не в городах, а в степи. Но сам факт принятия такого решения говорит о том, что реально монгольская аристократия постепенно урбанизировалась и постепенно разрывала со степными обычаями и традициями. В XIV веке в деятельности чагатайских ханов наблюдается решительный поворот в сторону политики второго направления, что означало мощную волну исламизации монголов на западе.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Заметный шаг в сторону централизма и подчинения традиции мусульманской культуре и государственности был сделан в царствование Кебек-хана (1307-1309, вторично в 1318-1326). Кебеком были введены в обращение серебряные монеты с изображением хана, которые можно рассматривать как первые общегосударственные монеты чагатайской династии. Кроме того, в улусе предпринимается массовое строительство и восстановление разорённых ранее городов (например, город Балх). Свою ставку Кебек-хан переносит из долины Или в Мавераннахр, где в нижнем течении реки Кашкадарья он строит дворец Харши, который в дальнейшем становится крупным административным центром.

Переход Чингисидов в города считался нарушением Ясы Чингисхана и каждая попытка переменить образ жизни вызывала столкновение с беками (эмирами) - предводителями тюркских кочевых родов и племён, составляющих весомую военную силу государства. Чтобы привлечь на свою сторону представителей главных родов улуса, Кебек-хан осуществляет реформу, которая привела к серьёзным изменениям в административно-политическом управлении страной. Территория всей страны была поделена на мелкие административные и податные округа тумэны («десять тысяч») во главе с кочевой монгольско-тюркской знатью. Главные роды в улусе Чагатая, а их было четыре: барлас, джалар, арлат и хучин, получили тумэны первыми и в лучших районах cтраны.

Таким образом, с переносом местопребывания хана и переселением главных родов улуса Чагатая в Мавераннахр процесс приобщения Чингисидов к традициям осёдлой мусульманской культуры со всеми её институтами фактически приобрёл необратимый характер. Мусульманские авторы того периода прославляют Кебека как справедливого государя и покровителя мусульман, хотя сам он не принял ислам и оставался до конца жизни последователем веры своих предков.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

После смерти Кебек-хана в 1326 г. над его могилой впоследствии был построен куполообразный мавзолей мусульманского типа.

В дальнейшем Чагатайским государством правили один за другим три брата Кебек-хана: Ильчигатай, Дуран-Тумэр и Тармаширин. Все они стремились укрепить государство посредством приобщения политической элиты к ценностям исламской культуры. В частности, Тармаширин (1331-1334) фактически превратил Мавераннахр в административно-политический центр Чагатайского государства. Он принял ислам и в дальнейшем объявил его официальной религией улуса. Арабский путешественник Ибн Баттута описывает свою встречу с Тармаширином в 1333 г. и указывает на полное соответствие обычаев ханской ставки с канонами ислама. Во внешнеполитической сфере Тармаширин проявил себя как успешный дипломат и военачальник (в частности, известен его поход на Дели в 1332 г.).

После возвращения Тармаширина из индийского похода против него подняли восстание недовольные политикой хана Чингисиды и нойоны. Это выступление явилось своего рода реакцией родовой аристократии на быструю исламизацию, особенно западной части Чагатайского улуса. Восстание возглавил один из Чингисидов Бузан. Войска Тармаширина были разбиты, он погиб в сражении, и его люди присягнули Бузану.

Бузан (1334-1336), судя по всему, опирался в своей политике на представителей племенной монгольско-тюркской аристократии, а также на группу чиновников из числа буддистов-уйгуров, которые к тому времени фактически узурпировали функции чиновничества в крупных городах государства.

Приблизительно в 1335 г. Бузан обрушивает репрессии на принявших ислам Чингисидов и нойонов-эмиров улуса. Недовольные этим мусульмане ждали лишь удобного случая для свержения тирана. В 1335-1336 гг. против Бузана было поднято восстание и он был убит одним из своих родственников принявшего ислам Халилом.

Халилу удалось на очень короткое время укрепить основы государства, однако в начале 40-х гг. XIV в. улус уже фактически распадался на два независимых государства.

На западе Чагатайского улуса в Мавераннахре со временем утвердились мусульманские правители, и род Чагатая потерял своё господство. На востоке в Восточном Туркестане к власти пришли представители местной родовой аристократии, посадившие на престол Чагатаида Туглук-Тумэр-хана.

Государство Восточного Туркестана в средневековых источниках именуется по-разному: Улус моголов, Улус Джете, но чаще всего Моголистан (перс. «страна моголов). Границы этого государства постепенно менялись, так как оно оказалось в окружении различных враждебных сообществ и его правителям приходилось вести постоянные войны с казахскими ханами, минским Китаем и своими соплеменниками из Ферганы и Мавераннахра.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

На протяжении XIV-XV вв. этнический состав страны постепенно менялся, и к концу столетия монголы уже не составляли большинства населения Моголистана. По мнению Т. И. Султанова, «монголы Моголистана эго кочевники, составлявшие основную военную силу страны. В этом смысле монголы не были особой этнической группой: среди монголов Моголистана были и природные монголы, сохранявшие приверженность поклонению Небу, и природные кыпчаки - тюрки-мусульмане, и другие народности, сохранившие кочевые традиции...» (20, с. 176). Жители Мавераннахра, например, называли жителей Моголистана джете (сутэ, вольный человек).

Таким образом, джете в Восточночагатайском улусе превращаются в социально-политическую, и что самое главное, в военную опору ханской династии, которая выступала по отношению к коренному населению улуса (кыпчакам, сартам, тазикам и др.) как чужеродная и захватническая.

Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

Первый самостоятельный хан Туглук-Тумэр (1346-1363) при поддержке джете подчинил себе Кашгар, Яркенд, Уйгуристан. Он принял ислам и вместе с ним ислам принимают около 160 тысяч его сторонников, скорее всего тех самых «вольных людей». Весной 1360 г. Туглук-Тумэр решает распространить свою власть на западные области улуса Чагатая. Однако несмотря на временные успехи эмиры и беки Мавераннахра не желали вновь попадать под власть кочевников с востока.

В 1363 году Туглук-Тумэр умирает и его наследники отказываются от воссоздания единой Чагатайской державы. В этот же период в Мавераннахре усиливается эмир области Шахрисяб (около Ташкента) Тимур, с именем которого связано создание новой империи в Евразии.


Источник: И.В. Вовк «Политическая история постмонгольских государств XIII-XVIII вв. Джучидский и Чагатайский Улусы», knizh.ru

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Как стать потомком Чингисхана
    349 0
    Как стать потомком Чингисхана

    Беседа с историком Денисом Хрусталёвым - культурным посланником Монголии в России, награждённым золотой медалью «Хубилай-хан» — высшей наградой Монгольской академии наук.

    08 ноября 2022
    Этнический принцип сословий в Монгольской империи и в улусе Дай Юань
    844 0
    Этнический принцип сословий в Монгольской империи и в улусе Дай Юань

    Категории подданных в системе государственного управления Монгольской империи и в Великой Юань (1206-1368).

    30 октября 2022
    Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)
    524 0
    Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

    Cочинение Зосима отличается чистотой языка, знанием дела, меткостью суждений и подчинением материала одной философской идее — стремлению раскрыть лицо варваров и причины упадка Римской империи.

    09 октября 2022
    Как Золотая Орда спасла московского правителя
    601 0
    Как Золотая Орда спасла московского правителя

    Полностью разбив полки Московского княжества, Ольгерд подступил к Москве, где за кремлёвскими стенами, в страхе за себя, спрятался Дмитрий Иванович, ожидая штурма города.

    22 сентября 2022