Крушение царского поезда под Харьковом: «Самодержавие — это фикция»
10 августа 2023, 22:04 1017 0
Фото © Wikimedia Commons
Поезд, в котором путешествовал император Александр ІІІ с семьёй, потерпел крушение. Империю захлестнула волна слухов и самых невероятных предположений. Покушение? Кто и каким образом организовал теракт? Результаты следствия были неожиданными, и если бы были опубликованы в полном объёме, пожалуй, вызвали бы революцию.
***
17-й год после Большой реформы. Российская империя является стабильной и незыблемой как никогда. Так казалось вплоть до 17 октября 1888 года. Именно в этот день под Харьковом, в Бирках императорский поезд попал в аварию…
Через полтора десятка лет Сергей Витте займёт высшую в России должность. Первый в истории империи премьер-министр. Второй человек в Империи. Но сегодня — не его день.
Витте должен был давать показания по экстраординарному делу. Он казался растерянным. Старался не смотреть в глаза обер-прокурору А.Ф. Кони.
«Я решительно не могу сообщить всё, что мне известно, — сказал Витте. — Я не знаю, что мне делать…»
Он понимал, что его откровенность и честность могут стоить ему очень ожидаемого назначения в министерстве финансов.
А ещё — скорее подсознательно, но Витте своими свидетельствами не хотел бросать тень на кого-то очень влиятельного…
Покушение на жизнь Его Царского Величества?
17 октября 1888 императорская семья возвращалась из Севастополя в свою зимнюю резиденцию в Гатчине.
Фото 28 сентября 1890: императрица, наследник Николай (затем убит большевиками), великая княгиня Ксения, великий князь Михаил, Император, в.к. Георгий, в.к. Ольга. Через два года после катастрофы
День начинался вполне обыденно. Посередине длинного стола напротив друг друга расположились Александр III и императрица. Вокруг них — старшие дети и приближённые, среди которых были министр путей сообщения Посьет и знаменитый венгерский художник Зичи.
Вагон раскачивался несколько больше чем обычно, но на это обращали внимание. На столе дребезжали столовые сервизы. После гурьевской каши подали кофе.
«…Я видел, как официант, служивший с моей стороны, направился ко мне с блюдом. — Вспоминал позже Михай Зичи, — Как вдруг он сделал резкое движение вперёд, […] и выплеснул кашу мне на плечи и колени. Не успел я опомниться, как произошёл страшный треск и толчок. Или, собственно, три толчка […] во время первого выбросило из-под наших ног пол вагона, во время второго нас круто развернуло с вагоном в сторону, во время третьего — накрыло крышей и мы оказались будто в могиле…»
Официант Лаутер, который подавал императору кофе, погиб на месте. Сам Александр был зажат обломками. Он выбрался из руин вагона одним из последних. Видимо, это и стало основанием для мифа, что всё это время император удерживал крышу вагона.
На самом деле, одной человеческой силе не было дано удержать разрушительный водоворот этой катастрофы. Несколько вагонов разбило вдребезги вместе с их пассажирами.
Один из вагонов вошёл в предыдущий как в футляр. Это был стандартный случай для тогдашних железнодорожных катастроф, поскольку изготовленые из дерева вагоны не были прочными и не амортизировали удар. Такое явление описывается бездушным термином «телескопирование».
Общий вид места катастрофы императорского поезда под Бирками. Фото: Алексей Иваницкий
Императорский вагон-столовая превратился в массу обломков. Казалось, все, кто находились в нём, не могли выжить
Всего в поезде погибли 21 человек. 37 человек были серьёзно ранены или искалечены.
Министр путей сообщения Константин Посьет едва успел выбраться из-под обломков императорского вагона, отёр с лица размазанную кашу и выдал готовую версию.
«Это — покушение на жизнь Его Величества!» — сказал пожилой чиновник.
Второй паровоз зарылся в землю — такова была сила удара. Эта и другие иллюстрации из журнала «Нива» за 1888 г.
А вскоре в руки следствия попало письмо приблизительно такого содержания:
«Главный инженер дороги барон Шернваль тайно организовал и подготовил покушение на императора таким образом, чтобы всё это выглядело как случайная авария!» Подпись — «Русский». Анонимка.
Версию о покушении легко подхватила публика. Уже на следующий день по всей империи перешептывались: достоверно известно, что какой-то мальчик-поварёнок пронёс в вагон-кухню форму с мороженым, в которой находилась бомба невиданной силы! Газеты скрывают правду!
Александр III обладал богатырским телосложением, от чего в частности родилась легенда, что он держал крышу вагона, пока его семья выбиралась наружу. Об этом писали люди сами не бывшие свидетелями трагедии.
Расследование Кони
Тем временем обер-прокурор Кони приехал в Харьков, где набирало обороты следствие: теракт, заговор, несчастный случай или какие-то другие обстоятельства?
А.Ф. Кони (1844—1927), прокурор Санкт-Петербургского окружного суда, обер-прокурор уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. А. Ф. Кони руководил следствием по делу о крушении поезда императора Александра III в Борках 17 октября 1888 г.
Казак 121-го пехотного Пензенского полка Кропид Смородин, который оказался ближе всех к месту катастрофы, о приближении императорского поезда узнал по шуму. Ведь солдатам охраны было приказано смотреть не на поезд, а в поле — чтобы никто не мог приблизиться к путям.
Это несколько напоминало Древний Египет, где подданным запрещалось смотреть на царя. Но после серии терактов и гибели императора Александра II вереница серых шинелей на всём пути поезда от Севастополя до Петербурга была обычной мерой безопасности.
Поэтому сначала Смородин услышал страшный треск и грохот. Он обернулся и от испуга даже не мог понять, что случилось: передняя часть поезда остановилась, а задние вагоны налетали друг на друга и разлетались вдребезги.
Звучал истошный и неистовый крик.
Тогдашняя схема катастрофы
Машинисты тоже ничего не могли объяснить. Во время катастрофы их просто выбросило из паровоза на насыпь, от чего они почувствовали помрачение сознания и долго ещё не могли прийти в себя. Итак, свидетелей не было.
Чтобы найти хоть какие-то намёки на причину катастрофы, эксперты должны были перелопатить кучу обломков, перемешанных с останками тел.
Даже через много лет Кони вспоминал, как на его глазах нашли кусок лица с смолисто-чёрным, длинным усом. Среди обломков вблизи паровозов на коленях ползало несколько человек в мундирах инженеров.
— Нашли что-то интересное? — спросил Кони.
— Вот, смотрите, Ваше высокопревосходительство, — отвечал инженер — здесь, на торце рельсы след от удара круглым телом. А тут — на тормозном валу переднего паровоза — будто его зеркальное отражение. Уверен, если сделать слепки, они подойдут друг к другу! А тут — лежит обломок головки мотыля того же первого паровоза… Вы в механике разбираетесь?
— В литературе лучше. Я юрист.
— Все эти детали указывают на место, где паровоз сошёл с рельсов.
— Уже понятно почему?
— Самописец Графтио показывает превышение скорости почти в два раза выше разрешённой! Оно, пожалуй, и не случилось бы ничего… Но посмотрите на шпалы — они рассыпаются! Я в полсотни метров видел несколько шпал, которые нужно будет лопатой вынимать — сплошные опилки! От большой скорости первый паровоз начал раскачиваться и просто вырвал рельсы вместе с костылями.
— Других следов умышленного повреждения путей или паровоза вы не заметили? Может, террористы?
— Если здесь и была какая-то террористическая деятельность — это деятельность дорожного управления!
Коррупционное ноу-хау железнодорожных чиновников
О деятельности правления Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в Харькове ходили легенды. Скандал следовал за скандалом.
Сначала на шпалы вырубили почти все окрестные леса — 90 процентов в Харьковском уезде!
Затем разразилось «Угольное дело». Из членов правления железной дороги было сформировано «Общество Юго-Российской угольной промышленности». Железная дорога покупала у «Общества» дешёвый уголь по завышенной цене, покрывая эти расходы за счёт государственной дотации. Этакая форма «отката».
Деньги просто переводились из государственной казны в конкретные частные карманы.
Императорский вагон был тяжёлым и без тормозов — после аварии он ещё ехал и крушил передние вагоны
Кони выяснил, что правление экономило на всём. Расходы урезались. Отчётная доходность искусственно завышались. Ведь через два месяца, в декабре 1888 года государство должно было выкупить железную дорогу с концессии.
В течение следующих 60-ти лет правительство по соглашению должно вносить концессионерам ежегодную плату, которая соответствовала средней годовой доходности 5-ти самых доходных лет эксплуатации дороги. Поэтому для балласта вместо гравия использовали шлак.
Рабочий день работников железной дороги часто длился по 18 часов в сутки. Шпалы гнили быстрее, чем их заменяли. С 1880 по 1886 год правление умудрилось сократить расходы на миллион рублей.
Акционеры железной дороги должны были вместе с правительством следить за злоупотреблениями Правления, но оно перехитрило всех — выпускало дополнительные эмиссии, раздавая акции фиктивным акционерам — «нужным людям»: чиновникам центральных министерств и губернского правления.
«Фиктивные» акционеры «голосовали» за отчёты Правления, не читая. Обыск в конторе железнодорожного Правления выяснил, что в этих махинациях с акциями был замешан даже редактор «Правительственного вестника» и известный романист Григорий Данилевский.
Каста неприкасаемых — бессилен даже император
В конце ноября Кони внезапно вызывают к императору. Oбер-прокурор уже знал ответы на главные вопросы.
Дело о катастрофе состояло из 4-х томов. Протоколы допросов и заключения экспертов зафиксировали неисчислимое количество нарушений и полностью воссоздали ход катастрофы и её причины.
Первая причина — чрезмерная скорость императорского поезда. Во-вторых, два вагона — императорский и вагон наследника цесаревича — были самыми тяжёлыми, однако именно с них были сняты тормоза (их визг мешал покою императора)!
Именно поэтому эти два вагона вызвали наибольшие разрушения.
Разбитый и развороченный вдоль насыпи министерский вагон
Кондукторы, которые должны были вручную притормаживать поезд на спусках, этого не делали. Машинисты вместо соблюдений правил превысили скорость.
Начальник охраны поезда барон Таубе и инспектор Кронеберг, вместо контроля за соблюдением правил приказали машинистам догонять отставание от графика.
Министр путей сообщения Посьет должен был контролировать деятельность правления железной дороги, а он упорно не замечал никаких злоупотреблений.
— Не буду скрывать от Вашего Величества — если возложить ответственность на Правление, то это вызовет горячие возражения. Ведь до сих пор считалось, что за железнодорожные происшествия должны нести ответственность только низшие чины, вроде стрелочников и сторожей. А тем временем те, кто получает выгоду от крайнего истощения служащих и от допущения гибельного беспорядка, всегда остаются в тени, получая огромные оклады и часто насмехаясь над правосудием.
— Все, кто виноват, должны нести ответственность, независимо от их должностей! — приказал самодержец.
Однако чиновники так и не были наказаны.
Их привлечение к ответственности требовало очень сложной процедуры. Выводы относительно виновности должна сделать специальная комиссия из царских вельмож и передать их на рассмотрение Государственному Совету. По сути это создавало касту неприкасаемых.
В результате министр Посьет получил выговор даже без занесения в служебный формуляр…
Посьет К.Н. (1819—1899), министр путей сообщения Российской империи с 10 июля 1874 г. по 7 ноября 1888 г. Художник: Шумейко А.А
5 мая 1889 император утвердил это решение Государственного Совета. Цена жизни 21-го человека — выговор и несколько почётных отставок.
Несколько загадочный поворот: с чего бы император внезапно всё всем простил?
Ответ на этот вопрос случайно дал в своих показаниях Витте. Он был в отчаянии от возможного охлаждения отношений с министром путей сообщения. Именно Посьет обеспечивал дальнейшее карьерное продвижение Витте. Пряча покрасневшие глаза от Кони, Витте громко вскрикнул:
«Ведь обо мне могут сказать, что я стал доносчиком на Посьет!»
Сергей Витте (фото: commons.wikimedia.org)
За несколько недель до катастрофы Витте запретил императорскому поезду двигаться Юго-Западными железными с избыточной скоростью. Посьет с возмущением передал Витте претензию императора:
«А на других дорогах мы ездим с такой же скоростью, и никто не осмеливался требовать, чтобы государя везли с меньшей скоростью! А на вашей дороге нельзя ехать просто потому, что ваша дорога — еврейская!»
Витте не удержался:
«Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай другие делают, как хотят, а я государеву голову ломать не хочу!»
Любовь императора к быстрой езде была известна всем без исключения. Прямого приказа превышать скорость от него будто и не было, но свита иногда улавливает даже невысказанные желания…
«Александр III демонстрировал хитрость и изворотливость, своих министров он выбирал не по таланту, а по принципу личной верности. Но поскольку он вообще никому не доверял он стремился всячески сталкивать своих подчинённых друг с другом» (фото 1883 г.)
Император понимал свою долю вины в катастрофе. Но не признавал. На замечание Кони о существовании информации о том, что именно царь дал приказ об ускорении движения поезда до запредельной скорости, Александр ответил горячим отрицанием.
«Сплошное невыполнение всеми своих обязанностей»
«Самодержавие – это фикция, — через много лет напишет в своих воспоминаниях Кони. — Империей управляют столоначальники, а император не может их сдержать. И далее – грустная констатация причины: «Сплошное невыполнение всеми своих обязанностей!»
«Промысел Божий сохранил нам жизнь, посвящённую благу возлюбленного Отечества, пусть ниспошлёт нам силу завершить до конца великое служение, к которому Мы волей Его призваны», — так написано в Манифесте. Но ни Александр III, ни его сын Николай II так и не увидели в тех событиях знака, что империя прогнила и ей нужны перемены. Через 30 лет сама империя пойдёт под откос.
Поезд Александра III, 17 октября 1888 г.
«Сплошное невыполнение всеми своих обязанностей!», круговая порука и коррупция уничтожили Российскую империю.
Храм Христа Спасителя, построенный на месте катастрофы. Разрушенный большевиками в 1919-ом. Фото: Википедия
Комментарии ()