Почему у кочевых народов есть родовое деление, а у осёдлых – нет — Жаксылык Сабитов
14 августа 2021, 12:29 2459 3

Жаксылык Сабитов, генеалог, историк-медиевист, PhD, научный руководитель проекта ДНК-шежире (facebook.com).
"В Золотой Орде было 92 кочевых племени, они оказались разбросаны везде. Когда мы говорим о том, кто был кочевой, кто осёдлый, всё зависит от географии. Если взять территорию, где сегодня проживают казанские татары, это больше зона осёдлого земледелия. Всё определяется географией и доминирующим типом хозяйствования.
Кочевник – это своего рода дворянин. В Европе для того, чтобы стать дворянином, нужно уметь воевать и иметь генеалогию (родословную). Условно говоря, когда золотоордынцы-кочевники приходили на территорию современного Татарстана, они становились военной кастой, которая занимала определённое место в обществе. Не обязательно они сохраняли тот тип хозяйствования, но их традиции в определённой степени оставались.
И когда мы говорим про кочевой образ жизни, родовое деление, следует понимать, что многое зависит от исторических моментов. Например, у татар существует такая суперсемья Беханиды (потомки князя Бехана и его родственники), к которой относятся большое количество татар. Фактически по генетике это был один большой род, который жил вместе, и когда их земли присоединялись к Московскому государству, менялась форма собственности. При Золотой Орде форма собственности была родовая, то есть земли принадлежали роду. А когда вы становитесь частью большого государства западного типа, земля может принадлежать не абстрактному роду, а конкретному человеку. В итоге происходило юридическая «перерегистрация», первое поколение рода переписывало земли на одного князя, сын этого князя ещё терпел своих родственников, а внук уже изгонял всю эту родню.
Появлялся феномен собственности на землю, а родоплеменной строй отмирал. Потому что в тех социально-экономических условиях он мог существовать в рамках кочевого хозяйствования. А в Московском государстве этих правил не было, поэтому родоплеменной уклад уступал место. И татары не сохранили это родоплеменное деление, в отличие от тех же казахов, для которых оно было одной из форм принадлежности к общине, владеющей зёмлей. То есть у казахов это было материально выгодно, а татарам не было никакой материальной выгоды от принадлежности к опредёленному племени. Когда внук какого-то князя всех своих родственников выгонял, они уезжали в Башкирию, Сибирь и другие места, поскольку теряли принадлежность к роду, связь с родственниками. В чисто кочевом обществе знание родословной – основа для владения землёй".
Комментарии ()