Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников

18 февраля 2023, 10:50 1507 0 Автор: Золотая Орда

Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников

Традиционные монголы, ведущие кочевой образ жизни, по-прежнему владеют примерно 3 млн животных, что может быть больше, чем население страны.

Бурят, который не ест мясо — для кого-то может прозвучать, как начало анекдота. Однако современный осёдлый образ жизни, усложнение социальной структуры и информационная среда всё чаще приводят некоторых вчерашних кочевников к убеждению «правильного питания» с отказом от мяса. А так ли полезен отказ от пищи животного происхождения? Подходит ли эта система питания монгольским народам, учитывая кочевой образ жизни предков?

В последние десятилетия появление молекулярно-генетических методов и исследования генетического разнообразия народов позволили установить, что на генетическом уровне потомки номадов не могут отказаться от мяса.

Очевидно, что пищевые традиции народа и генетические факторы взаимодействуют. Употребление той или иной пищи становится возможным лишь при наличии определённых генетических предпосылок, а диета, ставшая традиционной, действует как фактор отбора, влияя на частоту аллелей и распространение в популяции наиболее адаптивных при таком питании генетических вариантов.

Смена образа жизни и рациона питания могут происходить быстро (на протяжении двух-трех поколений), однако сопровождающие такие события генетические изменения в популяции происходят очень медленно. Необходимо учитывать, что биологически человек и его непосредственные предки на протяжении многих тысячелетий адаптировались к определённому образу жизни и типу питания. Поэтому изменение образа жизни и традиционного питания, безусловно, отражается на здоровье людей. Например, у монголоязычных народов, традиционная диета которых была богата белками и жирами, переход на европейскую высокоуглеводную диету способствует развитию диабета, атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. И это уже доказано учёными, тут всё дело в генах.

Так, по словам заместителя директора ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», академика М. И. Воеводы, у коренных народов Сибири ещё в 1970—1980-е годы распространённость таких патологий как сахарный диабет, ожирение, атеросклероз была низкая, а сейчас уже — почти как у некоренного населения. И в первую очередь это связано с переходом на рацион питания земледельческих народов.

Так, у детей коренного населения, находящихся на традиционном питании, лучше были выражены адаптационные способности зрительного анализатора, ниже поражённость зубочелюстной системы кариесом, реже наблюдались заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, чем у детей, которые находились на свойственном для северных школ-интернатов «европейском» типе питания [А.А. Буганов, 2003].

Даже широко разрекламированная диета народов Средиземноморья, где климат позволяет жить в своё удовольствие большую часть года, может провоцировать у народов, генетически привыкших к мясо-молочному рациону, развитие самых опасных болезней. Так, например, монголки, отказавшиеся от привычного им питания, и перешедшие на европейскую диету, получают немалый риск заболеть раком груди. Согласно данным монгольского минздрава, с начала 1990-х годов число случаев заболевания от употребления европейских продуктов в пищу у монголок увеличилось почти на 40%. Геном монголов не готов к углеводному питанию, которое представлено в продуктовых магазинах.

Рекомендации грамотных врачей по поддержанию здоровья — физическая активность, умеренное голодание, приём витаминов и микроэлементов, ограничение калорий, соли, сахара и т.п. по сути искусственно воссоздают условия, в которых человек жил большую часть времени своего существования как биологического вида.

Секрет выносливости и силы былых кочевников

Сегодня у коренных жителей Сибири большая часть продукции представляет собой блюда из привозного сырья, приготовленные по стандартным технологиям, разработанным и утверждённым для территории всей страны. Но если брать не современное, а древнее общество, то, конечно, скотоводческое хозяйство является основой рациона монгольских народов. Например, у бурятов традиционная пища содержит много животных жиров, её отличает преобладание мясных и молочных продуктов.

Для монгольской традиционной диеты характерны молочные продукты летом, мясо на оставшуюся часть года. В более тёплый сезон, когда забивается меньшее количество крупного рогатого скота, монголы ели вяленое мясо (борсо).

Итальянский путешественник Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами», после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией, восхитился выносливостью и неприхотливостью завоевателей.

«Вышеупомянутые люди, то есть Татары <…> довольно выносливы, поэтому, голодая один день или два и вовсе ничего не вкушая, они не выражают какого-нибудь нетерпения, но поют и играют, как будто хорошо поели. Во время верховой езды они сносят великую стужу, иногда также терпят и чрезмерный зной. И это люди не изнеженные», — писал Карпини.

Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» о питании монголов сообщал:

«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью».

Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (2008 г.) исследователь написал:

«Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».

Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушёного мяса, ааруулом и водой.

Ранее учёные узнали, чем питались средневековые монголы Чингисхана, об этом читайте здесь.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    37 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    256 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    429 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    488 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    37 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    237 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    256 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    245 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    325 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    259 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025