Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

20 августа 2019, 01:18 2081 0 Автор: Золотая Орда

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Картина "Стояние на Угре 1480 г."

Круглый стол в Казани: если сегодня смириться с празднованием «окончания ига», завтра будем отмечать взятие Казанского ханства.

«Если у нас не будет общего прошлого, то у нас не будет общего будущего», — уверены участники круглого стола под названием «Может ли Стояние на Угре в 1480 году быть памятной датой РФ?».

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Историки из Казани, Москвы и Крыма обменялись мнениями по поводу инициативы Калужской области об установлении 11 ноября новой памятной даты — Дня окончания Великого стояния на реке Угре

Привет из XV века

Ожесточенными баталиями грозит обернуться рассмотрение в Госдуме этой осенью вопроса об установлении 11 ноября новой памятной даты — Дня окончания Великого стояния на реке Угре 1480 года. Соответствующий законопроект в конце июня внёс депутат Госдумы от Калужской области Геннадий Скляр.

В пояснительной записке говорится, что «в результате этого исторического события произошло окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов и была обретена независимость Российского государства с центром в Москве».

На законопроект уже дало положительное заключение Правительство РФ. Также, как сказано в сопроводительный документах, инициатива поддержана министром культуры РФ Владимиром Мединским, Общественной палатой РФ, Калужской митрополией РПЦ и рядом общественных организаций области. Приводится и список одобривших идею научных организаций — Институт всеобщей истории РАН, Институт российской истории РАН, Историко-архивный институт РГГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН и т.д.

Путёвку в жизнь законопроекту дали на совете Думы, который включил его в повестку осенней сессии парламента. Для предварительного обсуждения документ направлен в комитет по обороне, который возглавляет прославленный в ходе войны в Чечне генерал-полковник Владимир Шаманов. До 2 сентября принимаются замечания и предложения. В случае принятия закона День окончания Великого стояния на реке Угре встанет в один ряд с Днем Октябрьской революции, Днем космонавтики, Днем студенчества и т.д.

История берёт свое начало еще весной 2017 года, когда с идеей выступило руководство Калужской области. Судя по всему, достаточно успешный и активный калужский губернатор Анатолий Артамонов, чей автомобильный кластер начал пробуксовывать в условиях санкций, и его команда начали думать, как ещё привлечь внимание к региону. И нашли поводы в истории. Состоялась всероссийская научная конференция «Великое стояние на реке Угре и формирование российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты».

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Есть большие сомнения в том, что появление такой памятной даты на федеральном уровне будет способствовать единству России и его народов

К этому времени в Калуге уже начали праздновать 11 ноября на региональном уровне, а на главной площади столицы области прямо напротив здания областного правительства появился величавый памятник Ивану III c орлом на скипетре. Профинансировало его установку Российское военно-историческое общество под председательством Мединского, а автором художественной концепции стал известный кинорежиссер Андрей Кончаловский.

«Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла», — начертано на монументе.

Именно дружины московского князя стояли через реку от войска хана Ахмада, который так и не решился нападать и ушел. После чего, как было принято писать в советских учебниках, завершилась эпоха татаро-монгольского ига на Руси.

Власти Калужской области пытались сгладить острые углы.

«Я ни в коем случае не называю этот день свержением монгольского или тем более татарского ига! — уверял в разговоре с „БИЗНЕС Online“ еще в 2017 году губернатор Артамонов. — У нас была Золотая Орда, многонациональное образование — государство Золотая Орда. Это не имеет отношения к какому-либо народу. Да, русские княжества находились под вассальным управлением Золотой Орды. 11 ноября 1480 года вопрос о независимости русских княжеств решился и они объединились в единое государство. Никаких претензий к монголам и татарам у нас на этой почве нет. Имейте в виду!»

А министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Олег Калугин опубликовал в нашей газете развернутую статью с объяснениями. Он назвал Великое стояние на реке Угре историческим моментом, когда и Московское государство, и Крымское ханство, и Казанское ханство воевали с общим врагом — Большой Ордой, которая не являлась ни татарской, ни финно-угорской.

«Это было имперское, космополитичное образование, которое не принадлежало к какому-то конкретному народу, — продолжает министр. — Мы считаем, что это наша общая история и объединительное значение данного праздника велико».

Он выразил возмущение тем, что в материалах СМИ и соцсетях используется «ненаучный» и «неисторичный» термин «татаро-монгольское иго». Калугин назвал подобное «результатом перепоста». Впрочем, убедиться, что клише вполне в ходу, можно даже заглянув на сайтоткрывшегося в 2014 году музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре» и послушав выложенные там аудиоинтервью.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Неудивительно, что Татарстан отреагировал негативно. Выступить против обращения законодательного собрания Калужской области к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой установить памятную дату 11 ноября решили депутаты Госсовета РТ. На эту тему была жаркая дискуссия на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам в конце 2017 года.

По мнению многих авторитетных историков, Великое стояние на Угре отнюдь не стало окончанием ордынского ига на Руси и началом эпохи самостоятельности Московского государства. Да и ставят под сомнение само наличие «ига», о котором мы знаем из советских учебников. Получается, любое распавшееся государство держало под «игом» свои части?

Кроме того, есть большие сомнения в том, что появление такой памятной даты на федеральном уровне будет способствовать единству России и его народов. Как бы ни преподносили свою идею инициаторы, в массовом сознании события того времени воспринимаются как противостояние русских и татар и победа одних над другими. И пока иная, лишенная национальной подоплеки трактовка не укоренилась, правильнее было бы оставить «Великое стояние» праздником регионального значения.

Все эти темы обсуждались на круглом столе в «БИЗНЕС Online», репортаж с которого мы представляем вниманию читателей.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Ильнур Миргалеев не отрицает, что дата значима для Калужской области, с этой целью предлагает оставить ее памятной на уровне региона

«Никому в голову не приходит праздновать начало или окончание кавказской войны либо взятие казанского ханства»

В самом начале обсуждения руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Ильнур Миргалеев рассказал, что тема будируется довольно давно.

«Три года назад мы думали, что это исторический вопрос, писали исторические справки и служебные записки, в том числе и для администрации Калужской области, но позже тема начала политизироваться», — отмечает он.

Участник круглого стола не отрицает, что дата значима для Калужской области, с этой целью предлагает оставить ее памятной на уровне региона, приводя пример Татарстана, который только на республиканском, а не на общефедеральном уровне отмечает День принятия ислама — «Болгар җыены».

«С исторической точки зрения дата никак не может быть статусной, узловой, с подобным согласны и московские историки. Это всего лишь одна из дат противостояния русского и татарского мира, но она трансформировалась с политическими изменениями в постордынском мире. У нас уже третий год идет переписка с Калужской областью, мы не против этой даты, понимаем, что каждый регион ищет свои точки роста. Но мы против того, чтобы она стала федеральной», — подчеркивает Миргалеев.

Руководитель крымского научного центра Института истории им. Марджани Эльдар Сейдаметов отметил, что при утверждении данного решения политики должны проявить мудрость и дальновидность.

«Принятие данной даты на общефедеральном уровне может привести к глубокому расколу не только между русскими и татарами, но и между крымскими татарами и татарами», — добавил он.

При этом ученый из Крыма привел несколько примеров в мировой культуре, когда в современном мире общественные деятели и историки нередко обращаются к опыту совместного военного прошлого народов, населяющих многонациональные государства, увековечивая память предков как с одной, так и с другой стороны.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Эльдар Сейдаметов: «Принятие данной даты на общефедеральном уровне может привести к глубокому расколу не только между русскими и татарами, но и между крымскими татарами и татарами»

В качестве примера он рассказал об историческом музее Окленда в Новой Зеландии, где установлена мемориальная доска в память маори и британцев, погибших в земельных войнах 1845–1872 годов, а также поле битвы в ЮАР в 1879-м: сегодня там находится два памятника — в память павших зулусов и погибших английских солдат. Еще один пример — мемориальная доска на Площади трех культур в Мехико.

«Интересен их подход к осмыслению совместного прошлого. Сегодня калужские политики предлагают ввести новую памятную дату в истории России, посвященную тому, как в 1480 году государство, занимающее небольшую часть современной Российской Федерации, выставило армию против армии другого государства, также занимающего территорию современной Российской Федерации, населенной ее народом», — говорит ученый.

Он напоминает, что это не первый пример подобного рода.

«Всем нам известна дата 21 сентября — День воинской славы России в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле. Несмотря на то что в последние годы издается огромное количество научной литературы, посвященной проблематике Золотой Орды и татарских ханств, где переосмысливается значение Золотоордынской цивилизации в истории России и в целом в мировой истории, продолжает оставаться тенденция, когда совместную историю русского и татарского народов излагают через призму истории лишь одного из них», — отмечает Сейдаметов.

По его словам, подход, когда под историей Отечества понимается исключительно история государства, управляемого русскими князьями, вряд ли способствует сплочению народов России.

«Празднование побед над российскими войсками в постсоветских странах воспринимается в нашей стране как проявление русофобии, чем же тогда являются подобные инициативы некоторых политиков, которые пытаются возвысить победы одних народов над другими уже в самой России?» — задается вопросом гость из Крыма.

Он уверен, что праздники и праздничные даты должны носить созидательный характер, способствовать не разделению, а сплочению.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Вадим Трепавлов: «Калужским губернским чиновникам, разумеется, нет никакого дела до падения ига, их интересуют только деньги и туризм»

Согласен со своим коллегой и главный научный сотрудник, руководитель центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Трепавлов.

«Надо делать акцент на том, чтобы не выпячивать те события, которые затрагивают национальные чувства, историческую память народов, населяющих Россию. Никому в голову не приходит праздновать начало или окончание Кавказской войны либо взятие Казанского ханства на общефедеральном уровне. Хотя в нынешнем политическом вакууме, когда у населения все больше и больше разочарования, конечно, будут придумывать такие даты. На региональном уровне — ради бога. Калужским губернским чиновникам, разумеется, нет никакого дела до падения ига, их интересуют только деньги и туризм. Мало им того, что Калуга — это место ссылки Шамиля, что последний крымский хан там жил и Циолковский работал и так далее», — считает он.

«Эта дата уже попала в учебные планы»

По мнению доцента Набережночелнинского педуниверситета Татьяны Фоминой, включение Великого стояния на Угре в перечень памятных дат будет иметь далеко идущие последствия. В частности, такие законы — основа для составления учебников, ОГЭ и ЕГЭ.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

По мнению Татьяны Фоминой, включение Великого стояния на Угре в перечень памятных дат будет иметь далеко идущие последствия. Такие законы - основа для составления учебников, ОГЭ и ЕГЭ / Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эта дата уже попала в учебные планы, и то, что будут учить наши дети как отечественную историю, на самом деле национальная русская история, история не других народов, а русского народа. В многонациональной стране делать курс только в одномерном плане — это очень большая политическая ошибка, потому что народы никуда не исчезли, они существуют, у них собственное представление об истории, у них есть свои ученые, подобное — прямой путь к конфронтации, сначала на научной базе, потом на идеологической, а затем и на политической», — продолжает доктор исторических наук, профессор Дамир Исхаков.

По его мнению, люди, которые пытаются протянуть монархическо-православные подходы, сложившиеся в русской исторической науке, не учитывая современных реалий, работают во вред стране.

«Россия может существовать только как федеративное, многонациональное, многокультурное государство. Другое общество будет неустойчивым, и ей станет грозить распад при любых других осложнениях. Я думаю, что люди, которые пытаются эту инициативу провести, недальновидные и вообще не задумываются о современных реалиях», — уверен он.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

О том, что инициатива калужан отнюдь не безобидна, говорит политолог Руслан Айсин

«Тренд четко определен - возрождение не просто империи, а унифицированной империи»

О том, что инициатива калужан отнюдь не безобидна, говорит и политолог Руслан Айсин.

«Мы не знаем, как это запустит цепочку политических, идеологических событий, потому что находимся в очень турбулентной ситуации. Она связана с истощением политической системы. Данный процесс начался в 2017 году с наступлением на татарский язык, потом с попыткой ликвидации республик, сейчас переключаются в наступление на историю как главный идеологический ресурс власти и системы. Идет попытка пересмотра исторических событий. Например, Рамзан Кадыров дал оценку имаму Шамилю, что вызвало волнения в Дагестане. Это очень серьезный симптом и может вызвать цепную реакцию в условиях разворачивания дезинтеграционных процессов в РФ. Подобное может стать плохим стартовым механизмом. Те, кто это замысливает, не планируют ли некий подрыв и подготовку смены политической формации?» — задается вопросом он.

Дело вовсе не в губернаторе Калужской области, уверен завотделом средневековой археологии Института археологии Искандер Измайлов.

«Основная цель идеологии нового российского государства — это патриотизм, в том понимании, в котором они его видят. Тренд четко определен — возрождение не просто империи, а унифицированной империи, унифицированного государства. И для того чтобы преодолеть чужую идентичность, внедрить свой патриотизм, необходимо ее всячески изничтожить. Сам тренд возвеличивания этих памятных дат кажется делом очень важным и патриотичным, но они не понимают, что подобное может быть обоюдоострым оружием. Тот, кто строит данную идеологию, не осознает, что открывает ящик Пандоры. Если у нас не будет общего прошлого, то у нас не будет общего будущего. Это очень важная формула, которую нужно помнить нашим политиками и идеологам», — отмечает он.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

«Принятие этой даты на официальном уровне будут воспринимать как факт превосходства русских над другими народами», — согласен с ним директор Института татарской энциклопедии и регионалистики Искандер Гилязов.

«Если мы находимся на общей территории, то это наше общее богатство, а не способ противостояния друг другу», — добавляет Фомина.

По словам старшего научного сотрудника центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Тэймура Галимова, утверждение даты в качестве памятной на федеральном уровне создаст прецедент для русских националистов и станет фундаментом для них.

«Нужно проверить ее на законность. Возможно, этот праздник даже нарушает закон на предмет разжигания межнациональной розни», — говорит он.

«Мы берем какой-то факт и как хотим его вертим. История ничего не может ответить, она не может повториться. И мы сегодня, к сожалению, как хотим, так и поступаем с историческими фактами. Мы совершаем большую ошибку в том, что в истории часто видим только то, что хотим. Мы видим героев, подвиги, лишь положительные вещи, какие-то замалчиваем, что-то специально выпячиваем. И Стояние на Угре — это такая же ошибка. Мы выпячиваем то, что в принципе не играло такую роль, не имело такого значения, всего лишь один из эпизодов. Это оказывается нужным именно сегодня — политически. Мы, к сожалению, не задумываемся, к чему подобное приведет, какие ассоциации вызовет в обществе. Меня данная ситуация очень смущает. Памятники Ивану Грозному, Ермаку, Угра — это все ситуации одного плана», — продолжает Гилязов.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Искандер Гилязов: «Принятие этой даты на официальном уровне будут воспринимать как факт превосходства русских над другими народами»

«Еще рано опускать руки»

При этом ученые не ограничились только критикой инициативы губернатора Калужской области и ряда депутатов Госдумы, а выступили с предложениями, направленными на «разминирование» конфликтной ситуации.

Так, Трепавлов предложил отмечать этот праздник на региональном уровне и «не из-за надуманности, не из-за исторической ничтожности события, а из-за вредоносности для межнационального мира в Российской Федерации».

«Еще рано опускать руки. Это очень хороший повод устроить парламентские слушания по данному поводу, собрать экспертов», — уверен он.

Историки: стояние на Угре может привести страну к расколу

Тэймур Галимов считает, что утверждение этой даты в качестве памятной на федеральном уровне создаст прецедент для русских националистов и станет фундаментом для них

Миргалеев предложил Калужской области уйти от политизации этой исторической даты и провести научный семинар или круглый стол с приглашением в том числе специалистов из Татарстана.

«Семинар или круглый стол и о проблемах музеефикации, и о месте сражения, и о том, что там конкретно происходило. Или даже международную конференцию», — добавляет он.

А Исхаков и вовсе предложил Госдуме отказаться от рассмотрения данной проблемы как научно не обоснованной.

«Это исторически незначимое событие, и принятие такой даты может сыграть дезориентационный процесс», — уверен он.

Гульназ Бадретдин, фото: Сергей Елагин

Источник : www.business-gazeta.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    91 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    353 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    650 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    999 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    91 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    169 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    353 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    306 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    581 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    650 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024