Казахстанский учёный рассуждает об истоках и перспективах национализма в постсоветских странах
19 ноября 2019, 11:26 1366 0
Москва, 1991 год (Фото AP)
Появление и распространение национализма в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, заслуживает детального рассмотрения. Ведь парадокс в том, что советские люди были сторонниками интернационализма. Но казахстанский социолог Есет Есенгараев находит этому явлению логическое объяснение, сообщает 365info.kz.
Есенгараев Есет Жемисбекович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник института экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза
Разобщённость ещё со времён СССР
— Советское общество во многом было противоречивым образованием. В том числе и в сфере национальной самоидентификации советских людей. Большинство из них, разделяя интернационалистские взгляды, тем не менее идентифицировали себя и как представителя определенного этноса.
К закату Советской власти национальные чувства стали явно преобладающими, что проявилось и в реакции советских людей на роспуск СССР. Большинство ещё были не против сохранения Союза, но их национальные ориентации уже подорвали преданность идеям союзного государства. Поэтому когда объявили о распаде СССР, они остались безучастными, так как уже больше идентифицировали себя с этносом, — рассказывает социолог.
Он замечает, что когда сегодня многие с обидой и горечью вспоминают распад СССР, не надо забывать, что главным инициатором этого была Россия.
Большинство русских в тот момент также были охвачены национальными чувствами и поддерживали политику сепаратизма тогдашних российских властей, считая народы других республик обузой, и что они, якобы, их содержат.
К декабрю 1991 года 16 советских республик объявили о своей независимости. 12 декабря 1991 провозглашается выход Российской республики из СССР, который фактически прекратил своё существование.
Национализм - как новый смысл
По мнению Есенгараева, во всех бывших имперских и союзных образованиях после их распада люди оказываются повышенно склоны к подчеркиванию своих национальных различий. Это, как правило, главный способ нахождения своей новой идентичности.
— К тому же в постсоветских странах национализм занимает особое и важное место в формировании общественно-политических взглядов и их идентичности по причине неразвитости других идеологем. В таких условиях националистические взгляды и ценности, имеющие вековые корни, оказываются неизбежно более популярными, — утверждает он.
Перспективы национализма
Размышляя о влиянии национализма на развитие общества, социолог отмечает, что его рост не может непосредственно обеспечить достижение этой цели. Но это не означает, что национализм не может способствовать развитию страны или являться препятствием на пути развития. Ещё очень долго национальная самоорганизация людей будет коллективной основой формирования и воспроизводства стран и государств.
— Может в далёком будущем такая форма будет заменена на свободные ассоциации людей, которые не будут нуждаться в национально-государственном обособлении. Но до этого, для своего коллективного воспроизводства, они будут опираться на национальные образования. Проблема в том, что границы проживания этносов не всегда совпадают с границами стран. Некоторые являются полиэтническими образованиями, как Казахстан.
Типы национализма
Стоит учитывать и тот факт, что одного типа национализма не существует. Есть национализм
- в виде фашизма,
- в виде национально-освободительного движения,
- есть этнонационализм, который способствует расколу полиэтнической страны,
- есть гражданский национализм, способствующий объединению такой страны.
При этом этнонационализм на определённом историческом этапе выполняет прогрессивную роль, способствующую преодолению трайбализма и формированию единого этноса.
Разобраться, с каким национализмом мы имеем дело в той или иной стране, можно, ответив на следующие вопросы:
- Как он завоевывает умы и сердца людей?
- Как он способствует консолидации народа?
- Какие идеи и ценности культивирует?
- Чему они способствуют – консолидации и развитию или расколу и стагнации?
— поясняет Есет Есенгараев.
Москва, август 1991 г. (фото Willy Slingerland | AFP | Getty Images)
Американский опыт
Между тем современное развитие заставляет этнические сообщества эволюционировать. Из родоплеменных организаций постепенно формируется единый этнос. А если страна является полиэтнической, на смену этнонационализму должна прийти более обобщённая модель в виде гражданской нации.
— Современное общество может возникнуть на основе определенного этноконфессионального ядра, как это было в Северной Америке. Долгое время основой «американскости» и основой её идентичности была формула WASP.
Она означала, что нормальный американец должен быть представителем англосаксонских и протестантских групп.
Но и американское общество при росте его полиэтничности не могло оставаться страной, основой которой оставались бы только англосаксы и протестанты.
И сегодня, когда этноконфессиональная структура американского общества изменилась и количественно, и качественно, мы видим стремление выработать более обобщённую модель американской идентичности. Это можно наблюдать и в работе Голливуда — одного из главных институтов Америки по производству и трансляции её смыслов и ценностей. Почти во всех фильмах есть обязательная представленность среди положительных героев людей разных народов и рас, — подмечает Есет Есенгараев.
Photo: Ariel Skelley via Getty
Общенациональная гражданская идентичность
Также стремятся расширить представление о национальной идентичности в других современных странах, где растёт уровень полиэтничности.
— Конечно, процесс этот довольно сложный и даже болезненный. Но для полиэтнических стран есть два пути – утверждение либо этнонационализма, либо гражданской нации. Для современного развития страны более приемлемым является второй путь. И мы это видим на примере развитых стран, — замечает Есенгараев.
По его мнению, в Казахстане важно направлять усилия на утверждение идей и ценностей общеказахстанской нации и способствовать развитию общенациональной гражданской идентичности. Иначе единства не достичь.
— Без утверждения и укоренения ценностей общеказахстанской идентичности мы будем лишь этническими сообществами, которые совместно проживают на определённой территории, но лишённых общей ценностно-символической основы, скрепляющих нас как частей единого народа.
Мы должны ясно осознавать, что в конечном счёте легитимность страны и государства зависит от того, насколько люди, населяющие эту страну, идентифицируют себя её гражданами.
И если мы хотим, чтобы в будущем Казахстан был единой и сильной страной, мы должны сделать все, чтобы в её основе лежала общенациональная гражданская идентичность. А её граждане, сохраняя свои этнические корни, должны быть одновременно патриотами своей страны — заключает социолог.
Комментарии ()