Жаксылык Сабитов: «Зачем в нашей истории выдумывать мифы и антинаучные вещи?»
24 февраля 2021, 21:53 7109 2
историк и генеалог Жаксылык Сабитов
В свете поднятого главой РК Касым-Жомартом Токаевым на заседании Национального совета общественного доверия вопроса о качестве учебников, от которых зависит качество образования, известный историк и генеалог Жаксылык Сабитов считает, что низкопробные пособия – лишь вершина айсберга.
Среди проблем Сабитов выделяет отсутствие актуализированных научных данных. Причём большая часть его претензий касается изложения средневековой истории в школьных учебниках.
По его мнению, в школьных учебниках встречаются откровенно антинаучные вещи. Так, в стране жив миф о том, что джунгары были худшими людьми для казахов, а, по сути, это не так.
В советское время установка о том, что джунгары чуть ли не геноцид казахам устроили и спасла их Российская империя, вбивалась по понятным причинам. Но это миф – как писал один известный историк, “ни одной пули российская сторона в сторону джунгаров не пустила”. А когда Казахстан получил независимость, старый миф просто обложили новыми гирляндами, – говорит историк и рассказывает, как во время тренингов школьные учителя истории удивлялись новым для них фактам и заявляли: “А у нас в учебнике по-другому написано”.
Возвращаясь к теме переосмысления национальной истории, Жаксылык Сабитов отмечает, что она не должна отрываться от истории профессиональной, причём в этом контексте у нас часто придумывают мифы, которые далеки от исторической реальности, что абсолютно неправильно.
В казахстанцах сильно желание гордиться великой историей, и когда учебники не дают повода для такой гордости, люди начинают придумывать мифы. Например, о том, что 92 тысячи казахов воевали против Наполеона, Чингисхан – казах (тюрк, адай, жалаир и т. д.) и родился в Восточном Казахстане, а Иисус – представитель одного из четырёх казахских родов.
Но зачем выдумывать мифы и антинаучные вещи, когда в нашей истории масса фактов, которые формируют высокую национальную самооценку и консолидируют народ? – задаётся риторическим вопросом учёный.
Жаксылык Сабитов считает, что в первую очередь необходимо проводить рефрейминг (переосмысление) истории.
В этой плоскости необходимо сделать так, чтобы идеология учебников минимально отличалась от профессиональных знаний по истории. Чем меньше будет разрыв между идеологией и научной истиной, тем лучше для государства, общества и профессиональных историков.
При их написании необходимо соблюдать три главные вещи: научная достоверность – должны быть прописаны последние научные факты. В Казахстане же пока продолжают советскую традицию, по которой учебники отставали от науки на 20–30 лет, – говорит Жаксылык Сабитов.
В качестве примера Жаксылык Сабитов приводит 750-летие Золотой Орды, которое Казахстан отметил в прошлом году.
Тема поднимается с 2014 года, вот уже отпраздновали юбилей Улуса Джучи, а в национальный исторический оборот ничего не ввели, и в наших учебниках по истории Улуса Джучи ничего кардинально не поменялось.
Хотя в академическую историю давно пора включить целый том о Золотой Орде, история которой имеет большой символический капитал. Один только факт – в Улусе Джучи в период золотого века правления Узбека и Жанибека ханов эмиссия монет составляла 28 миллионов единиц в год!
С 2009 года происходит невидимая для большинства, но ощутимая для учёных “тихая революция” в плане изучения “степного Рима”, как называет Улус Джучи мой друг-историк.
Всё, что связано с Улусом Джучи, нужно интегрировать и вливать в новые исторические каноны, потому что в советское время их вычистили, объявив Орду хищным государством, которое всех калечило и угнетало, но это не так, – подчёркивает Жаксылык Сабитов.
Также, по мнению учёного, в учебники по истории пора вводить генетику и палеогенетику, знакомя школьников с исследованиями ДНК древнего населения Евразии.
Уже исследованы ДНК представителей ботайской, андроновской, берельской культур, многих древних и средневековых народов. И ДНК пятого Золотого человека уже сделана.
Генетику надо интегрировать в школьные учебники, ведь она показывает реальность. Например, выяснилось, что часть современных казахских кыпчаков – потомки ботайского человека по прямой мужской линии. Люди жили, пытались одомашнить лошадь Пржевальского, а их потомки живут среди нас, – рассказывает историк.
На прошлой неделе по итогам заседания Нацкомиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК стало известно, что для написания полной академической истории Казахстана откроют проектный офис “История народа”.
Комментарии ()