Побег Владимира Комиссарова: как чемпион СССР переплыл Чёрное море
16 января 2022, 23:15 2735 3
26-летний Владимир Комиссаров выбрался на свободу по волнам Чёрного моря (swimtrek.com)
Летом 1965 года был совершён первый увенчавшийся успехом побег из Советского Союза. Счастье остаться живым и не быть помещённым в психиатрическую клинику улыбнулось 26-летнему Владимиру Комиссарову, задумавшему выбраться на свободу по волнам Чёрного моря.
Спортсмен
Родившись в предвоенном Ленинграде Владимир, вскоре вместе с матерью оказался в Новосибирске, откуда судьба забросила их в Германию. Пробыв на новом месте жительства до 1949 года, они вернулись в СССР, решив обосноваться в Москве.
10-летним мальчиком Комиссаров записался в секцию плавания и не ошибся с выбором вида спорта, поскольку стал демонстрировать весьма неплохие результаты. Когда в 1958 году Владимиру предложили попробовать свои силы в современном пятиборье, куда входили фехтование, конкур, бег, плавание и стрельба, он согласился. Спустя четыре месяца тренировок на Молодёжном первенстве СССР, он остановился в шаге от пьедестала, но уже в 1959 году стал полноправным чемпионом страны.
На следующий год Комиссарову вместе с членами сборной позволили совершить поездку по европейским странам, входившими в социалистический лагерь. Жизнь, хоть и в коммунистических, но западных государствах, показалась ему более свободной, чем та которая была у него в СССР, и именно в этот момент в его голове зародилась идея о побеге.
Конечно, Владимир мог сбежать и попросить политического убежища будучи на соревнованиях за рубежом, однако как он сам признавался в интервью, ему не хотелось подставлять ни товарищей по сборной, ни тренеров, ни руководство федерации.
Побег
5 лет Комиссаров вынашивал план побега, за который в случае неудачи отвечать пришлось бы ему одному. В результате у него появился замысел использовать свои физические данные не только в спортивных, но и в житейских целях.
Приехав летом 1965 года в курортный грузинский город Батуми, Владимир на протяжении месяца изучал особенности пляжа и акваторию Чёрного моря, заплывать в которое разрешалось на расстояние не более 50 метров от берега. Другой запрет распространялся на время принятия водных процедур – вход в море после 9 вечера был воспрещён (в Советском союзе очень тщательно следили за тем, чтобы рабы, то есть «советские граждане», не разбежались из самой «свободной страны на свете»).
Батумский морской порт
Для того чтобы обойти эти препоны Комиссаров решил действовать в шторм, когда береговым и пограничным службам было труднее засечь вероятных перебежчиков. Дождавшись оптимальной для него непогоды, Владимир в сопровождении двух друзей отправился на пляж, где даже после 9 вечера было многолюдно — отдыхающие просто сидя наслаждались морским пейзажем.
В 10 часов вечера они вступили на берег с периферийного входа, на таком отдалении от центральной площадки, что её гости могли разглядеть только их силуэты. Чтобы случайные свидетели не заметили, что к морю подошло три человека, а обратно возвращается только пара, товарищи пошли на хитрость – один из них гулял чуть поодаль от двух других, которые плотно прижавшись друг к другу имитировали второго человека.
Отплыть от пляжа в 4-х балльный шторм оказалось не простой задачей – сильные волны трижды выбрасывали Комиссарова на берег – и только четвёртая попытка позволила ему углубиться в черноморскую акваторию. Удалившись от батумской земли приблизительно на два километра, Владимир поменял курс и стал плыть параллельно берегу в направлении турецкой границы.
Судороги
Спустя 20 минут после погружения в воду ноги Комиссарова стали сковывать судороги, которые явились результатом не его плохой физической формы, а чудовищного нервного перенапряжения. Спасла ситуацию припасённая заранее булавка, проколов которой несколько раз ноги, он расслабил мышцы и продолжил дерзкий рывок к воле. На пути к ней Владимиру пришлось избавиться от создававшего дополнительное сопротивление небольшого мешочка, в котором были припасены нейлоновые штаны, рубашка и теннисные тапочки.
Прожектора и вертолёты
Оказавшись в открытом море, важно было не попасться в поле зрения пограничников, которые для выслеживания беглецов использовали разного рода приборы. Несмотря на очевидные трудности плавания в шторм, плохая погода удивительным образом помогла Владимиру. Волны разбушевавшегося Чёрного моря не позволяли «надзирателям соцлагеря» разглядеть плывущего человека.
© РИА Новости / Лев Гаркавый
Другую опасность представляли растянувшиеся вдоль берега в длинную цепочку прожектора, свет от которых уходил на 5-7 километров вглубь акватории. Комиссарову, чтобы остаться незамеченным в тот момент, когда луч фонаря достигал его местоположения, приходилось полностью погружаться в воду.
За 8 часов проплыв в общей сложности 25 км, и толком не зная, оказался он уже в Турции или нет, Комиссаров стал приближаться к берегу, поскольку дальнейшее нахождение в море было крайне опасно — ежедневно в 6 часов утра над Чёрным морем очень близко к воде начинали кружить советские пограничные вертолёты, один из которых прошёл прямо над головой Комиссарова.
Турция
Очутившись в Турции, Комиссаров долго не мог поверить, что его побег удался. Четыре месяца он ощущал себя абсолютно свободным человеком, пока в один прекрасный день советские дипломаты, получившие задание во что бы то ни стало вернуть беглеца, не уговорили его встретиться.
В стенах переговорной комнаты консульства, в которую Комиссаров пришёл в сопровождении турецких представителей, дипломаты уговаривали Владимира вернуться на родину, апеллируя тем, что его «очень хотят видеть его родители и сестра», которой у него никогда не было. Рассмеявшись им в лицо, Комиссаров вышел из комнаты. После этой встречи Владимир принял решение перебраться в США, так как в Турции его могли похитить и вернуть в СССР.
США
В Америке он выбрал для жизни техасский город Сан-Антонио, где сразу же устроился в несколько школ в качестве преподавателя плавания, футбола и фехтования. Но затем, оценив обстановку и усовершенствовав английский язык, Владимир перебрался в один из самых маленьких штатов США Вермонт.
красным помечен штат Вермонт
Приехав в Берлингтон, он поступил в один из старейших университетов США – Вермонтский университет, в котором Владимир получил степень магистра по дисциплине «Русская литература».
Наряду с тягой к преподаванию, у Комиссарова была мечта — реализовать себя в бизнесе — он хотел открыть собственный ресторан. Точно не известно удалось ли ему осуществить задуманное, хотя, скорее всего удалось, потому что для человека сумевшего вырваться из «Империи зла» нет ничего невозможного.
Автор: Ашхен Аванесова
Кстати говоря, какое отношение материал имеет к Золотой Орде?!