Как сонголы вошли в состав бурят
11 сентября 2018, 11:17 12446 1
На фото Селенгинский район visitburyatia.ru
Бурятский народ образовался на основе консолидации четырех монголоязычных племен: хори, эхириты, булагаты, хонгодоры и так называемая группа селенгинских бурят.
Первые три племени исконно проживали на территории около Байкала, хонгодоры прибыли в Бурятию из Монголии в XVII в. Данные племена являются относительно однородными этническими объединениями.
В отличие от них селенгинские буряты – это не этническое, а географическое понятие.
Группа селенгинских бурят представляет собой весьма пеструю этническую картину, состоящую из осколков многочисленных племен, пришедших из монгольских степей и западного берега озера Байкал. Это выходцы из восьми западных (найман баруун) родов Монголии: атаганы, ашеабагаты, сартулы, табангуты, цонголы, удзоны, хатагины, подгородные, и шести восточных (зуун зургаан) родов Предбайкалья, к которым относятся харанутский, алагуевский, бабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.
Наиболее многочисленными среди пришедших из Монголии родов являлись табангуты, сонголы (цонголы), а также атаганский, сартульский, подгородный роды.
Атаганы пришли из Монголии двумя разными группами: в 1631 г. атаган-шарайты под предводительством Далай-Кулука и в 1665 г. – сорок атаганцев и четыре хотоктинца под руководством братьев Чикир-барас-батора и Хангин-цоломхошучи.
Сартулы в 1630 г. прибыли в Джиду в количестве всего семи человек во главе с Кулаги, затем в первой четверти XVIII в. прибыли из Монголии еще 50 человек под руководством его потомков. Некоторые источники указывают, что сартулов было гораздо больше. По данным Д. Банзарова и Г.Е. Грумм-Гржимайло, они были выходцами из Туркестана, перевезенными оттуда Чингисханом.
По историческим запискам о восьми селенгинских родах, табангуты пришли в пределы России из Сэцэнхановского аймака Монголии в 1722 г. Однако, по данным С.А. Токарева, Е.М. Залкинда, Б.О. Долгих и Г.Н. Румянцева, табангуты жили на территории Бурятии уже в период с 1646 по 1691 г. под предводительством Турухай-табуна. Табангуты, переселившиеся в начале XVIII в. из Монголии, расселились по рекам Ичетуй и Цагатуй под руководством Батан дархана. Другая группа во главе с Шитэй хурамши поселилась у устья Северной Кяхты, третья группа во главе с Бодонхоном – между реками Чикой и Селенга.
Хатагины пришли в Россию двумя группами. Одна группа, состоящая из семей двух братьев – Тулыген и Баасамжи Цорхоновых, прибыла в 1670 г. Другая – во главе с Будой и Ахалтаем в количестве 10 человек появилась в 1720-х гг. в Тамчу. Обе эти группы образовали хатагинский род.
Подгородный род образован из более чем 20 различных элементов. Андагай, старший сын Тушету-хана, в 1700-х гг. со своими сыновьями перебрался в Забайкалье и вошел в состав атагановского рода. Он выучил своего старшего сына Амура русскому языку и обратился в Селенгинскую воеводскую канцелярию с просьбой образовать род. Так был создан подгородный род. Зайсаном, т.е. главой рода, стал Амур [Батуев, Батуева, 1993, с. 7–8.]
Род удзонов бежал из Тушету-хановского аймака около 1690 г. под предводительством Эрдыни-даруги и Ария-бакши. Последний был схвачен монголами, но через несколько лет все-таки перебежал к удзонам в Россию. Удзоны расселились по левому притоку Селенги – р. Темник и частично по самой Селенге. Примерно через 30 лет удзоны перебрались к нерчинским (агинским) бурятам. Они назывались хамниганами (конными тунгусами). Это были омонголившиеся тунгусы, или тюрки [Батуев, 1996, с. 60–61]
Табангуты являются одним из наиболее крупных родов селенгинских бурят. В трудах советских историков на основе русских архивных документов XVII в. обосновывается положение о том, что они являлись коренными обитателями Забайкалья с центром расселения в междуречье Хилка и Чикоя. Здесь русские казаки обнаружили ставку влиятельного табангутского князя Турухай Табуна.
Табангуты представляли собой непрочные объединения различных этнических групп из монголов и омонголившихся элементов. Во второй половине XVII в. они совершали набеги на бурят, тунгусов, русских. В 1688 г. приняли русское подданство и участвовали в походах против монголов, но потом ушли в Монголию. В 1719 или 1721 г. 727 табангутов бежали в Россию и образовали в Забайкалье три табангутских рода. Табангуты расселились в долинах рек Чикой, Ичетуй, Цагатай, в районе Субуктуя и Хоронхон.
Род ашеабагатов, пришедший в Забайкалье из Монголии, является бурятским родом, который, видимо, в 1658 г. ушел в Монголию, а в 1684 г. появился в Забайкалье. Это – потомки булагатов из Предбайкалья.
И наконец, сонголы – один из ведущих родов среди селенгинских бурят. В “Истории Бурят-Монгольской АССР” отмечается:
“Сонголы перекочевали в Россию в самом конце XVII века вместе с узонами и хатагинами из Тушету-хановского аймака Монголии. Вместе с бурятскими родами, кочевавшими в долине р. Селенги, они образовали одну из крупнейших частей бурятского народа – селенгинских бурят” [История…, 1954, с. 101].
Данное утверждение весьма устойчиво укрепилось в историографии Бурятии, но оказалось, что оно противоречит летописи селенгинских бурят под названием “Бичихан записка”, относящейся к 1833 г., и летописи Ю. Ломбоцыренова, которые утверждают, что сонголы прибыли из Монголии вместе с Окином-тайши из хошуна Гул Шира [Бурятские летописи, 1995, с. 103, 133].
Этот хошун никогда не был в составе Тушету-хановского аймака, т.е. в Халхе, а находился всегда во Внутренней Монголии, входящей ныне в Китайскую Народную Республику. Гул Шира – это маньчжурское название местности, по-монгольски она называлась Шулун Шар, что обозначало название одного из знамен восьмизнаменного маньчжурского корпуса. В этой местности кочевали племена абга и абганар, перешедшие из Халхи, которые образовали четыре хошуна Шилинголинского аймака Внутренней Монголии и являлись подданными потомков брата Чингисхана – Бухэ Бельгутэя.
Абга по-монгольски означает дядя, и поскольку Бухэ Бельгутэй был дядей детям Чингисхана, то подвластные ему племена получили общее название абга и абганар. Среди них находились и сонголы.
Тому, что сонголы, вошедшие в состав селенгинских бурят, были выходцами не из Халхи, а из Внутреннй Монголии, есть и другие свидетельства. Выдающийся монгольский ученый Бямбын Ринчен был сонголом, в своей биографии он написал:
“Мать моя Дулам Самданова из рода борджигийн. Родилась она в 1884 г. и происходит из рода Окина хунтайджи сына Хонтогора, внука Цокту хунтайджи. Когда войска Цокту хунтайджи и Лигдэн хана были разбиты, его сын Хонтогор остался со своими 150 воинами у южных монголов в Абага хошуне нынешней Внутренней Монголии. У Хонтогора родился сын Окин” [Аким, 1990, с. 9].
И далее Ринчен приводит рассказ об Окине и его бегстве в Россию, при этом он ссылается на рукопись под названием «Предсказание Тойн Гуши ламы “Бурятского” трем своим братьям», хранящуюся в рукописном отделе Монгольской государственной центральной библиотеки. Эту рукопись в наши дни перевел на русский язык Батцэнгэлын Нацагдорж – студент Монгольского государственного университета, который, будучи сам сонголом, давно и глубоко занимается исследованием истории сонголов.
Рукопись написана на старомонгольской письменности. В ней мы обнаружили полную версию рассказа об Окине и его бегстве в Россию, приведенную Бямбын Ринченом в своей биографии. Эта рукопись проливает свет на вопрос о причинах перехода Окина в Россию. Когда Окин стал взрослым, то столкнулся с недоброжелательным отношением окружающих к себе в связи с тем, что он являлся сыном Хонтогора и внуком Цокту тайджи, поскольку последний выступал против маньчжуров. Цокту тайджи вместе с Лигдэн ханом являлись руководителями национально-освободительной борьбы монголов против маньчжурской экспансии. Так, в рукописи отмечается:
«После разгрома Лигдэн хана маньчжурский император Эер засакчи (Шуньчжи 1644–1661 гг. – И.Ш.) завоевал Китайское государство. Тогда собрались все ханы и нойоны четырех аймаков Халхи, семи сеймов Внутренней Монголии, семи хошунов Ордоса на Великий сейм (курултай) для того, чтобы принять решение о вхождении в состав империи Дай Цин. Тогда Эрдэни хунтайджи тумэтский выступил с такой речью: «Окин, обитающий в четвертом хошуне абагасов, унижает наше происхождение. И предки его несколько раз позорили свой род. Сейчас этот Окин уже третий день держит нож в рукавах, как будто отрезает себе ногти. Это показывает, что он может, если представится возможность, совершить злодеяние, как его дед Цокту тайджи. Он родился от дочери третьего сына Минжури вана, поэтому он назван сыном дочери Окином (“охинэ” переводится, как “дочерин”. – И.Ш.). Его дед Цокту тайджи изгнан из четвертого халхасского аймака за злодеяния и вместе с чахарским Лигдэн ханом причинил много зла тибетскому ламаизму за что и был убит ойратским святым Гуш ханом. Сын вредного Цокту тайджи – Хонтогор много раз кочевал между севером и югом (Халха и Внутренняя Монголия), а потом остался в четвертом хошуне абаганатов. Вот теперь сын этого Хонтогора Окин присутствует на Великом сейме с ножом. Как это мы позволяем себе вырасти в четырех хошунах абаганатов такому демону, опаснее самого Цокту тайджи. Может схватим его?».
Все нойоны согласились и взяли Окина под стражу, но ему удалось бежать. Окин сообщил абаганатам о происшедшем, отметив, что все на Великом сейме обвиняют их в том, что вырастили такого демона у себя. Эти обвинения и действия участников сейма обидели сонголов. Обида была настолько велика, что они собрали людей в 150 куяков (панцырей) и приняли решение уйти к бурятам в Россию. Люди дали клятву перед богом, что они должны покинуть эти места и, несмотря на все трудности, должны вместе прорываться отсюда и не забывать эту клятву 1000 лет. После этого люди бежали вместе с Окином в Россию.
По пути они выдержали трудный бой с преследователями в местности Мэнэн. Благодаря этому документу можно с уверенностью утверждать, что сонголы являются выходцами из Внутренней Монголии, а не из Халхи.
Далее в этом же документе ее автор Тойн Гуши высказывает свое отношение к бегству сонголов в Россию. С глубоким сожалением он пишет:
“Я пришел встретить вас, братья мои: Баян, Баржигар и Номин, но я опоздал. Жалко мне вас, мои братья, обманутые Окином. Мы являемся потомками Бухэ Бельгутэя – младшего брата Чингисхана и сыновьями Идэр Нагур тайджи сына Зоригту ванна”.
Далее он приводит свою родословную, которая берет начало от Бухэ Бельгутэя и обрывается на нем и его братьях.
Генеалогическое древо Тойн Гуши выглядит следующим образом:
1. Бухэ Бельгутэй (младший брат Чингисхана).
18. Субунги Уйзан (потомок Бельгутэя в 18-м поколении).
19. Зоригту Ван (дзасак левого абаганатского хошуна).
20. Идэр Нагур (тайша).
21. Тойн Гуши, Баян, Баржигар, Номин.
Эта родословная приводится в двух изданиях. Первая – это монографии Ц.Б. Цыдендамбаева “Бурятские исторические хроники и родословные”, в которой автор отмечает:
«У С.Б. Будаева, научного сотрудника Института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР, имеется родословная некоего Баян Баржигара:
1. Баян Баржигар
2. Хамнигадай
3. Шуленга Тэмдэк
4. Сотник Дзондок
5. Паали
6. Буда
7. Гунтуб
8. Бадма 8. Гунзын
9. Цырендаши (Сергей) 9. (дочь Ангелина)
10. Володя, Слава 10. Юрий» [Цыдендамбаев, 1972, с. 118–119].
Ц.Б. Будаев, тот самый Цырендаши, или Сергей Бадмаевич Будаев, на которого ссылался Цыдендамбаев, в своей книге “Ноехон и ноехонцы” приводит сочинение Гунтуба Будаева, написанное в 1867 г., в котором отмечается:
«Имена четырех сыновей нойона из Южной Монгольской земли Баян Баржигара, имевшего десять белых знамен Бихар хагана, имя старшего сына – шуленга Хамнигадай, имена его трех сыновей: шуленга Тэмдэк, Шажинай, Убаша» [Будаев, 1993, с. 15].
Несмотря на то что имена Баян и Баржигар здесь слиты в одно (в отличие от монгольского источника), у нас нет сомнений в том, что мы обнаружили продолжение именно этой родословной в России.
Составитель ее Гунтуб Будаев, живший во второй половине XIX в., утверждал, что сонголы перешли в российское подданство в 1694 г. В этом году среди прибывших тогда именно из южной Монголии никаких других Баян Баржигаров знатного происхождения просто не было. Иначе это бы сохранилось в имеющихся источниках, а также в устных преданиях народа. Так, в книге “Исследования бурятских говоров” мы обнаруживаем предание, в котором перечислены все люди знатного происхождения, перешедшие в Россию в это время: “Баян Барджигар, Номин, Хэрцу, Бидэр (он имел одну дочь, и кончилось его поколение), Хогсо-батур, Ухин и другие вышли из Монголии в одно время” [Исследования…, 1965].
По поводу того, что имена Баян и Баржигар в российских источниках оказались слиты в одно и являются именем одного человека в отличие от монгольского источника, можно высказать предположение, что, вероятно, один из братьев умер в молодом возрасте и бездетным, в таком случае брат мог взять себе еще и его имя, такое иногда делают монголы и буряты, особенно если умирает один из двойни или близнецов. Но в том, что Баян Баржигар, прибывший вместе с Окином в Россию, именно тот потомок Бухэ Бильгутэя, о котором пишет Тойн Гуши в своей рукописи, едва ли стоит сомневаться. При этом следует указать, что в других источниках проскальзывает упоминание о том, что у Баян Баржигара было еще и другое имя – Хэрсуу Мэргэн. Так, в книге “Ламаизм в Бурятии начала ХХ века” отмечается:
«В Селенгинском аймаке цонголы живут в Ноехоне. Здесь поселилась часть хэрсутэн – потомков Тэмдэг шуленги, их называют еще представителями хамнигадайского рода. Но Хамнигадай был одним из четырех сыновей Хэрсуу Мэргэна (другое имя Баян Баржигар). У Хамнигадая было три сына: Тэмдэг шуленга, Шажинай и Убаши. Потомки Тэмдэг шуленги живут в Ноехоне, потомки Шажиная и Убаши – на Большом Лугу. К какому роду (“кости”) принадлежал сам Хэрсуу Мэргэн – неизвестно. Таким образом, “род” Хамнигадай – это только обозначение поколений, ведущих свое начало от Хамнигадая» [Ламаизм…, 1983, с. 37].
На вопрос авторов этой книги мы можем теперь ответить – Хэрсуу Мэргэн принадлежал к кости абага, поскольку он являлся потомком Бухэ Бельгутэя – брата Чингисхана. Хэрсуу мэргэн по-монгольски означает остроумный. Этой чертой характера обладал один из братьев, а именно Баржигар. Об этом пишет в своем послании Тойн Гуши: “Будь счастлив, храбрый Баян мой, будь счастлив, остроумный Баржигар мой…” [Buriyad…]. У меня нет сомнений в том, что Хамнигадай был сыном Баржигара и его потомки названы именем Баржигара (Хэрсуу Мэргэна). А это означает, что в Бурятии в селе Ноехон и поныне живут потомки Бухэ Бельгутэя – брата Чингисхана.
Кроме того, в Бурятии живут и прямые потомки самого Чингисхана, потомки его “золотого рода”. Окин тайши, который привел в российское подданство сонголов и которого в Бурятии называли еще Ухин Хонтогоров, или Ухин тайши, был прямым потомком Чингисхана и Бельгутэя.
1. Чингисхан…
16. Гэрсэндзэ (правитель Халхи, 16-ый потомок)
17. Онохуй нойон
18. Бахарай хошиучи
19. Цокту тайджи
20. Хонтогор
21. Окин.
Бахарай хошиучи был женат на Чин тайху хатун – дочери Бэрхэ нойона, потомка Бельгутэя. И сам Цокту-тайджи был женат на Царинжид бэйжи из этого же рода [Нацагдорж, 2005], т.е. произошло слияние двух линий “золотого рода” – Чингисхана и Бельгутэя. Окин тайши – продолжатель этих двух линий – оставил многочисленное потомство в Бурятии, т.е. в России. У него было восемь сыновей: Лувсан-Сосой, Шара Далай, Шаханай, Заб-Будун, Тархай, Дагача, Унагача, Буни. Старший сын Лубсан имел буддийское образование, владел маньчжурским и китайским языками, входил в ламское сословие [Аюшеев, Чимитдоржиев, 2004, с. 245]. После смерти отца в 1723 г. он унаследовал его титул и должность и весьма активно помогал российскому послу Савве Рагузинскому при подписании Буринского договора 1727 г. с Китаем в качестве переводчика маньчжурского языка. Если бы сонголы были выходцами из Халхи, то Лубсан едва ли мог знать маньчжурский язык. Монголы же Внутренней Монголии, а именно выходцы из чахарских и баргутских восьми хошунов, несли военную службу у маньчжурского императора. Их дети, начиная с 10 лет, изучали в школах маньчжурскую и монгольскую грамоту. Вот почему Лубсан хорошо владел маньчжурским языком [Нацагдорж, 2005].
Сонголы как самостоятельный род, сформировались в 1637–1696 гг. из халхасцев, подданных Цокту-тайджи, ушедших с ним в Кукунор (ныне проявинция Цинхай в составе КНР). Сейчас они делятся на 25 этнических групп в России, Монголии и Китае: цонгоол, урянхад, баатад, ашавгад, авгад, шарнууд, номход, хамниган, аршаантан, хорчид (ответвления амалайтан, настан, хурбэтэн), ухин наймантан (ответвления унагачитан, дагатан, дзабтан, бунитан, шара далайтан) юншоб, хотогойд, илжгид, урлууд, тавнангууд, оронгой, цоохор, сартуул, мунхэтэн, арбанад, арбатан, болоингуд, онгод, тавнангууд и т.д. Род состоит из трех больших групп: батад-цонгол, юншобцонгол и урлуд-цонгол [Нацагдорж, 2005].
Существуют несколько этимологий самого термина “цонгол”. Первая версия: цонголы получили свое название, потому что пришли “со Монголии”, вторая – названы так, потому что из них выбирали казаков (сонгохо – “выбирать”). И третья, наиболее распространенная: предок цонголов наречен именем Цонгол, так как он родился у реки, на берегу которой его мать якобы нашла камень цон, или чон. По данным Б. Нацагдоржа, тибетцы и амдосцы называют Кукунор Tsonqqol. И, по его мнению, они названы тибетским названием озера Кукунор. Тибетцы теперь это место называют Цинхай (Кукунор) Цонгон, или Цонгол. В Россию бывшие халхасцы пришли уже с новым названием цонгол, но затем оно изменилось на сонгол. В России сонголы обитают в Кяхтинском, Селенгинском и Бичурском районах Бурятии и в Красночикойском районе Читинской области РФ. В Монголии – в Селенгинском и Хэнтэйском аймаках, а в Китае – в чахарском северном хошуне Уланцабского аймака Внутренней Монголии, и отдельная группа сонголов проживает в Шэнэхэне [Нацагдорж, 2005].
После заключения Нерчинского договора 1689 г. с Китаем об установлении российско-китайской границы российский посол Федор Головин 15 января 1689 г. заключил договор с шестью монгольскими тайшами о вступлении их в российское подданство, 12 марта 1689 г. он заключил такой же договор с табангутскими сайтами. Тайши и сайты давали шерть (присягу) за себя и своих людей “в вечном подданстве”. После заключения Саввой Рагузинским Буринского договора 1727 г. с Китаем граница была окончательно установлена, и монгольские роды оказались в административно-политическом пространстве Российского государства и стали привлекаться к охране государственной границы. Рагузинский составил “Инструкцию пограничным дозорщикам” – первый документ по управлению бурятами и монголами в составе Российского государства. Они оказали Рагузинскому активную помощь в установлении границы, за что он выдал 18 бурят-монгольским родам шелковые знамена “за прилежную службу Сибирского пограничного нерегулярного войска” в качестве особой награды, которая позже была утверждена Сенатом.
Монгольским родам, перешедшим в Россию, были отведены земли в среднем и нижнем течении р. Селенги, в среднем и нижнем течении р. Джиды на территории Бурятии. Российское государство было заинтересовано в пребывании монгольских родов в своем составе, поскольку это увеличивало число плательщиков ясака, способствовало заселению края и помогало охранять границу. В начальный период монгольские роды вместе с предбайкальскими бурятскими родами, объединившись в группу селенгинских бурят, продолжали сохранять традиционную систему управления, что явилось основным фактором, способствующим их безболезненной инкорпорации в состав бурятского народа и административно-политическую систему Российского государства. Так, для удобства сбора ясака была сохранена родовая система деления бурят и монголов. Именно род стал для них основной административной единицей. Несколько семей, совершавших совместные перекочевки, составляли улус. Улусы объединялись в холбоны, или табины, возглавляемые шуленгами. Несколько табинов или холбонов, составляли род во главе с зайсаном или родовым шуленгой. Роды составляли “поколение”, возглавляемое главным зайсаном, или тайшой [История…, 1954, с. 152–153]. Первым официально признанным Российским государством тайшой у сонголов стал Окин.
Царское правительство и его представители на месте весьма почтительно относились к монгольским родам в составе бурят. Все исследователи отмечают особое внимание, проявляемое к ним со стороны властей. Это объясняется тем, что последние были заинтересованы в лояльности монгольского населения на восточных рубежах в связи с экспансионистской политикой Китая. Монгольские роды пользовались особыми привилегиями. Так, Е.М. Залкинд отмечал, что, по переписи 1750 г., до выделения в казачье сословие в цонгольском роде на 358 “действительно плательщиков” было 147 “старшин и старшинских детей, не состоящих в платеже ясака” [Залкинд, 1970, с. 115]. Далее он пишет:
«Удивляет обилие старшин, освобожденных от ясака, и в атагановом роде: 96 на 392 рядовых. Для объяснения этого странного явления у нас нет достаточно данных. Можно лишь предположить, что среди цонголов, составлявших ядро “табангутов” XVII века, оказалось значительное количество потомков Окина-зайсана и его сподвижников. В остальных родах количество старшин было более скромным. В ашехабатском роде на 312 плательщиков ясака их приходилось 31, во втором табангутском на 61 – 12, в третьем табангутском на 100 – 18, в сартоловом на 307 – 31 и т.д.» [Залкинд, 1970, с. 116].
Действительно, как нигде, у бурят, численность нойонов у селенгинских бурят была весьма значительной. Так, в 1807 г. каждый селенгинский род имел 1–2 тайшей, 4–5 шуленг, 10–20 зайсанов. Кроме того, в каждом роду были заргучи (судопроизводители), засулы и тугчи (знаменосцы) [Буряты…, 2004, с. 74].
Ускорение процесса инкорпорации монгольских родов в состав бурятского народа и административно-политическую систему России было достигнуто административными реформами. В 40-х гг. XVIII в. для бурят были созданы степные конторы – органы местного самоуправления. Для группы селенгинских бурят была создана Онинская степная контора. Позже по Уставу об управлении инородцев (1822) были ликвидированы степные конторы и появилась трехступенчатая система управления: родовые управления, инородные управы и степные думы. Для селенгинских бурят была образована Селенгинская степная дума. В начале ХХ в. была проведена волостная реформа, в результате которой были созданы уже единые с русским населением края, волостные правления. Все эти реформы стирали особенности управления и быта между монгольскими и бурятскими родами и способствовали их интеграции.
Императорским указом в 1764 г. на основе монгольских родов были созданы четыре шестисотенных казачьих полка из селенгинских бурят: атаганский, ашехабагатский, сонгольский и сартульский для охраны границы. До 1892 г. срок воинской службы у казаков составлял 25 лет, позже был сокращен до четырех лет. Сонголы-казаки участвовали в охране границы от заставы Дунгуй до заставы Харацай и несли службу на 13 заставах. Монголы достойно несли пограничную службу на протяжении XVIII– XIX вв., но и участвовали во всех войнах, которые вело Российское государство [Аюшеев, Чимитдоржиев, 2004, с. 245–246.]
Таким образом, процессу инкорпорации монгольских родов в состав бурятского народа и административно-политическую систему России способствовала политика государства. В начале ХХ в. монгольские роды окончательно консолидировались с бурятскими родами в единый бурятский народ и стали полноправными подданными Российского государства.
Источник: Шагдурова И.Н. «Инкорпорация монгольских родов в состав бурятского народа» // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2012. № 2. С. 34-40.
Список литературы:
- Аким Г. Билгуун номч Бямбын Ринчен (транскрипция). Улан-Батор, 1990.
- Аюшеев К.Л., Чимитдоржиев Ш.Б. Окин-тайша. (1650–1723) // Выдающиеся деятели Бурятии. УланУдэ, 2004.
- Батуев Б.Б., Батуева И.Б. Очерк истории селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1993.
- Батуев Б.Б. Буряты в XVII–XVIII вв. Улан-Удэ, 1996.
- Будаев Ц.Б. Ноехон и ноехонцы. Дооктябрьский период. Улан-Удэ, 1993. Буряты. М., 2004. Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995.
- Нацагдорж Б. К проблеме этногенеза цонголов // Газета “Угай зам” (Путь предков). Спецвыпуск № 13, май 2005.
- Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII – первой половине XIX в. М., 1970.
- Исследования бурятских говоров. Вып. 1. Улан-Удэ, 1965.
- История Бурят-Монгольской АССР. Т. 1. Улан-Удэ, 1954.
- Ламаизм в Бурятии начала ХХ века. Новосибирск, 1983.
- Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.
- Рукопись “Buriyad Тойн Гуушиин аха дуу гурбанда ирээдуй цагын байдалын дурадхал орошибай” (транскрипция) / Государственная библиотека Монголии, отдел старинных рукописей, шифр 5048/96 2193 294.3 Б-768 296.
Комментарии ()