Баргузинские буряты
17 сентября 2018, 13:23 6374 2
Саяны
Территория Баргузинского округа в XIX в. включала такие районы современной Республики Бурятия, как Баргузинский, Курумканский, Северо-Байкальский, Баунтовский эвенкийский, Муйский, а также северные окраины Прибайкальского и Еравнинского. Территория округа была оформлена как уезд, в связи с реконструкцией и разделением в 1784 г. Иркутской провинции. Это особая историко-этнографическая область именно в связи с этнической историей субрегиона.
Для большинства исследователей это регион с постоянно меняющимся населением. Однако при более глубоком изучении этнической истории региона проявляются разновременные слои монгольского, тунгусского и тюркского населения, оставившие след в этническом составе этого региона.
Этническая история Баргузинского субрегиона
Прежде всего необходимо коснуться вопроса о взаимоотношениях таких терминов, как «Баргажан/Баргузин» и «Баргуджин-токум» периода средневековья.
Существует мнение, что средневековая область, известная нам как Баргуджин-токум, должна отождествляться с территорией долины р. Баргузин. Несомненно, название реки Bargujin (в современном бурятском – Баргажан, в русской огласовке – Баргузин) является повторением первой части названия средневековой области. Однако следует напомнить, что название области дал не гидроним, а этноним «Баргу», в этногонических легендах бурят персонифицированный как Баргудай, который, в свою очередь, является отцом Элюдэя, Бурядая и Хоридоя.
Широко известный этногонический миф свидетельствует, что средневековая этническая общность – предшественники оставшихся в Байкальском регионе олетов (ойратов), бурят (булагатов и эхиритов) и хоринцев. Этнонимическое происхождение названия исторической области Баргуджин-токум формирует совершенно иное пространство, в котором обосновались предки бурят и которое вовсе не ограничивалось пределами долины р. Баргузин.
В настоящее время помимо собственно бурят существует еще один наследник этой общности – баргуты, этническая история которых известна по различным письменным источникам, описывающим извилистые пути их миграций из Монгольского Алтая, куда они попали из Баргуджин-токума, до Ляодуна, откуда часть из них переселилась в Приаргунье, где в настоящее время известна как хуушин (старые) баргуты. В XVII–XVIII вв. к этим баргутам прибавилось еще два хошуна – шэнэ (новые) баргуты, которые составили преимущественно хори.
Присоединение к ним хори как новых баргутов отражает актуальность исторической памяти и этнической идентичности приаргунских баргутов, признавших в хори того времени своих сородичей. Яркой параллелью для этого феномена является создание новоторгутских хошунов, когда прибывшие под управлением Убашихана торгуты расселились в Джунгарии, в местах, где уже жили торгуты, которых с тех пор стали называть старыми торгутами. Еще одна ветвь баргутов ушла на север, где они составили одно из крупнейших племенных объединений якутов.
Попытки локализовать сегодня средневековую область Баргуджин-токум в Баргузинской долине, опираясь лишь на один гидроним, хотя и крупный, совершенно необоснованны. Определение истинных границ этой исторической области возможно, в частности, на основе анализа топонимов. Подход исследователей топонимики указывает, что топонимы, происходящие от этнонима, зачастую находятся в периферийной зоне, буквально вблизи границ этнической территории носителей того или иного этнонима с другими этническими общностями.
Анализ топонимики этнической Бурятии позволил выявить помимо р. Баргузин еще три гидронима – р. Ара-Баргутай, р. Убэр-Баргутай и р. Баргутка, пик в Восточных Саянах Баргутан-Саридаг и две местности – Баргадай и Баргутуй. Этот комплекс сохранившихся до наших дней топонимов позволил очертить условный ареал расселения древних баргу и, соответственно, области Баргуджин-токум (см. рис.).
Баргузинские буряты
В этнической истории региона начиная с эпохи Баргуджин-токума буряты и их предки постоянно присутствовали в долине Баргузина. Однако в период XVI–XVII вв. этот район оставался на периферии этнической территории, освоенной бурятами, которая в это время несколько сократилась.
Часть бурятского населения покинула этот регион в начале XVII в. [28, с. 10], возможно, часть тех бурят известна под этнонимом bargudžin у ордосских монголов, среди которых сохранились и такие этнонимы, как bargut и bargudut [18, с. 28]. Тем не менее часть бурятского населения все-таки сохранила свои этнонимы и вошла в коалиционные связи с тунгусским населением.
В конце XVI – начале XVII в. в регион с юго-востока возвращаются хоринцы. Передовые группы хоринского населения даже оказываются к западу от Байкала, в Приольхонье и на о-ве Ольхон, другая группа пыталась закрепиться в низовьях Баргузина [21, с. 32–37]. Однако хори столкнулись с сопротивлением тунгусского населения, вследствие чего в благоприятный момент после ухода табангутов в Монголию заняли кочевья последних в долине р. Уды, покинув долины Баргузина и Итанцы.
Как упоминал Г. Н. Румянцев, в низовьях Баргузина и по побережью Байкала в XVII в. упоминались также буряты племени абазай [28, с. 13], исходная территория расселения которых находилась в долине р. Мурина, в верховьях р. Баянзурхэ (Манзурка) и Приольхонье.
Основная масса предков современных баргузинских бурят прибыла в регион в середине XVIII в., хотя передовые группы отмечались и в XVII в. Основу этого населения составили буряты верховьев р. Лена (бур. Зγлхэ) и ее притока Манзурки (бур. Баянзγрхэ), откочевавшие подальше от Верхоленского острога, а также бурятское население верховьев рек Куда (бур. Худай) и Мурина (бур. Мγрэн).
В начале XIX в. на территории Иркутской губернии организуются Степные думы, в т. ч. и в Баргузинской долине, где была образована высшая административная единица (орган самоуправления) для бурятского населения – Степная дума, названная Баргузинской. В 1824 г. дума располагалась в селении Улюн. Первоначально она включала 5 родов: сборный, шоно, баяндай, бура и хэнгэлдэр. К 1835 г. в думе зарегистрировано уже 12 родов: буровский, 1-й и 2-й чендылдурский, баяндаевский, сборный, 1-й и 2-й ченоевский, оторшинский, абазаевский, галзутский, олевский, номоловский [7, с. 238, 239].
По-видимому, дальнейшие реформы привели к слиянию малочисленных административных родов с более крупными. Такие роды, как олевский (уули) и номоловский (номол), скорее всего, являлись территориальными образованиями.
С выделением в 1872 г. Баргузинского округа из Верхнеудинского Баргузинская степная дума перешла в подчинение Баргузинского земского суда Баргузинского округа Забайкальской области [8, с. 33]. К 1897 г. население думы составляли 8 административных родов: баяндаевский, буровский, 1-й и 2-й хэнгэлдэрские (чиндылдурские), шоноев (чернорутский), оторчинcкий (или 2-й чернорутский), галзутский и сборный. Основу этих административных родов составляли одноименные бурятские племена. В состав сборного рода входили буряты племен хурумши, сэгэнут и эмхэнут.
Этнический же состав баргузинских бурят включает в себя эхиритское население, в т. ч. шоно, баяндай, хэнгэлдэр, бура, абазай и их многочисленные ветви.
Помимо эхиритов также встречаются сопутствующие им племена, прежде расселявшиеся в верховьях Лены – сэгэнуты, эмхэнуты. Представители племени хурумша, считавшиеся в Баргузинской долине булагатами [28, с. 25], являются южными соседями эхиритов (места их прежнего расселения – верховья р. Мурина) [19, с. 20].
Баргу-бурятское население в регионе присутствовало постоянно, но в некоторые периоды значительно сокращалось. Последним из таких периодов были XVI–XVII века, когда главенствующие позиции в регионе заняли тунгусские племена.
Баргузинские тунгусы
XVII–XVIII века в этнической истории Баргузинской долины характеризуются как период, когда преимущественные позиции в регионе после ухода баргутов заняли тунгусы. Они расселяются с севера и востока, из Приамурья и Приленья.
Этнический состав баргузинских эвенков в XVII в. был представлен такими родами, как лимагир, баликагир, намегир (намясинцы), почегор, киндигир, чильчагир и някугир. В 1669 г. ясакоплательщиков числилось по родам: лимагиров – 75, баликагиров – 63, намясинцев – 4, киндигиров – 30, чильчагиров – 5, някугиров – 23 [32, с. 11].
Общая численность тунгусского населения Баргузинской долины, по мнению А. С. Шубина, составляла около 800–1000 человек [Там же]. Часть баргузинских конных тунгусов в XVII в. покинула Баргузинскую долину и влилась в состав нерчинских конных тунгусов, в их числе были баликагиры, намегиры и почегоры [Там же, с. 12].
Представители рода намегир, в русских документах известные как намясинцы, практически полностью покинули Баргузинскую долину в середине XVII в. Н. Спафарий встречал их представителей на р. Ган, за Аргунью в 1675–1676 гг. А. С. Шубин считал, что именно намегиры, расселявшиеся в низовьях Баргузина, уничтожили отряд русских казаков, под руководством С. Скорохода вторгшихся в Баргузинскую долину с целью покорения местного населения [Там же, с. 13].
По преданиям представителей нанайского рода самар, предки их бежали с Байкала, откуда их согнали буряты. Поскольку нанайское «самар» является производным от западнотунгусского «шамагир/самагир», вполне вероятно, что часть шамагиров, широко известного тунгусского племени, впоследствии распространившегося и вошедшего в состав различных народов на огромных пространствах Сибири от Подкаменной Тунгуски до Охотского моря, приняла участие и в этнической истории Баргузинской долины.
Судить об этническом составе тунгусов того времени можно и по сохранившимся этнонимам эвенков Баргузинской долины начала XX в. К тому времени были известны административные роды мунгальский, лимагир и чильчагир. В составе лимагир известны этнические роды лимагир и тепкагир, в состав чильчагир входили этнические подразделения якал и чалкагир, в состав мунгальского рода – асивагат, гальдзогир и цонголир. Также был известен род баликагир – выходцы из Нерчинска [27, с. 38, 39].
Источник: Нанзатов Б.З. «Баргузинский округ в XIX в. (вопросы этнической истории региона и этнический состав населения)». Вестник БНЦ СО РАН. 2015 № 2 (18). С. 11-30.
Комментарии ()