Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

05 февраля 2019, 00:27 1782 0 Автор: Золотая Орда

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

фото: ikon.mn, orientalstudies.ru, а также из открытых источников

Революция 1921 года была одним из самых важных, поворотных моментов в новейшей истории Монголии. Она положила начало новому этапу в истории этой страны, в ходе которого существенно изменился ее облик, социальная структура, возникли новые политические институты, начала развиваться сфера образования и науки.

Благодаря монголо-советскому сотрудничеству в сфере образования в Монголии начала развиваться модель европейского классического университета и европейского медицинского образования.

С 1922 г. советская Россия впервые начала обучать монгольских граждан в своих высших учебных заведениях. К настоящему времени в СССР, России прошло обучение около 60 тыс. монгольских специалистов.

В 1925 г. в Москве была создана Монгольская комиссия при Совете народных комиссаров СССР, которая просуществовала до 1927 г.

Академия наук советской России в 1923 - 1929 гг. организовала 34 экспедиции по изучению Монголии и с 1930 г. начал работать геологический отряд, с 1931 г. - экономический отряд и т.д. В 1940 г. было проведено уже 48 научно-разведовательных экспедиций.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

С 1929 по 1953 гг. в СССР действовала Монгольская комиссия Академии наук СССР, которая проводила наиболее важные крупномасштабные советские научные инициативы в Монголии.

Народный комиссариат образования СССР в начале 1930-х гг. для подготовки учителей для средних школ Монголии отправил учиться 21 монгола в педагогическое училище г. Троицкосавска (г. Кяхта), а для учебы монгольских студентов на рабфаке в г. Верхне-Удинске (г. Улан-Удэ) было построено специально общежитие на 300 мест.

В 1941 г. монгольских учащихся и студентов перевели из г. Улан-Удэ в г. Улаанбаатар, где к тому времени советскими специалистами был построен и подарен учебный кабинет, лаборатория и библиотека.

6-го декабря 1940 года Совет народных Министров МНР вынес постановление о создании при Министерстве народного просвещения МонГУ с отделениями ветеринарии, педагогики и медицины.

В 1942 году из Московского государственного университета, Московского медицинского института, Московского педагогического института, Сельскохозяйственного института прибывали тысячи учебников и пособий, различные лабораторные приборы и оборудования. Все это поставлялось до границы по железной дороге, а оттуда до Улаанбаатара на грузовых автомашинах.

Наряду с этим из Московских высших учебных заведений для работы в только что созданный МонГУ были командированы со своими семьями опытные преподаватели и ученые. Именно они поработав над общим проектом, подготовленным Т.Машлаем и А.В.Русаковым, по образу советских учебных заведений, разработали учебный план и программы всех намеченных дисциплин.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

памятник Чойболсану возле МонГУ (МУИС)

5-ое октября 1942 года - это незабываемый день в истории монгольской культуры и образования. Дело в том, что именно в этот день в Улаанбаатаре в клубе им. В.И. Ленина состоялось торжественное собрание, посвященное открытию МонГУ. Когда к президиуму собрания вышли руководители государства и партии: Х.Чойбалсан, Г.Бумцэнд, Ю.Цэдэнбал и другие, собравшиеся в зале встретили их бурной овацией, громкими аплодисментами.

Х.Чойбалсан и Ю.Цэдэнбал в своих выступлениях на собрании особо отметили историческое значение того факта, что в тяжелейших условиях Второй мировой войны при помощи и содействии СССР в Монголии открывается первое высшее учебное заведение. Обращаясь к студенческой молодежи, они советовали для получения высшего образования упорно учиться, выкладывая все свои силы.

В 1944 г. в советские вузы поступил 31 студент из Монголии. Для дальнейшей работы в научных учреждениях в 1946 - 1947 гг. были выбраны 11 студентов, среди которых были будущие академики Ц. Пунцагноров, Ш. Цэгмид, Ц. Дамдинсурэн, Н. Ишжамц и 12 учащихся для учебы в СССР, среди которых были будущие академики Ш. Лувсанвандан, Б. Лувсанданзан, Ш. Нацагдорж, Д. Аюурзана и Н. Жагварал. Именно эти студенты и учащиеся, будущие известные ученые, заложили основу и создали костяк науки Монголии.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

В 1947 - 1952 гг. начала работу экспедиция по изучению сельскохозяйственной отрасли, а с 1995 г. - по землеустройству.

В 1961 г. была создана Академия наук Монголии.

Прежде всего необходимо отметить, что этот период характеризуется тем, что в Монголии была искоренена религия, а монгольская историческая наука развивалась без знаний о роли монголов в истории мировой цивилизации. История становления Чингисхана и Монгольской империи была практически вычеркнута из монгольской исторической науки.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

Монголы не смогли защитить свою письменность, историю, культуру и монгольские традиции от иноземного влияния. В 1941 году по указанию И.В. Сталина правительством МНР было принято решение о переводе монгольской письменности на кириллицу.

В Монголии, в плоть до середины 1980-х годов, было запрещено говорить о Чингисхане, тем более писать о нем как о выдающейся исторической личности, основателе единого Монгольского государства, как о великом государственном и военном деятеле.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

К самостоятельному изучению наследия Чингисхана монгольская историческая наука приступила только в конце 80-х годов.

В 90-е годы в Монголии произошли большие перемены в общественной и духовной жизни. Большое значение приобрели идеи самопознания и национального возрождения.

Для монгольской исторической науки настало время изучения древней и средневековой истории Монголии, особенно периода существования Монгольской империи, созданной Чингисханом.

Так, в августе 1990 г. в Улан-Баторе была проведена Международная научная конференция, посвященная 750-летию «Сокровенного сказания монголов» с участием ученых более 30 стран мира. Значительная научная работа по изучению истории Монгольской империи, о жизни и деятельности Чингисхана, к тому времени была проведена в самой Монголии.

Появились документальные исследования академика Ш. Нацагдоржа, доктора исторических наук Д. Майдара, а ранее - научные труды академиков Н. Ишжамца, Ч. Далая, посвященные этому периоду истории Монголии. Особо следует отметить книгу известного монгольского ученого и писателя, академика Ш. Нацагдоржа «Чингис-хааны цадиг» (Биография Чингисхана), которая была издана в Монголии в 1991 г.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

19 апреля 1992 года в Москве состоялась встреча группы российских монголоведов и востоковедов с группой монгольских дипломатов и ученых, посвященная 830-летию со дня рождения Чингисхана. Уже сам факт проведения такой встречи свидетельствовал о многом, о тех больших переменах, которые произошли в общественной и научной жизни двух стран, в том числе и в отношении к Чингисхану.

Это было, по всей вероятности, одно из первых совместных мероприятий, посвященных этому историческому деятелю.

Участники этой научной встречи (доктор исторических наук, профессор Н.Л.Жуковская и другие) в своих выступлениях отметили, что монголы имеют полное право на свои собственные оценки своих национальных деятелей, в том числе и Чингисхана, имеют право самостоятельно решить, где, кому и какие памятники ставить, чьими именами называть отели, площади, улицы и т.д.

В 1995 году известный российский востоковед Е.И. Кычанов в своей книге «Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир» поставил вопрос: «...почему бы монголам не называть Чингис-хана выдающимся государственным деятелем своего государства?»

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

В настоящее время в Монголии идет активный и необратимый процесс пересмотра прежних взглядов на место и роль Чингисхана в истории страны и всемирной истории.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

Для Монголии сегодняшнего дня проблемы исторического наследия Чингисхана чрезвычайно актуальны, им даются различные интерпретации представителями не только научных, но также общественных и политических кругов страны. Многие черты прошлого органически вошли в жизнь современной Монголии и часто в новой модифицированной форме продолжают оказывать существенное влияние на многие аспекты монгольского общества.

Когда Монголия начала изучать историческое наследие Чингисхана

Основные источники изучения истории Монгольской империи и жизни Чингисхана

В настоящее время монгольская историческая наука изучает историю Монгольской империи и жизни Чингисхана по сохранившимся монгольским, китайским, мусульманским первоисточникам и сведениям первых европейских путешественников, совершивших свои вояжи в глубины Азии в те далекие годы.

Имеются четыре источника первостепенной важности для любого автора, который собрался писать о Чингисхане.

«Сокровенное сказание»

Это «Тайная история» или в русском переводе акад. С.А.Козина «Сокровенное сказание» - эпическое повествование о Чингисхане и его роде, написанное в середине XIII в., вскоре после смерти Чингисхана; сам термин «сказание» С.А.Козин позаимствовал у Палладия Кафарова. Наиболее распространенным является мнение, что данный памятник был составлен в 1240 г., т.е. через 13 лет после кончины Чингисхана.

Б.Я. Владимирцов указывал, что «Сокровенное сказание» не только повествует о генеалогии древних предков Чингисхана, но и «рисует широко и вольно картины степной жизни, доставляя обильнейший материал для суждения о разных сторонах монгольской знати XII- XIII вв.».

Важно указать, что «Тайная история» и «Сокровенное сказание» не сохранились в записи на монгольском языке. Тот текст памятника, который дошел до наших дней и был найден русским китаеведом XIX в. Палладием Кафаровым, был записан на монгольском языке в китайской транскрипции китайскими иероглифами.

Реконструкция текста на языке оригинала - работа, которой наука занята около ста лет. От восстановления "подлинного" монгольского текста в известной мере зависит и перевод памятника на другие языки. Имеются переводы "Тайной истории" на русский, немецкий, английский, французский, венгерский, современный монгольский, китайский и японский языки. Русский перевод "Тайной истории" был опубликован С.А.Козиным в 1941 г.

«Сборник летописей» Рашид-ад-Дина

Следующим источником является «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, законченный в 1310-1311 гг. Основные разделы труда Рашид-ад-Дина, касающиеся истории монголов, были основаны на сочинениях его предшественников, в том числе «Истории завоевателя мира» (Джувейни) и сохранившейся части «Золотой книги» («Алтан дебтер») на монгольском языке - официальной истории Чингисхана, его предков и преемников, труде, не дошедшем до наших дней. Рашид-ад-Дин широко использовал и устную информацию, полученную от знатоков монгольской старины.

Одним из первых упоминает о Ясе Чингисхана персидский историк Джувейни, который дал подробный анализ Монгольских походов. Он издал свой труд в двух томах после завоевания Туркестана и Персии, затем ему пришлось много путешествовать по обширной территории Монгольской империи. В его хронике содержится много ценных сведений по истории монгольских походов.

«Юань ши»

Третьим важнейшим источником является официальная история правившей в Китае монгольской династии Юань – «Юань ши». Указ о составлении этого коллективного труда был издан в 1368 г., сразу после изгнания монголов из Китая. Считается, что работа была выполнена очень быстро, за 331 день; столь же быстро книга была отпечатана ксилографическим способом и опубликована в 1370 г. Первый цзюань (глава) этого труда занимает жизнеописание Чингисхана.

«Шэн у цинь чжэн лу»

Четвертым основным источником сведении о Чингисхане является труд «Шэн у цинь чжэн лу» «Описание личных военных походов Августейшего и воинственного (императора)», т.е. Чингисхана (Пельмо-Тамбис).

Считается, что текст относится ко второй половине XIII в. и тогда же он был переведен с монгольского на китайский язык. Французские переводчики памятника Поль Пельо и Луи Гамбис возводят этот труд, как и «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина, к оригинальному монгольскому сочинению «Алтан дэвтэр», как мы уже упоминали, не дошедшему до наших дней. Ту же часть «Юань ши», которая относится к жизни и деятельности Чингисхана, они считают производной от «Шэн у цинь чжэн лу».

Новейшие источники

В 1929 году в Белграде на русском языке была издана книга калмыцкого автора Э.Хара-Давана «Чингис-хан как полководец и его наследие» на его собственные средства.

В 1937 году был опубликован труд К.Д. Оссона «История монголов». - Т.1; Чингисхан, Иркутск.

Из современных изданий зарубежных авторов следует особо выделить фундаментальный двухтомный труд китайского исследователя Сайшияла о Чингисхане, опубликованный в 1987 г. в Хух-хото. Автор этой книги основательно изучил все имеющиеся в его распоряжении источники, преимущественно на китайском и монгольском языках и ввел в научный оборот громадный источниковедческий и фактологический материал. Достаточно сказать, что список использованных им источников и литературных трудов состоит из 212 названий.


Источники:

  1. Намсрайн Ням-Осор «Историческая роль закона «Их засаг» («Великая яса») Чингис-хана в общественно-экономической жизни Монголии XIII века». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Бурятский ун-т. Улан-Удэ, 1998.
  2. Диссертация и автореферат по ВАК 07.00.03, д.и.н. Намсрайн Ням-Осора «Монгольское государство и государственность в ХIII - ХIV вв.». 2003, БГУ.
  3. Диссертация и автореферат по ВАК 07.00.09, к.и.н. А.В. Михалева «Монгольская революция 1921 года в советской и российской историографии». 2005. БГУ.
  4. Б. Энхтувшин «Сотрудничество между Монголией и Россией в области образования и науки», в сборнике: Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика, наука/ Иркутск, 2016. С. 17-25.
  5. Г. Эрдэнэбаяр «Взаимодействие России и Монголии в области образования и науки», Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9. № 2. С. 184-193.
  6. Т.И. Юсупова «Монгольская комиссия Академии наук. История создания и деятельности. 1925-1953», Москва, 2006.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    2110 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    2098 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    2358 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    2705 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Самые умные страны мира в 2023 году
    1715 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    1879 0
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    1724 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    2273 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    2110 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    2098 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    2156 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История