Ученые определили генофонд популяций Трансоксианы - исторической области Центральной Азии
28 сентября 2019, 11:43 3925 0
фото: pioneers.org
Международная группа ученых в составе российских, казахстанских и узбекских генетиков изучила генофонд популяций Трансоксианы — исторической области Центральной Азии (междуречья Сырдарьи и Амударьи). Результаты исследования были доложены руководителем лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН, д.б.н. Олегом Балановским. Свои выводы ученые изложили на страницах журнала Scientific Reports.
Ученые нашли, что в этом регионе структура генофонда зависит не от географии, а от того, чем занимаются народы: земледелием или же кочевым скотоводством. Сравнение двух последних экспансий — арабов и монголов — показало, сколь разным может быть их влияние на генофонд.
Экспансия арабов, принёсшая сюда ислам, не оставила значимого следа в генофонде. Тогда как экспансия монголов оставила мощный след в генофонде, но не отразилась в двух таких важнейших проявлениях культуры, как язык и конфессия.
Основные гаплогруппы Трансоксианы
Трансоксиана охватывает территории Узбекистана, западного Таджикистана, западной Киргизии, северо-восточного Туркменистана и южного Казахстана.
Географический ландшафт региона разнообразен: это бассейны рек Амударьи и Сырдарьи, разделённые пустыней, и предгорья Тянь-Шаня и Памира.
Вдоль рек и в предгорьях плотно расселены дунгане, казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, узбеки.
Эти народы различаются по традиционному хозяйственно-культурному укладу: одни — земледельцы, другие — скотоводы-кочевники.
Генофонд популяций региона исследовали по Y-хромосоме, которая в большей степени, чем остальные части генома отражает разнообразие населения.
Более половины Y-хромосомного генофонда населения Трансоксианы приходится на три гаплогруппы: С2-М217 (31%), R1a1a-M198 (16%), Q-M242 (13%).
Но в разных географических популяциях эти гаплогруппы распространены очень неравномерно.
- Гаплогруппа С2-М217 составляет почти две трети генофонда южных казахов (61-62%).
- Гаплогруппа R1a1a-M198 часто встречается у узбеков (21-29%), а также в одной из популяций казахов (28%) и у дунган (19%).
- Гаплогруппа Q-M242 составляет более двух третей генофонда туркмен Каракалпакстана (73%).
В родоплеменных группах накопление отдельных гаплогрупп выражено ещё сильнее: С2-М217 в казахском племени Конырат (88%), С2b1a2-М48 у казахского клана Алимулы (75%), Q-M242 в туркменском племени Йомуд (71%).
Изученные популяции сопоставили с 69 другими популяциями Азии. На графике многомерного шкалирования выявились кластеры популяций в соответствии с географическими регионами Азии.
При этом земледельческие популяции узбеков и таджиков генетически отдалены от большинства кочевых популяций (казахов, монголов, хазарейцев).
Популяции туркмен из трех разных стран, окружающих Туркмению, образовали свой собственный кластер.
Дунгане Узбекистана оказались генетически ближе к популяциям Китая, а не к соседним популяциям узбеков, — в полном соответствии с их исторически недавней миграцией из Китая и сохранением языка сино-тибетской семьи.
Дунгане Центральной Азии
Миграция генов с востока
Чтобы выявить следы демических экспансий (миграций населения), идентифицировали модальные (наиболее распространенные) STR-гаплотипы в популяциях Трансоксианы (α, σ, μ, δ). Для каждого модального гаплотипа были найдены родственные гаплотипы по базе данных (Y-base), включающей 4495 Y-STR гаплотипов населения Азии, а затем для них построены филогенетические сети.
Каждый из модальных гаплотипов формирует свой собственный кластер, выступая гаплотипом-основателем. Кластер α имеет возраст 600±200 лет и объединяет гаплотипы, чаще всего встречающиеся у казахского клана Алимулы. Гаплотипы кластера β распространены у монголов и монголоязычных калмыков. Поскольку кластер β (800±200 лет) «старше» кластера α, то это указывает на мощный поток генов с территории Монголии в Трансоксиану, а не наоборот.
Изучение гаплотипов (более дробные варианты Y-хромосомы в пределах гаплогрупп) выявило интенсивный поток генов из Монголии в Трансоксиану.
Это указывает на мощную миграцию населения в средние века.
Возраст кластера σ (1100±400 лет) указывает на раннюю миграцию из Монголии и последующую экспансию, современном следом которой является высокая частота гаплотипов этого кластера у казахского племени Конырат (Хунгираты – монголы-дарлекины). Гаплотипы кластера γ преобладают у монголоязычных калмыков и обнаруживаются в Забайкалье и Монголии.
Модальный гаплотип-3 полностью совпадает со знаменитым «стар-кластером», обычно связываемым с Чингисханом и его родственниками [Zerjal et al., 2003] (С3* star-cluster). Характер распространения гаплотипов кластера μ (кереи, уйсуны и др.) позволил предположить, что модальный гаплотип-3 был «протомонгольским гаплотипом», унаследованным Чингисханом, а также его потомками и другими родственниками по отцовской линии. Внутри кластера обособляется подкластер λ (400±100 лет), специфичный для хазарейцев из разных стран.
Модальный гаплотип-4 формирует кластер δ, в который вошли в основном туркмены Афганистана, и Каракалпакии (для туркмен Ирана нет необходимых данных по гаплотипам). Возраст кластера — 1400±500 лет.
Эти результаты показывают, что три из четырех сигналов экспансии в Трансоксиане связаны с популяциями из Монголии.
Однако, столь успешная демическая экспансия не сопровождалась культурной - язык и религия менялись.
Хозяйственный уклад - хранитель генофонда
Для выяснения основных факторов, сформировавших структуру генофонда Трансоксианы, изучили генетические различия между популяциями методом AMOVA, комбинируя одни и те же популяции в одном случае – по принадлежности к тому или иному географическому ландшафту, а в другом случае – по их культуре (земледельцы или скотоводы).
Оказалось, что географический ландшафт Трансоксианы, несмотря на его контрастность (пустыни и плодородные бассейны рек, предгорья и низменности), не оказывает прямого влияния на генетический ландшафт.
Основную роль в структурировании генофонда играет хозяйственно-культурный тип: деление на земледельцев и кочевников-скотоводов.
Этот вывод подтвержден и тестом Мантеля, показавшим, что генетические расстояния между популяциями Трансоксианы, в отличие от большинства других регионов мира, слабо коррелируют с географическими расстояниями между ними.
Ученые выяснили, что язык, вера и культура могут с годами меняться, а образ жизни более устойчив.
Следы арабов
Более частная задача генетиков состояла в том, чтобы найти в генофонде Трансоксианы следы двух последних волн завоеваний — арабов и монголов.
По генеалогическим источникам и этнографическим данным можно предположить, что арабы оставили и генетический след в населении Трансоксианы: в VIII-IX веках они захватили регион и успешно обратили большинство его обитателей в ислам.
В традиционной казахской генеалогии считается, что родоплеменные группы кожа и сунак (кланы степного духовенства) происходят от близких родственников пророка Мухаммеда по мужской линии. Ученые проверили это предположение генетическими методами, но общего предка по «отцовским» линиям Y-хромосомы у этих кланов не оказалось.
Видимо, изначально генеалогия степного духовенства была основана не на биологическом родстве, а на духовном наследии от учителя ислама к его ученикам. Лишь позднее — с принятием ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде и ростом социального статуса кланов кожа и сунак — эта духовная цепочка стала сопровождаться биологическим родством.
Комментарии ()