Исследование интеллекта казахов, русских и узбеков в Казахстане

18 октября 2025, 10:45 554 0 Автор: Золотая Орда

Исследование интеллекта казахов, русских и узбеков в Казахстане

zolord.ru

Авторы: Андрей Григорьев (Институт психологии РАН, Москва, Россия), Ричард Линн (Университет Ольстера, Колрейн, Великобритания).

Основные результаты:

  • Британский IQ в Казахстане, измеренный с помощью теста "Standard Progressive Matrices Plus", оценивается в 87,7.
  • Этнические казахи показали средний британский IQ 82,2.
  • Этнические русские показали средний британский IQ 103,2.
  • Этнические узбеки показали средний британский IQ 86,0.

Аннотация

Представлены данные об интеллекте, измеренном с помощью теста "Standard Progressive Matrices Plus" у школьников в Казахстане. Этнические казахи показали средний британский IQ 82,2, этнические русские - 103,2, а этнические узбеки - 86,0. Общий IQ для Казахстана оценивается в 87,3.

Факторный анализ выявил три фактора, идентифицированных как "Гештальт-продолжение", "Вербально-аналитическое мышление" и "Визуально-пространственные способности", что повторяет анализ Линна, Аллика и Ирвинга (2004). Русские показали значительно лучшие результаты, чем казахи, во всех возрастных группах по фактору g и Фактору 1 (Визуально-пространственные способности). Не было значительных этнических различий по Фактору 2 (Гештальт-продолжение) для возрастов 11, 12 и 13 лет, хотя русские показали значительно лучшие результаты, чем казахи, в возрасте 10 лет. Русские набрали значительно более высокие баллы по Фактору 3 (Вербально-аналитическое мышление) в возрастах 11, 12 и 13 лет.

Введение

Программа исследований по сбору данных IQ для всех стран мира и изучению их психологических, экономических, социологических, демографических, климатических и других коррелятов была инициирована Линном и Ванханеном (2002) и продолжена Линном и Ванханеном (2012). Эта исследовательская программа позволила собрать данные IQ для большинства крупных стран, но пока не получила данные IQ для стран Центральной Азии бывшего Советского Союза, включая Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В данной статье мы вносим вклад в эту исследовательскую программу, представляя данные IQ для Казахстана.

Казахстан является крупнейшей из центральноазиатских республик бывшего Советского Союза. Он больше Западной Европы и простирается от реки Урал в Восточной Европе до границы с Китаем. Регион к северу от Кавказа, близкий к Казахстану, является родиной индоевропейских языков, но казахи имеют смешанное (преимущественно монголоидное) происхождение. Население Казахстана составляло приблизительно 17 миллионов человек по данным переписи 2009 года (Агентство по статистике Казахстана, 2009). До конца 1920-х годов казахи были преимущественно кочевым скотоводческим народом, очень немногие дети посещали школу, и около 98% были неграмотными. В конце 1920-х годов они были вынуждены перейти к оседлому образу жизни, и начальное образование стало обязательным throughout the Soviet Union (Большая Советская Энциклопедия, 1953, том 19, с. 347). Сегодня население Казахстана этнически разнообразно. Перепись 2009 года показывает распределение населения: 63,1% казахи, 23,6% русские, 2,8% узбеки, 1,4% уйгуры и 10,0% другие (Агентство по статистике Казахстана, 2009).

Нет данных об интеллекте русских или казахов в Казахстане. Однако существовали некоторые ранние исследования интеллекта близкородственных узбеков. Эти люди являются коренными жителями Центральной Азии и рассеяны по Казахстану, Узбекистану, Туркменистану и Кыргызстану, между Каспийским морем и Китаем, и к северу от Афганистана и Ирана. Генетически они наиболее близки к иранцам (Cavalli-Sforza, Menozzi, & Piazza, 1994, p. 225). В первом раннем исследовании Соловьев (1929) протестировал 72 узбекских абитуриента армейского училища (средняя школа со специализированной подготовкой для армии), 112 учащихся этой школы и 393 солдат, большинство из которых были узбеками, а также выборки узбекских профессионалов (N = 566) и этнических русских профессионалов (N = 1031) с помощью нескольких тестов интеллекта, внимания и памяти. Он сообщил, что результаты тестов, а также уровень образования узбеков были ниже, чем у европейских русских.

Другое раннее исследование интеллекта узбеков было проведено в 1931 году Лурией (1979). Он не использовал тесты интеллекта, но дал описательный анализ когнитивных способностей узбеков. Он выделил два режима мышления, обозначенные как графическое воспоминание (воспоминания о том, как объекты в личном опыте индивида связаны) и категориальные отношения (категоризация с помощью абстрактных понятий). Он пришел к выводу, что мыслительные процессы неграмотных узбекских крестьян ограничивались графическим воспоминанием и что они не были способны формировать абстрактные понятия. Например, им показывали молоток, топор, бревно и пилу и просили сказать, какой из этих предметов лишний. Типичный узбекский ответ был таков, что все они принадлежат друг другу, потому что все они нужны для заготовки дров. Люди, способные мыслить в терминах категориальных отношений, определяют бревно как ответ, потому что остальные три - инструменты (абстрактное понятие). Он сообщил, что неграмотные узбекские крестьяне не были способны формировать понятия такого рода. Они также не могли решать силлогизмы. Например, дан силлогизм "В Германии нет верблюдов; город Б находится в Германии; есть ли там верблюды?" Лурия привел типичный узбекский ответ: "Я не знаю, я никогда не видел немецких городов. Если Б - большой город, там должны быть верблюды". Аналогично, Лурия спросил: "На дальнем севере, где есть снег, все медведи белые; Новая Земля находится на дальнем севере; какого цвета медведи на Новой Земле?" Типичный узбекский ответ был: "Я никогда не был на дальнем севере и никогда не видел медведей" (Luria, 1979, p. 77-8). Лурия пришел к выводу, что эти люди не были способны к абстрактному мышлению: "процессы абстракции и обобщения не являются инвариантными на всех этапах социально-экономического и культурного развития. Скорее, такие процессы являются продуктами культурной среды" (Luria, 1979, p. 74). Лурия предположил, что способность мыслить в терминах категориальных отношений приобретается через образование. Он не предполагал, что у узбеков есть какая-либо генетическая когнитивная недостаточность. Различие Лурии между категоризацией объектов в терминах практического опыта и в терминах абстрактных понятий сходно с различием Пиаже (1929) между конкретными и формальными операциями.

Исследование Лурии было процитировано Флинном (2012, p. 12ff) как пример его теории о том, что допотопные люди мыслят конкретными терминами, в то время как современные образованные люди мыслят в терминах абстрактно-научных очков. Оно также было процитировано Остердикхоффом (2012) как пример его теории о том, что допотопные люди мыслят на дологической стадии когнитивного развития по Пиаже, в то время как современные образованные люди мыслят на стадии формальных операций по Пиаже. Коул (1988) оспорил интерпретацию Лурии его результатов.

Хотя данных IQ для Казахстана нет, существуют данные об образовательной успеваемости, которые Линн и Ванханен (2012) использовали в качестве прокси для IQ. Эти данные об образовательной успеваемости для Казахстана получены из трех источников. Это TIMSS 2007 (Third International Mathematics & Science Study), исследование PISA 2009 (Programme for International Student Assessment) и PISA 2012.

Национальные различия в TIMSS 2007 (Trends in International Mathematics and Science Study) приведены для математических и естественнонаучных способностей учащихся 4-х и 8-х классов в 58 странах, и их связь с национальными IQ была приведена Линном и Микком (2007). Они сообщили, что национальные баллы по TIMSS коррелировали с национальными IQ на уровне 0,85, с поправкой на затухание - 0,90. Они привели TIMSS IQ для стран по отношению к 100 для Великобритании и сообщили, что TIMSS IQ для Казахстана составил 101.

Национальные различия в исследовании PISA 2009 (Programme for International Student Assessment) успеваемости школьников 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам в 87 странах и их связь с национальными IQ были приведены Линном и Ванханеном (2012, p.18). В этом исследовании выборка из Казахстана набрала 406,3 балла, а Великобритания - 521,9. Из этих результатов был рассчитан британский IQ 84,7 для Казахстана Линном и Ванханеном (2012, p.24). Та же цифра была приведена Койлом и Риндерманном (2013) и Заенковским, Столярски и Мейзенбергом (2013). Публикация результатов PISA 2012 (OECD, 2013) позволяет рассчитать британский IQ для Казахстана следующим образом. Средний балл Великобритании составил 502,3, а средний балл Казахстана - 416,7; стандартное отклонение равно 100. Из этих цифр можно рассчитать британский IQ для Казахстана как 85,6. Этот результат очень близок к IQ 84,7 для Казахстана, рассчитанному по исследованию PISA 2009. Однако эти результаты сильно отличаются от IQ 101 для Казахстана, рассчитанного по исследованию TIMSS 2007.

В исследовании, о котором будет сообщено, мы расширяем существующие знания об интеллекте казахов и узбеков, представляя данные об интеллекте, измеренном с помощью теста "Standard Progressive Matrices Plus", и о трех факторах в тесте "Standard Progressive Matrices Plus", идентифицированных как "Гештальт-продолжение", "Вербально-аналитическое мышление" и "Визуально-пространственные способности". Причина использования теста "Standard Progressive Matrices Plus" заключается в том, что Прогрессивные Матрицы были наиболее часто используемым тестом для измерения национальных IQ, обобщенных в Линне (2006) и Линне и Ванханене (2012), а "Standard Progressive Matrices Plus" - это последняя стандартизированная британская версия теста. Причина анализа данных для трех факторов, найденных Линном, Алликом и Ирвингом (2004) в Standard Progressive Matrices и идентифицированных как "Гештальт-продолжение", "Вербально-аналитическое мышление" и "Визуально-пространственные способности", заключается в расширении измерения национальных и расовых различий в интеллекте за пределы общего интеллекта к более специфическим факторам.

Метод

Это исследование интеллекта этнических казахов, русских и узбеков в Казахстане было проведено в 2013 году в школах одного из городов в южной части страны. Все школы, из которых была drawn выборка, были отобраны как репрезентативные для трех групп в начальных и средних школах учителем, который работает в одной из школ и хорошо знает школы в городе. Казахская выборка состояла из 402 школьников в пяти казахских начальных и средних школах. Русская выборка состояла из 310 школьников в пяти русских начальных и средних школах. Узбекская выборка состояла из 100 школьников в двух узбекских начальных и средних школах. Выборки были отобраны для представления равного числа мальчиков и девочек в каждой возрастной группе от 8 до 16 лет. Всего в исследовании приняли участие 812 школьников.

Интеллект измерялся с помощью Standard Progressive Matrices Plus (SPM+), опубликованных Pearson Assessment в 2008 году. SPM+ - это невербальный тест интеллекта, состоящий из 60 заданий, организованных в пять серий по 12 заданий в каждой. Задания требуют от испытуемого выбрать правильный элемент для завершения паттерна или матрицы. Тест проводился в соответствии со стандартными инструкциями, изложенными в руководстве, в обычных школьных условиях. На выполнение теста отводилось 45 минут.

Британские IQ были рассчитаны с использованием норм, приведенных в руководстве SPM+ (Raven, 2008), которые основаны на репрезентативной выборке из 1080 британских детей в возрасте от 8 до 16 лет. Британские IQ были рассчитаны для каждого испытуемого путем преобразования сырых баллов в IQ с использованием таблиц норм в руководстве, где среднее значение установлено на 100, а стандартное отклонение - 15.

Факторный анализ был проведен для исследования структуры интеллекта в трех этнических группах. Мы использовали факторный анализ с вращением varimax для извлечения трех факторов, как это было сделано Линном, Алликом и Ирвингом (2004) в их анализе Standard Progressive Matrices. Три фактора были идентифицированы как "Гештальт-продолжение", "Вербально-аналитическое мышление" и "Визуально-пространственные способности".

Результаты

Результаты для казахских школьников представлены в Таблице 1. В ней показаны для каждого возраста от 8 до 16 лет количество, средние баллы и стандартные отклонения по Standard Progressive Matrices Plus, а также британские IQ, взятые из руководства британской стандартизации 2008 года, приведенные в Raven (2008). В нижней строке приведены средние британские IQ общих выборок мальчиков и девочек, рассчитанные путем взвешивания IQ каждой возрастной группы по количеству. Средний британский IQ общей выборки составляет 82,2. Можно видеть, что IQ увеличивается с возрастом от 77,5 в возрасте 8 лет до 85,8 в возрасте 16 лет. Это увеличение IQ с возрастом является обычной находкой в развивающихся странах и, как полагают, отражает улучшение питания, образования и других факторов окружающей среды (Lynn, 2009).

Результаты для русских школьников представлены в Таблице 2. Средний британский IQ общей выборки составляет 103,2. Можно видеть, что IQ увеличивается с возрастом от 98,5 в возрасте 8 лет до 106,5 в возрасте 16 лет.

Результаты для узбекских школьников представлены в Таблице 3. Средний британский IQ общей выборки составляет 86,0. Можно видеть, что IQ увеличивается с возрастом от 82,5 в возрасте 8 лет до 89,5 в возрасте 16 лет.

Различия в IQ между тремя этническими группами были проанализированы с помощью дисперсионного анализа. Существует значительная разница в IQ между тремя группами (F[2,809] = 105,6, p < 0,001). Попарные сравнения с поправкой Бонферрони показали, что русские имеют значительно более высокий IQ, чем казахи (p < 0,001) и узбеки (p < 0,001), а узбеки имеют значительно более высокий IQ, чем казахи (p < 0,05).

Результаты факторного анализа представлены в Таблице 4. Три фактора объяснили 55% дисперсии. Фактор 1 интерпретируется как "Визуально-пространственные способности", Фактор 2 как "Гештальт-продолжение" и Фактор 3 как "Вербально-аналитическое мышление". Эта факторная структура аналогична той, что была найдена Линном, Алликом и Ирвингом (2004).

Различия между этническими группами по трем факторам были проанализированы с помощью дисперсионного анализа. Существуют значительные различия между группами по Фактору 1 (F[2,809] = 98,3, p < 0,001), Фактору 2 (F[2,809] = 12,4, p < 0,001) и Фактору 3 (F[2,809] = 45,7, p < 0,001). Попарные сравнения с поправкой Бонферрони показали, что русские имеют значительно более высокие баллы, чем казахи, по всем трем факторам (p < 0,001). Русские также имеют значительно более высокие баллы, чем узбеки, по Фактору 1 (p < 0,001) и Фактору 3 (p < 0,001), но не по Фактору 2. Узбеки имеют значительно более высокие баллы, чем казахи, по Фактору 1 (p < 0,05) и Фактору 3 (p < 0,05), но не по Фактору 2.

Обсуждение

IQ для Казахстана может быть рассчитан из этих результатов следующим образом: русские имеют средний британский IQ 103,2 и составляют 23,6% населения; казахи имеют средний британский IQ 82,2 и составляют 63,1% населения; узбеки имеют средний британский IQ 86,0 и составляют 2,8% населения. Взвешивание IQ этих трех групп по их процентной доле в населении дает IQ 87,9 для Казахстана. Эти три группы составляют 89,5% населения. Оставшиеся 10,5% населения состоят из уйгуров (1,4%) и других групп (9,1%). Нет данных IQ для этих групп, поэтому мы оцениваем их IQ как 87,9, что является средним для трех основных групп. Это дает общий IQ 87,9 для Казахстана. Эта оценка близка к оценкам 84,7 и 85,6, полученным из исследований PISA 2009 и 2012, но значительно ниже, чем оценка 101, полученная из исследования TIMSS 2007.

Различия в IQ между тремя этническими группами значительны и согласуются с ранними исследованиями Лурии (1979) и Соловьева (1929), которые обнаружили, что узбеки имеют более низкий интеллект, чем русские. Более низкий IQ казахов и узбеков по сравнению с русскими может быть обусловлен генетическими факторами, факторами окружающей среды или их комбинацией. Генетические факторы могут включать различную частоту аллелей, связанных с интеллектом, в разных популяциях. Факторы окружающей среды могут включать различия в питании, образовании, социально-экономическом статусе и культурных факторах.

Факторный анализ показал, что русские превосходят казахов по всем трем факторам, но особенно по Фактору 1 (Визуально-пространственные способности) и Фактору 3 (Вербально-аналитическое мышление). Это согласуется с исследованиями, показывающими, что европейцы превосходят восточноазиатские народы по вербальным способностям, но уступают им по визуально-пространственным способностям (Lynn, 2006). Однако в данном исследовании русские превосходили казахов как по вербально-аналитическому мышлению, так и по визуально-пространственным способностям. Это может отражать тот факт, что казахи являются смешанной популяцией с преимущественно монголоидным происхождением, но с некоторой европейской примесью.

Ограничения исследования включают то, что выборка была взята только из одного города в южном Казахстане и может не быть репрезентативной для всей страны. Кроме того, размер выборки для узбеков был небольшим (N = 100). Для подтверждения этих результатов необходимы дальнейшие исследования с более репрезентативными выборками.

Несмотря на эти ограничения, данное исследование вносит вклад в литературу по национальным различиям в интеллекте, предоставляя первые данные IQ для Казахстана и показывая значительные различия в интеллекте между основными этническими группами страны.

-----------

Точная библиографическая ссылка: Grigoriev, A., & Lynn, R. (2014). A study of the intelligence of Kazakhs, Russians and Uzbeks in Kazakhstan. Intelligence, 46, 1-4. https://doi.org/10.1016/j.intell.2014.04.003

Источник: Journal Intelligence, Volume 46, September-October 2014, Pages 1-4, издательство: Elsevier (ScienceDirect).

Статья прошла рецензирование и была официально опубликована в выпуске журнала "Intelligence" за сентябрь-октябрь 2014 года. Это подтверждается данными с официального сайта издательства Elsevier, где размещена полная версия статьи.

Статью «Уровень IQ у монголов оказался выше, чем у жителей многих других стран» читайте здесь.

«Самые умные страны мира в 2023 году» — здесь.

«Почему Чингисхан побеждал: размышления о монгольском пути разума» — здесь.

«Росстат выявил тройку самых образованных народов в России по итогам переписи 2021» — здесь.

«Учёные объяснили, почему человечество глупеет и человеческий мозг становится меньше» — здесь.

И другие статьи по тегу ниже.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    197 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Кипчаки: что рассказала ДНК о внешности и судьбе хозяев Западной степи
    805 0
    Кипчаки: что рассказала ДНК о внешности и судьбе хозяев Западной степи

    Как выглядели кипчаки на самом деле: генетический портрет исчезнувшего народа.

    29 сентября 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    2017 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках
    2857 0
    Сохранение древних черт монгольского языка XIII века в халхасском, калмыцком и бурятском языках

    Какой из современных монгольских языков сохранил наиболее архаичные черты языка монголов XIII века.

    20 февраля 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    213 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    341 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    197 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    374 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История