Учёные исследовали Y-хромосомный генофонд трёх нанайских родов
07 ноября 2021, 13:40 3988 1
Нанайцы – наиболее многочисленный коренной этнос Приамурья
Нанайцы – наиболее многочисленный коренной этнос Приамурья, современная численность которого в РФ составляет около 12,2 тыс. человек. Устаревшее название — гольды.
В 1860 году в соответствии с Пекинским договором нанайцы оказались разделёнными российско-китайской границей; в Китае осталось около 5 тыс. нанайцев.
Предполагается, что в формировании нанайцев приняли участие племена, говорившие на тунгусских, маньчжурских, палеосибирских, айнских и тюркских языках. Такое многообразие корней привело к тому, что локальные и родовые группы нанайцев различаются по культуре и языку. По мнению Л.Я. Штернбера, нанайцы – это «конгломерат родов самого различного происхождения».
К концу XIX в. преобладала малая семья. Полигамные семьи встречались до 1950–1960-х гг. Нанайское селение представляло собой соседскую общину. Родовое деление присутствовало, но в селении жили представители разных родов. Семьи же одного рода могли жить в сотнях километров друг от друга. Малочисленные роды объединялись в родовые союзы, включая иногда роды удэгейцев, орочей.
По особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектов и брачных связей этнографы выделяют четыре субэтноса нанайцев: верховые, низовые, горинские и озёрные.
В конце XIX века было зафиксировано четыре крупнейших нанайских рода: Бельды, Самар, Киле и Ходжер.
Клан бельды – самый большой у нанайцев — насчитывал к концу XIX в. около тысячи человек и включал 47 родов (самые крупные из них– актанко и перменко). Представители клана бельды встречаются и у других амурских народов – орочей и ульчей. Этнографы и историки предполагают, клан бельды сформировался на основе трех компонентов: автохтонного, тунгусоязычного и приморского (включая айнов).
Клан самар – второй по численности среди нанайцев – насчитывал к концу XIX в. около 400 человек. Этнографы ведут их происхождение от тунгусоязычных популяций Забайкалья, ассимилировавших аборигенное население левого притока Амура (р. Горин) и прилегающих земель.
Род киле сейчас находится на третьем месте по численности. Среди нанайцев род Киле выделяется по нескольким признакам: их язык, оставаясь особым диалектом нанайского языка, по фонетике, морфологии и лексике сближается с эвенкийским; в хозяйственно-культурном облике Киле преобладание охоты над рыболовством также сближает их с эвенками. Предания нанайцев рассказывают о роде Киле как о совокупности нескольких родов, потомков эвенков. Род Киле на его историческом ареале входил в субэтносы низовых и озёрных нанайцев. Сейчас ареал Киле значительно сузился: «низовая» группа проживает на реке Кур, а «озёрная» группа — на озере Болонь, остальные территориальные группы уже практически исчезли. На сегодня в род Киле входят три подрода: Юкэминкэ, Удинка и Донкан.
Исторический и современный ареалы нанайского рода Киле.
Учёными лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра г. Москва исследован Y-хромосомный генофонд трёх нанайских родов: бельды, самар и киле. Образцы их ДНК были генотипированы по SNP маркерам Y-хромосомы. Результаты работы опубликованы в журналах "Генетика" и "Вестник Московского университета".
Клан бельды
В ходе экспедиционного обследования было собрано 70 образцов венозной крови из разных родов клана бельды. Выделенную ДНК генотипировали по панели из 64 SNP маркеров и по 17 STR маркерам Y-хромосомы.
Анализ Y-хромосомного генофонда бельды показал, что на 98% он состоит из вариантов трёх гаплогрупп: N3, C2 и О. Самая частая «североевразийская» гаплогруппа N3 (39%) представлена в основном специфичной для популяций Приамурья субветвью N3a6 (36%); другие субветви – N3a2, характерная для Северо-Восточной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, и восточноевропейская N3a3 – представлены единичными носителями. «Восточноевразийская» гаплогруппа С2 (37%) представлена четырьмя субветвями варианта С2b1a, характерного для коренных народов Сибири и Дальнего Востока. «Восточноазиатская» О (22%) представлена в основном субветвью О1 (12%) и единичными носителями других субветвей.
Клан самар
У разных родов клана самар было отобрано 38 образцов венозной крови.
В генетическом портрете самар преобладает приамурская субветвь N3a6 — 84%. Остальные 16% их генофонда представлены единичными носителями гаплогрупп О1b, С2b1a и J2a1a.
Хотя по данным этнографии кланы бельды и самар не имеют общих корней, однако их генетические портреты оказались сходными: в их генофондах преобладает приамурская гаплогруппа N3a6 и на генетическую близость указывает небольшое генетическое расстояние между ними (d = 0.11). При этом оба клана находятся на значительном генетическом расстоянии от остальных изученных авторами народов Приамурья, даже от ульчей и негидальцев, этнические ареалы которых пересекаются с нанайцами.
По STR гаплотипам наиболее частой гаплогруппы N3a6 исследователи построили филогенетическую сеть, которая выявила удивительную картину: каждый из кланов образовал свои собственные генетические кластеры, причем со 100%-ной специфичностью: ни один из представителей бельды и самар не попал в «чужой» кластер.
Филогенетическая сеть STR гаплотипов гаплогруппы N3a; родовая принадлежность индивидов обозначена цветом, указанном в легенде.
Таким образом, хотя в генофондах обоих кланов бельды и самар преобладает одна и та же гаплогруппа (N3a6), но гаплотипы в её пределах у бельды и самар совершенно различны. На основе этого авторы выдвинули гипотезу о двух независимых путях миграции носителей гаплогруппы N3a, сформировавших два самых крупных клана нанайцев. Причём по времени эти миграции были разделены: возраст γ-кластера клана самар (1400 ±500 лет) почти вдвое превышает возраст α-кластера бельды (800 ± 500 лет). На то, что клан самар более древний, чем бельды, указывает и более высокое гаплотипическое разнообразие вариантов N3a у самар.
В целом полученные результаты указывают, что генофонды кланов бельды и самар во многом сходны, но это сходство сформировалось очень давно (некоторые данные указывают, что более 2000 лет назад) и не может прослеживаться методами этнографии, пишут авторы. Миграции носителей «североевразийской» гаплогруппы N3а, во многом определившие генофонды кланов самар и бельды, были разделены как в пространстве, так и во времени.
Род киле
У представителей рода киле было исследовано 45 образцов венозной крови. Эта выборка охватила 14 населённых пунктов 7 районов Хабаровского края. В выборку включены мужчины, предки которых на протяжении не менее чем 3-х поколений относили себя к данному роду и данному этносу.
Генетический портрет Киле, нарисованный крупными штрихами – крупными гаплогруппами, выглядит гомогенным: 84% принадлежат к гаплогруппе С, 9% — к гаплогруппе N, 7% — к гаплогруппе O3.
Гаплогруппа С представлена четырьмя ветвями, причем почти три четверти мужчин из рода Киле относятся к ветви C-M48, широко распространённой в Северной и Центральной Азии. Но столь высокой частоты – более половины генофонда – гаплогруппа C-M48 достигает только у эвенов (78%), у некоторых групп казахов (64-76%) и у эвенков (53-60%). Вместе с тем, у нанайцев в целом частота гаплогруппы C-M48 в четыре раза ниже (в среднем 18%). У нанайцев преобладает другая гаплогруппа N3a6-B479, но у Киле эта гаплогруппа редка (6%). Таким образом, Y-хромосомный портрет Киле резко отличается от общего портрета нанайцев за счёт преобладания гаплогруппы C-M48.
На следующем этапе авторы провели детальный анализ субветвей гаплогруппы C-M48 у народов Дальнего Востока. Оказалось, что основная часть представителей Киле относится к субветви С-Z40445 (67%), и лишь единичные – к субветвям С-B470 и C-B80. Доминирующая у Киле субветвь С-Z40445 у нанайцев в целом встречается в шесть раз реже. В пределах рода Киле представители подрода Донкан проявили генетическое своеобразие. Один из них оказался носителем редкой у Киле гаплогруппы N3a6-B479, а трое остальных – носителями таких линий гаплогруппы С, которые не встречены в остальных подродах Киле. Такое своеобразие может указывать на особую генетическую историю Донкан, отличную от основной группы Киле.
Генетические расстояния от Киле до 20 народов Сибири и Дальнего Востока
Авторы проанализировали генетическое сходство Киле с другими популяциями Дальнего Востока. При этом панель SNP маркеров пришлось сократить до 30, так как немногие из популяций были изучены по такой же широкой панели маркеров, как нанайцы. Подсчитали генетические расстояния от рода Киле до 20 народов Сибири и Дальнего Востока и построили график многомерного шкалирования. На графике образовались три кластера, условно названные «нанайский», «эвенкийский» и «охотский».
График многомерного шкалирования и матрица генетических расстояний от рода Киле до популяций коренного населения Дальнего Востока.
Все четыре субэтноса нанайцев вошли в «нанайский» кластер, но генофонд рода Киле оказался в другом кластере – «эвенкийском», объединившись с эвенами и эвенками Приамурья и Забайкалья. Генетические расстояния от Киле до эвенов и эвенков на один-два порядка меньше, чем до нанайских субэтносов. Причём наблюдается отрицательная корреляция: чем больше доля Киле в субэтносе, тем меньше генетическое расстояние от Киле до этого субэтноса. Более того, третий «охотский» кластер, включивший ульчей, коряков, нивхов и негидальцев, оказался по генетическим расстояниям в шесть раз ближе к Киле, чем «нанайский» кластер. Получается, что род Киле не просто своеобразен, но генетически близок, в первую очередь к эвенам и эвенкам, а также к другим этносам Охотского побережья, но не к нанайцам.
Эту особенность иллюстрирует карта генетических расстояний. На карте видно, что все популяции восточных эвенков от Забайкалья до низовий Амура генетически близки к Киле. Также близки к Киле и обе популяции эвенов – и материковая, и на побережье Охотского моря (данные коллектива авторов, в которых объединены популяции охотских и популяции камчатских эвенов). Почти так же, как эвены, генетически близки к Киле три других популяции коренного населения бассейна Амура – ульчи, амурские нивхи и негидальцы.
Карта генетических расстояний от Киле до популяций коренного населения Дальнего Востока и Центральной Азии.
Особенности происхождения нанайцев Киле
Для уточнения переплетений генетической истории разных этносов был проведён дополнительный анализ линий внутри субгаплогруппы С-Z40445 – одной из наиболее частых линий у Киле. В пределах субгаплогруппы изучены три её ветви: B (B470), F (F13686) и Z (Z40445x(B470, F13686), при этом ветви B и F – это в прямом смысле ветви, а вариант Z — сборный, включающий все прочие ветви внутри гаплогруппы С-Z40445, в том числе ещё не описанные. Оказалось, что ветвь Z преобладает у рода Киле, составляя две трети его генофонда, ещё выше его частота у эвенов (74%), у ульчей она составлет 21%, у негидальцев 14%. Но в обеих группах эвенков – и Забайкалья, и Приамурья, эта ветвь практически отсутствует. Ветвь F демонстрирует почти обратную картину – с высокими частотами она обнаружена в обеих группах эвенков, составляя половину их генофонда (в Забайкалье 50%, в Приамурье 45%). Но и у Киле, и у эвенов эта ветвь полностью отсутствует, хотя встречается у других народов Приамурья (нанайцы, негидальцы, нивхи) и Центральной Азии (монголы, казахи). Что касается ветви В, то у эвенков она отсутствует, в то время как у Киле и в других изученных популяциях Приамурья присутствует, хотя и с низкими частотами (1-10%).
Доли трёх ветвей субгаплогруппы C-Z40445 в генофондах Киле и популяций коренных народов Дальнего Востока.
Таким образом, и по спектру гаплогрупп Y-хромосомы, и по генетическим расстояниям род Киле резко отличается как от обобщенной выборки нанайцев, так и от каждого из субэтносов (верховых, низовых, горинских и озерных). Такая картина говорит в пользу гипотезы значительного эвено-эвенкийского пласта в генофонде рода Киле. Но уточнённый анализ, проведённый в пределах субгаплогруппы С-Z40445, составляющей две трети генофонда Киле, показал высокую долю ветви Z у Киле и эвенов и практически отсутствие её у эвенков, как Приамурья, так и Забайкалья. Этот факт говорит против гипотезы происхождения нанайцев Киле от эвенков, но подтверждает их генетическую близость к эвенам.
По совокупности полученных данных авторы выдвигают гипотезу, что восточные эвенки, представленные в анализе популяциями от Забайкалья до побережья Охотского моря, не участвовали в формировании рода Киле. Можно предположить, что Киле являются потомками не эвенков, а древней протопопуляции, существовавшей до разделения эвенов, Киле и эвенков, причем только Киле и эвены сохранили в своем генофонде субветвь гаплогруппы С-Z40445x(B470, F13686).
Источник:
- Богунов Ю.В., Жабагин М.К., Богунова А.А., Каменщикова Е.Н., Мальцева О.В., Беленикин М.С., Короткова Н.А., Дамба Л.Д., Юсупов Ю.М., Янковский Н.К., Балановский О.П., Балановская Е.В. Генофонд коренных народов Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения нанайских родов (бельды и самар) // Генетика. 2018. Т.54. Приложение. с. S99–S102. DOI: 10.1134/S0016675818130052.
- Балановская Е.В., Агджоян А.Т., Богунов Ю.В., Богунова А.А., Каменщикова Е.Н., Кагазежева Ж.А., Чернышенко Д.Н., Пылёв В.Ю., Жабагин М.К., Балановский О.П. Генетические переплетения тунгусоязычных народов Дальнего Востока: эвены, эвенки, нанайцы // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология, 2020, N 2, С.113-125. DOI: 10.32521/2074-8132.2020.2.113-125.
Комментарии ()