Влияние Золотой Орды на Русь

27 декабря 2021, 20:15 3278 1 Автор: Золотая Орда

Влияние Золотой Орды на Русь

Русь несколько веков находилась в Монголосфере, которая охватывала Китай и Ближний Восток.

Одним из наиболее главных утверждений русских евразийцев считается тезис о преемственности между Россией и Золотой Ордой – государством монголо-татар, существовавшим в Евразии с XIII по XVI век. Об этом говорили даже их противники — историки-западники XIX века такие как Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, которые и создали миф об исключительно европейском характере русской культуры.

По Карамзину, именно подчинение монголам превратило русских князей в раздробленной конфедерации удельной Руси в самодержавных владык.

«Князья, смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными властителями… Одним словом, рождалось самодержавие», – писал он и добавлял: «Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменою Государственного Устава её она гибла и должна была погибнуть».

В течение почти 3-х столетий русские княжества входили в состав сначала Монгольской империи, а потом Улуса Джучи (Золотой Орды). В этом периоде были не только «чёрные страницы истории» (войны, разрушения, плен, смерти), но и культурный обмен, втягивание Руси в Монголосферу, которая охватывала Китай и Ближний Восток. Эти регионы в средневековье гораздо больше заслуживали звания высокой цивилизации, чем запад того времени с городами Лондон и Париж – «деревеньками» по сравнению с великолепными Хан-Балыком и Багдадом.

Так что же русские, русская культура и российское государство переняли от Золотой Орды?

Россия – геополитическая наследница Монгольской империи и Орды

Прежде всего, неоспоримо, что Московская Русь, Российская империя, СССР и современная Россия – геополитические наследники Монгольской империи и Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Двуглавый орёл - геральдический символ государства Российского. Ему 530 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог.

В правление Василия III распалась Золотая Орда и образовалось Московское княжество (Русское государство), в которое помимо самого Московского княжества вошли Рязань, Смоленск, Псков.

Как справедливо замечали Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, московские цари, начиная с Ивана Грозного, стали собирать земли бывшей Золотой Орды. Трубецкой даже эпатажно заявлял: в XVI веке ханская ставка переехала из Сарая в Москву.

Влияние Золотой Орды на Русь

В Золотой Орде двуглавый орёл встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века

Действительно, московские цари присоединили где военным путём, а где и мирно к России Казань, Астрахань, Башкирию, Сибирь, а всё это – бывшие ордынские улусы. Екатерина присоединила Крымское ханство, при Александре Первом в состав России вошли казахи (Синяя Орда), Николай Первый вёл войны на Кавказе, как ранее вели такие же войны и там же ордынские ханы и темники, а Александр Третий присоединил Среднюю Азию, входившую ранее в Улус Джучи. Затем с 1919, когда красная Россия стала федераций благодаря вхождению в неё Башкирской республики, собирателями ордынских земель выступили Ленин и Сталин (Сталин вёл военную операцию в Средней Азии до середины 1930-х). Ельцин – разрушитель СССР, всё же не дал отпасть от РФ Татарии, Башкирии и Кавказу – древним ордынским землям, а Путин в 2014 году вернул в состав России Крым – некогда территорию Крымского ханства, и ещё в 2001 году был создан ЕАЭС, куда входят Казахстан и Киргизия, сегодня уже открыто объявляющие себя наследниками Орды.

Иначе говоря, 5 веков российской истории заставляет русских самодержцев примерять шапку Мономаха, которая, как доказал историк Г.В. Вернадский, на самом деле пришла не из Византии, а досталась Ивану Третьему от ордынского хана Узбека, дочь которого (в крещении Агафья) вышла замуж за князя Юрия Даниловича, брата Калиты.

Политическая преемственность

Но кроме геополитической, есть и политическая преемственность. Русская политическая традиция начинается с Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Безусловно, специфика российской политической парадигмы – сильная единоличная, самодержавная власть, будь то царя, императора, генсека, президента. Традицию эту обычно отсчитывают с XVI века, с Ивана Грозного, который объявил себя первым русским царём (царём всея Руси). Но, строго говоря, русские летописи сообщают о царях ещё задолго до Ивана, царями там называются ханы Золотой Орды: Бату, Сартак, Озбэг (Узбек) и т.д.

Собственно, Карамзин был прав, говоря о влиянии Орды на формирование русского самодержавия. Можно сказать больше. Западные путешественники эпохи Грозного (например, Герберштейн) открыто указывали на сходство дворцового и дипломатического этикета русского царя с восточными аналогами. Великолепие дворца, обычай вставать на колени перед царём, касаясь лбом пола (отсюда выражение «челобитная»), отсутствие царицы во дворце во время приёмов, передвижение её в закрытом экипаже, пышность царских выездов, обычай дарить «шубу с царского плеча» – всё это для послов с Запада было экзотикой и напоминало им обычаи не европейских дворов, а дворов восточных владык. Тем более и сам Грозный не скрывал этого, называя себя, подобно хану Орды, «Белым царём» (так он, например, обращался к башкирам), а ногайцы вообще обращались к Грозному: «Великаго Чингиз – царев прямой род счастливой государь еси».

Влияние Золотой Орды на Русь

Вплоть до XVII века на царских приемах в Московском кремле перед царём лежали три короны – Московская, Казанская и Астраханская, а позади его трона стояли татарские царевичи, символизируя связь Рюриковичей и Чингисидов.

Само русское престолонаследие было почерпнуто русскими князьями с принципа властенаследия Чингисидов по крови. Кньзья видели, что только чингисиды наследовали высшую власть в улусах, и только их потомки носили родовой титул Чингисидов.

Судебная система Московской Руси также восходила к Ясе Чингисхана (хотя, конечно, затем была переработана и обоснована православным богословием). Вплоть до XVII века судей на Руси называли «ярыга» (от монгольского названия судьи – жарга). До XVIII века московские цари и даже первые русские императоры вели переписку с мусульманскими государями в протокольных традициях Золотой Орды. Причём на грамотах к восточным владыкам был изображен не двуглавый орёл, а ордынский знак – тугра.

Благожелательное отношение к другим народам

Задолго до евразийцев А.Ф. Рихтер писал, что русские переняли у ордынцев благожелательное отношение к другим народам, к их религиям, невмешательство в их дела.

Джувейни сообщает, что:

«Поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу».

В изложении Ясы от Макризи отмечается, что:

«Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».

Орда покровительствовала всем религиям, которые исповедовались на её территории. При дворе ханов Орды (в русских летописях они именуются на византийский манер – царями) находили приют христианские, мусульманские и буддистские богословы и философы. Вопреки распространённому заблуждению, изображающему «монголо-татар» мусульманами, а их государство исламским, Орда была многоконфессиональным государством, сами же монголы до XIV века оставались язычниками-тэнгэрианцами.

Влияние Золотой Орды на Русь

Пока к власти в России не пришёл Пётр и не начал копировать западные порядки, татары и башкиры свободно исповедовали ислам (причём не только в Казани, но и в Касимове), а во дворце русского царя, как выразился П.Н. Савицкий, «звучала татарская речь». Н.С. Трубецкой считал, что и идеократичность российских государств, от православной идеократии Грозного до коммунистической идеократии Ленина и Сталина, тоже оттуда, из империи Чингиса с её культом идеологии «людей длинной воли».

Золотая Орда была интернациональным государством, которое было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда ещё неписаного, права.

Логистика

Но это далеко не все заимствования. Высокая эффективность управления провинциями в Монгольской империи и Золотой Орде обеспечивалась удивительным изобретением монголов, которое потом переняли и русские под названием «ямская служба». Эта была система конно-почтовых станций (ям, зам – по монг. дорога), располагавшихся на расстоянии, которое лошадь может преодолеть не уставая.

Влияние Золотой Орды на Русь

Гонец мог найти на каждой такой станции свежих лошадей, еду и продолжить свой путь, оставив своих лошадей отдыхать. Некое подобие такой системы Чингисхан обнаружил у китайцев после завоевания их империи, но моголы значительно усовершенствовали её, и уже при хане Угэдэе 37 станций было построено между столицей и Северным Китаем. Европейцы восхищались этой системой и подчеркивали её удобство и возможность перевозить сообщения и грузы с невиданной по тем временам скоростью.

Марко Поло, который посетил Монгольскую империю при хане Хубилае, писал:

«По какой бы дороге не выехал из Канбалу (Ханбалык, Пекин) гонец великого хана, через 25 миль (около 40 км) он приезжает на станцию, по-ихнему – «зам»…; на каждой станции большой, прекрасный дом… Богатые постели с роскошными шёлковыми одеялами в этих постоялых дворах; всё, что нужно гонцу, там есть; и царю пристать тут хорошо… По всем главным областным дорогам через 22 мили, а где через 30, есть станции; на каждой станции от 300 до 400 лошадей всегда наготове для гонцов; тут же дворцы, где гонцы пристают. Вот так-то ездят по всем областям и царствам великого хана… Великий хан таким-то образом… в одни сутки получает вести из-за 10 дней пути».

После завоевания русских княжеств Батыем монголы построили такие же «ямы» и на Руси, а после падения ордынского владычества русские и сами стали строить ямские станции вдоль дорог своего все расширявшегося царства, оценив наследие монголов.

При Иване Третьем ямская система приобрела государственное значение. В XVI веке был даже создан особый Ямской приказ, а в XVII веке ямские станции покрыли все царство, включая Сибирь и земли Украины и Белоруссии.

Интересно, что на Руси сохранилось и установленное монголами расстояние между станциями – 40 вёрст, сохранились и слова «ям», «ямской», «ямщик» (происходящие от монг. «замчи» – конный гонец). Ямская служба просуществовала в России вплоть до появления железных дорог, то есть до конца XIX века. Вокруг ямов образовывались селенья, память о них хранит современная российская топонимика (Ям – городской округ Домодедово, Ям и Гаврилов-Ям в Ярославской области, Ям-Тесово в Ленинградской области) и даже языки народов, входивших в Российскую империю (в эстонском языке до сих пор станция называется jaam). Некоторые современные российские дороги представляют собой бывшие «государевы ямские дороги», по которым ямщики доставляли царские указы в отдалённые уголки империи. Такова, например, трасса М-10 (федеральная автомобильная дорога Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург), многие населённые пункты которой выросли из ямских слобод.

Ямская служба оставила глубокий отпечаток в русской культуре: образ ямщика имеется во многих классических произведениях русской литературы (от Пушкина до Толстого), писатели и поэты подчёркивали тоскливый, монотонный характер песен ямщиков, что сближает их с протяжными степными монгольскими песнями.

Финансы

В Золотой Орде была также настолько совершенная для своего времени финансовая система, что она тоже была отчасти перенята Москвой. Кстати, множество терминов, связанных с финансами, в русском языке имеют монгольское происхождение, включая само слово «деньги». Валюта Улуса Джучи называлась «данг» от монгольского тугрик, тухэриг (круглая монета).

Влияние Золотой Орды на Русь

В Казахстане и сегодня валюта называется «тенге». Долгое время в России имел хождение алтын, значение этого слова понятно любому, ибо «алтын» по-монгольски – «золото, золотой».

Строго говоря, до вхождения в Орду жители русских княжеств севера Евразии не пользовались монетами (нумизматы говорят о «безмонетном периоде» с XI по XIII век). Роль денег выполняли серебряные слитки (отсюда слово «рубль» – от «рубить, отрубать»).

Монголы же приучили русичей к дани (налогам) в денежной форме. В домонгольский период русские князья чаще всего взымали дань «натурой» (продуктами, шкурами). Для сбора налогов монголы создали налоговые округа («тьмы») и проводили переписи.

Влияние Золотой Орды на Русь

Слово таможня также происходит от монгольского слова «тамга» – родовой печати кочевников. Очевидно, его использовали, чтобы помечать товары, которые купцы привозили из других стран. Как видим, первые таможни на Руси также учредили монголы.

Финансово-фискальная система монголов была так чётко отлажена, что князь Дмитрий Донской, завоевав в 1377 г. волжских булгар, просто взял и в город Булгар послал русских чиновников со штатом писцов, как монголы отправляли на Русь баскаков. Впоследствии налоговую службу на манер ордынской учредил во всём царстве Иван Грозный.

В завершение рассказа об экономике заметим: до монголов русские князья были правителями, но не владельцами земель, кроме своей вотчины. Войдя в Орду, русские с удивлением узнали, что Великий Хан – и правитель, и владелец всей земли в государстве, и он дарует право своим подданным владеть или пользоваться участками земли. Через 3 столетия, когда Иван Грозный провозгласил себя царём всея Руси, он так же заявил о своем праве на все земли, и вотчинные, и поместные.

Военное дело

Обратимся теперь к влиянию Орды на военное дело Руси. До монгольского нашествия войско русичей не имело централизованного управления. Все вопросы решал совет князей, где иногда разгорались жаркие споры, ведь одни князья не желали подчиняться другим. Ядром войска была княжеская дружина, и князь со своею дружиной стремился в гущу боя, на передний край. Лошади были дороги и редки, кавалерии почти не было (на конях были только князь и его приближенные). Дружинники были вооружены длинными мечами (на европейский манер), и вообще в ведении войны многое сохранялось от варягов – предков Рюриковичей.

При встрече с войсками Батыя русичи убедились в несовершенстве такого войска. Монгольская армия управлялась ханом (нойоном), который вообще не принимал участия в сражении. Он отдавал приказы темникам, которые стояли в тылу и управляли боевыми подразделениями издали, их приказы передавались при помощи сигнальных костров и барабанов.

Влияние Золотой Орды на Русь

Невыполнение приказа влекло за собой казнь командира и каждого десятого в подразделении. Решающую роль в бою играла кавалерия, всадники были вооружены кривыми монгольскими саблями.

Весь период ордынского владычества русские князья были вынуждены участвовать в военных экспедициях монголов, и так они переняли монгольское военное искусство и в последствии их же им и победили.

Если мы обратимся к войску Дмитрия Донского, то увидим, что оно было уже мало похоже на древнерусскую рать. Оно было разделено на полки (в том числе и знаменитый засадный полк, ударявший по приказу), его основа – поместная конница, которая, по замечанию Герберштейна, была похожа на монгольскую кавалерию. Вооружены русичи были уже кривыми саблями, а не мечами, да и их шлёмы больше напоминали остроконечные монгольские. Впереди конницы, на линии боя располагались лучники, чьи луки были родными братьями монгольских, бивших не на 100 метров, как европейские, а на 200 и пробивавших доспехи. Даже ободряющий клич русских ратников был «Ура»!» (от монгольского «урагша!» – вперёд!).

Дмитрий Донской победил Мамая, потому что его войско копировало войско Батыя, а войско Мамая потерпело поражение, потому что превратилось в разрозненные разбойничьи отряды. К тому времени, как отмечал историк Омари, в улусе Джучиевом внуки и правнуки мудрых монгольских ханов растворились в кыпчаках и пропала былая дисциплина, Орда пришла в упадок.

Позднее в русских войсках появятся казачьи соединения, сильнейшим образом напоминающие монгольскую кавалерию. Их метод боя, «казачья лава», не что иное, как «монгольская лава» (облавная охота). В последний раз «казачья лава» была применена во время Великой Отечественной войны. Так, в 1942 году близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Николая Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий на три дня задержал наступление дивизии «Эдельвейс» и войск СС. Гитлеровцы был в ужасе. Каждая сабельная атака казаков уносила жизни от 4 до 6 тысяч немцев и итальянцев. Вряд ли европейцы знали, что русские казаки применяют против них монгольскую технику боя.

Влияние Золотой Орды на Русь

Язык, культура, быт

Закончить этот рассказ о влиянии Орды на Русь можно обращением к языку, культуре, быту. Множество слов, особенно касающихся финансовой сферы, попали в русский язык из тюркского языка (неофициального языка Орды, ибо монголы составляли лишь немногочисленную верхушку).

По оценкам разных лингвистов, тюркизмы составляют до 5% словарного состава русского языка, причем многие пришли в русский язык уже в постордынский период. Через тюркские языки русский обогатился персизмами и арабизмами. Меньше говорят о восточных корнях русской традиционной одежды (эпохи Московского допетровского царства). Длинные шапки, которые бояре не снимали даже в присутствии царя, пришли через монголов с Дальнего Востока. Кафтан, башмаки, колпак, халат, кушак, зипун – эти слова, равно как и предметы, которые они обозначают, – тюркского происхождения.

Влияние Золотой Орды на Русь

В русских домах вплоть до императорской эпохи не было мебели (шкафов, буфетов и т.д.), вещи складывали в сундуки (от арабского «сундик» – «коробка») и рундуки (от тюркского «урындык» – место). Кстати, в татарских деревнях поступали так же вплоть до начала ХХ века. А в российских поездах до сих пор чемоданы складываются в рундуки. В домах допетровской Руси сундуки и рундуки выполняли роль не только шкафов, но и столов и кроватей. Владимир Иванович Даль называл их «коренной русской утварью». Как видим – не только русской.

Обилие ковров, накидок, подстилок в русских домах – тоже восточное влияние, оно сохранилось до сих пор, а в годы СССР ковры в квартирах считались знаком благополучия.

Впрочем, это же можно сказать отчасти и об одежде. Проницательный Эдуард Лимонов, вернувшись из Европы, заметил, что русский обычай ходить дома в тренировочных штанах удивил его и заставил подумать, что русские всё же восточный народ, раз так любят это подобие турецких шароваров.

Конечно, этим влияние Орды на Русь и русскую культуру не исчерпывается. Это только отдельные факты, но и они заставляют нас задуматься о восточных корнях нашей культуры и цивилизации.

Источник : vnnews.ru

Реклама

Комментарии ()

  1. Влияние Золотой Орды на Русь Хранитель Ясы 30 декабря 2021, 02:39 # 0
    Чушь!!! Набор штампов для малограмотных людей. Точно также грабитель рассказывает ограбленному почему он живет в его квартире. А ограбленный живет в подъезде и платит за грабителя квартплату. Полное незнание юридического права Великого Монгольского Государства, заложенного Чингисханом.
    Открываешь свой рот на чужое получаешь расплату. У Грозного род пресекся стерт Тенгри. У Годунова род пресекся стерт Тенгри, Романовы род пресекся стерт Тенгри, это уже немцы Гольштейн-Готтор, У Ленина род пресекся стерт Тенгри, у Сталина род пресекся стерт Тенгри, у Горбачева род пресекся нет мужских потомков, у Ельцина род пресекся нет мужских потомков его внук Борис по отцу Хайрулин. У Путина род пресекся нет мужских потомков стерт Тенгри.

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Империя Тимура и Тимуриды
    1134 0
    Империя Тимура и Тимуриды

    Эмир Тимур (Тумэр) происходил из монгольского племени барлас, которое в XIII в. переселилось в Мавераннахр из Семиречья.

    28 мая 2022
    Стелла Гольдшлаг – охотница на евреев
    730 0
    Стелла Гольдшлаг – охотница на евреев

    История о Стелле Гольдшлаг, еврейке, которая погубила не менее 3-х тыс. своих соплеменников, выдав их нацистам.

    26 мая 2022
    Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации
    858 0
    Чагатайский улус (Моголистан) и процесс его исламизации

    Чагатайский улус возник в Средней Азии в 1266 году после распада огромной Монгольской империи. Улус был назван по имени сына Чингисхана — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

    15 мая 2022
    Почему Николая II называли «кровавым»
    487 0
    Почему Николая II называли «кровавым»

    Огромная страна уже бродила. Рикошет народного гнева монарх, который оставался верным своим иллюзиям о преданности мужика царю, прочувствует на себе сразу же после Революции.

    12 мая 2022