«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

16 марта 2023, 22:58 1291 0 Автор: Золотая Орда

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Слева - Мавзолей Джучи-хана, расположенный в Улытауском районе Улытауской области в 50 км к северо-востоку от Жезказгана, справа - археолог Эмма Усманова (фото: desht-thor.webtraining.education)

Эмма Усманова, один из самых известных археологов Казахстана, имеющая татарские корни. Она специалист по эпохе бронзы, научный сотрудник Карагандинского государственного университета им. академика Е. А. Букетова, а сейчас активно занимается историей Золотой Орды. София Костогрызова специально для «Миллиард.Татар» пообщалась с учёной во время её пребывания в Казани.

«Мы исследовали захоронение воинского подразделения воинов-джучидов»

— Эмма Радикова, вас знают как специалиста по бронзе, а тут уклон в сторону Золотой Орды...

— В археологии я больше 40 лет, долгое время занималась андроновской эпохой, андроновским костюмом, и вдруг меня пленила Золотая Орда. Золотая Орда, она пленяет всякого!

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Эмма Усманова (фото: history1752.su)

Случилась это так. Мы делали проект «По дорогам Булантинской битвы»: знаковое сражение между казахским ополчением и джунгарами в первой половине XVIII века, основной театр которого по народным преданиям был сосредоточен в междуречье Буланты-Билеуты (Улытауский район Улытауской области Казахстана).

В 2010 - 2011 гг. экспедицией Научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов (директор к.и.н. И. В. Ерофеева, специалист высочайшего класса, к сожалению, рано ушедший из жизни) в содружестве с заповедником-музеем «Улытау» (директор Б. С. Кожахметов) частично исследованы погребальные комплексы в урочище Карасуыр, где в ложбинах между сопками было обнаружено более 30-ти погребальных сооружений.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

В горах Улытау находится урочище Карасуыр, фото: pibig.info

Было раскопано пять погребений, первоначально принятые за ойратские захоронения XVIII века. Однако абсолютное датирование по радиоуглеродному методу и антропологическое определение захороненных, палеогенетический анализ позволили установить этнокультурную и религиозную принадлежность воинов и дату их погребения – это конец XIII века – начало XIV века. Раскопанные погребения были оставлены потомками монголов-завоевателей Чингисхана. В конце XIII – начале XIV вв. джучидские кланы владели Дешт-и-Кыпчаком от Эмбы до Иртыша и от Южной Сибири до низовий Сыр-Дарьи.

Среди артефактов погребений – плита с изображением буддийского бурхана в треушнице, колокольчик, гадальная кость, лопатка. Все эти атрибуты говорили, что мы имеем дело с предметами, относящимися к погребальным ритуалам монголов. Но и естественно, замечательная атрибутика – это вертикально стоящие сочлененная берцовая кость овцы за головой погребённого, которая у монгол называется «стегно». А сульдэ и хулдэ - это особые типы души, располагающиеся в этих костях.

Мы были поражены находками и решили определить дату, чтобы быть точно уверенными в том, кого же мы всё-таки раскопали. На территории Казахстана известны несколько монгольских погребений. Среди них наиболее показательное - золотоордынское погребение женщины с боккой и другой монгольской атрибутикой на территории городища Бозок, около Астаны.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Средневековое городище Бозок называют тысячелетним предшественником столицы Казахстана. Справа - реконструкция облика женщины–воительницы (XIIIвек) © Photo: НИИ археологии имени Кемаля Акишева

Над культурно-хронологической интерпретацией мемориально-ритуального комплекса Карасуыр работала целая команда специалистов: археолог Игорь Дремов из Саратова, радиокарбонное датирование делала моя коллега из Аризонского университета Тусона Ирина Панюшкина.

Елена Алексеева из Тюмени сделала графическую реконструкцию двух черепов. Альбина Колбина из Костаная определила краниологические останки погребённых на предмет возраста и расовой принадлежности. Реставратор Ольга Орфинская из Москвы представила анализ крохотного фрагмента ткани, прилипшего к пластине колокольчика. Эти бусины исследований стали собираться, и получились цельная низка «бус».

Таким образом, мы исследовали захоронение воинского подразделения воинов-джучидов. До этого на территории Казахстана нам были известны преимущественно золотоордынские мавзолеи. Но это классический золотоордынский материал, с фрагментами одежды, вещами, обрядом. В случае погребений из Карасуыр на погребённых отсутствовали фрагменты костюма, то есть воины были похоронены без одежды. В погребальном инвентаре присутствуют предметы вооружения, на берестяных колчанах имелись костяные накладки с тонко прочерченным орнаментом.

«Из четырёх погребённых трое оказались монголоидами»

— Какой век?

— Это конец XIII века. Мы надеемся, что удастся повторить раскопки этого уникального комплекса в этом году, по проекту Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова «Военное дело Улуса Джучи на исторической территории Улытау в XIII–XIV веках (по материалам мемориально-ритуального комплекса Карасуыр)». Из четырёх погребённых трое оказались монголоидами.

— Не южно-сибирский тип?

— Нет, отличительным признаком для монголоидных популяций являются «ореховидные вздутия» на внутренней поверхности нижней челюсти в области расположения моляров. Этот признак был обнаружен на челюсти мужчины из погребения 2. Один из воинов относился к южно-европеоидному типа.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

— Алан?

— Я думаю, он черкес. Причём, он был без военной атрибутики, у него были кольца в районе ступней ног. Это, скорее всего, раб или слуга. Именно у него в результате палеогенетического анализа были найдены следы гепатита В. У воинов, похороненных на погребальном поле Карасуыр, не было следов насильственной смерти: скорее всего, они умерли от гепатита.

— Какие именно признаки говорят о том, что это буддийское захоронение?

— Буддийских признаков всего два: один из погребённых, скорее всего, был шаманом, так как в его захоронении имелись гадальная лопатка, астрагалы с насечками. Над погребением находилась плита с изображением дархана, которое плохо просматривалось, но оно просматривалось.

Другим признаком был колокольчик: у него имелась костяная ручка из рога, железный язычок и основание из бронзовой пластины. Именно на нём был маленький фрагмент ткани - лампас с золотыми нитями. Хотя говорят, что буддистов так не хоронят. Однако существуют несколько типов погребального обряда. Их могли хоронить в могилах, которые были плотно засыпаны камнями.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

фото: history1752.su

«Наша точка зрения: Джучи там не похоронен. Название “Мавзолей Джучи-хана” упоминается только с XVI в.»

— Находили ли археологи на территории Казахстана какие-либо предметы, связанные с монгольской культурой (одежда, головные уборы)?

— Конечно, я изучаю по воле случая захоронения воинства. Мои коллеги из археологических центров Астаны и Павлодара исследуют замечательные находки погребения с боккой из мавзолея Болган-Ана на исторической территории Улытау. Здесь, согласно народным казахским легендам, был похоронен старший сын Чингисхана - Джучи.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Мавзолей Джучи-хана (фото: varandej.livejournal.com)

— Действительно ли Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем?

— Мы сейчас с коллегами - Канатом Ускенбаем из Алматы, археологом Мухтаром Кожа из Туркестана, Ириной Панюшкиной из Аризоны и специалистами по трасологии, дереву, химическим анализа, по истории искусств и архитектуре работаем над книгой по истории изучения и датировке мавзолея Джучи-хана. Книгу мы хотим посвятить памяти Елены Хорош (1957 – 2018). Это замечательный архитектор, которая занималась полномасштабной реставрацией этого мавзолея. У нас есть много сомнений. Прежде всего, это мусульманский мавзолей. Есть точка зрения, что он мог быть выстроен над могилой уже умершего Джучи.

Если обратиться к монгольскому обряду, то там присутствует идея тайного погребения. Джучи всё-таки не был мусульманином. К сожалению, недостаточно изучены костные останки из двух погребений мавзолея. Второй внешний купол, облицованный бирюзово-голубой поливной плиткой, был скорее всего, выстроен в эпоху Тимуридов (XIV в.). Вверх украшало керамическое навершие в виде кувшинов с отростками в форме бычьих рогов - симбиоз мусульманских и языческих культов.

Почему сохранилось именно название “Джучи”? Наверное, он похоронен где-то поблизости. Не случайно возникает легенда о гибели Джучи от куланов. Наша точка зрения: Джучи там не похоронен. Название “Мавзолей Джучи-хана” упоминается только с XVI в. А как он до этого назывался? Мы тоже не знаем. Кто был заказчик ремонтов и перестройки мавзолея, первый этап строительства которого датируется возможно концом XIII в.? Там полно загадок. Одним словом, степной детектив. Я всех тайн нашей будущей книги не буду открывать. Надеюсь, что читатель в ближайшее время познакомится с ней.

Скорее всего, в мавзолее похоронен человек из рода Джучи. Возможно, потомок Орду, который был связан с исламом. Появление ислама в степи - вот что интересно. Такой же голубой купол стоит над погребением Ходжа Ахмеда Ясави и правнучки Амира Тимура – Рабиги в Туркестане (Южный Казахстан).

«Наследниками Золотой Орды можно считать казахов, татар, башкир, ногайцев, каракалпаков, узбеков, славян, мордву»

— Есть сведения, что ставка старшего сына Чингисхана Джучи располагалась на Иртыше. Выросла ли она в городское поселение, как потом ставка Бату, или оно там находилось ранее?

— Сейчас ведутся активные раскопки на территории павлодарского Прииртышья, в Акмолинской области - городища Бытагай. Открытия новых золотоордынских городов на территории Казахстана ещё впереди.

— Какие крупные города в ордынский период находились на территории Казахстана?

— Сарайчик – это на реке Жаик (гидроним на русском языке – река Урал). Расцвет – это золотоордынское время XIII в. В этом месте сходились торговые пути, которые определяли связь со Степью. Понятно, что Волга – это основная артерия в коммуникациях Золотой Орды, но и Жаик играл свою роль медиатора торговли.

В Южном Казахстане – это Яссы (территория современного г. Туркестана), Сыгнак. Археологом Андреем Астафьевым из Актау были найдены остатки порта времён Золотой Орды на берегу Каспийского моря, на полуострове Мангышлак.

Считается, что да, имеются ранние слои. Но расцвет – это золотоордынское время. Здесь течёт река Жаик (Урал), в этом месте находилась торговые точки, которые определяли связь со Степью. Понятно, что Волга - это основная артерия, но и Жаик играл свою роль.

— Какие современные страны или народы можно назвать «наследниками Золотой Орды»?

— Неожиданный вопрос. Всех: казахов, татар, башкир, ногайцев, каракалпаков, узбеков, да и славян, мордву в какой-то степени. Всё-таки, Золотая Орда была многоэтничным и многоконфессиональным государством. Например, наши раскопки в Улытау комплекса Карасуыр демонстрируют симбиоз культов буддизма и тэнгэрианства.

«Тимур, будучи барласом, тюркизированным монголом, делает обряд поклонения духам Родовой горы. Это был языческий обряд»

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Одна из достопримечательностей Улытау - сопка Алтыншокы

— Вы также занимались исследованием сопки Алтыншокы на исторической территории , где находился знаменитый “камень Амира Тимура” с надписями.

— Да. Это была моя идея фикс. Я как исследователь рада, что нам удалось доказать то, что до нас не доказывал. Спасибо моему коллеге Бахтияру Кажахметову, бывшему директору музея-заповедника Улытау, который однажды меня привёз на вершину этой сопки. Этот камень показали местные жители советскому геологу К. И. Сатпаеву. Он был отправлен в Эрмитаж в 1936 г., где до сих пор выставлен в экспозиции. Курган на вершине сопки имел следы шлаков, огня. Ранее считалось, что это печь для обжига плит для строительства мавзолеев в Улытау. Но в насыпи кургана было много странного: шлаки достаточно больших размеров принадлежали породе базальта, который составлял основу этой сопки. То есть на вершине сопки был достаточно активный огонь.

С надписью на камне относительно всё ясно. Текст соответствует времени «кыпчакского» похода Тимура в 1391 г., содержанию “Зафар-наме”, переведён несколько раз и хорошо изучен. В “Зафар-наме” сказано, что воины Тимура строят курган, дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе. Об огне ничего не сказано, который был в насыпи.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Я считаю, что это был один из величайших походов полководца Тимура. Причём единственный поход, где мы имеем материальные свидетельства активности Амира Тимура и его воинов. Вы уже не найдёте следов ни Иранского, ни Сирийского, ни Индийского похода, а пространство Степи всё сохраняла. Мне стало интересно, что же Тимур делал на вершине сопки и к чему относятся оплавленные базальтовые глыбы.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Комплекс Алтыншокы. Улытау. Высотная съемка И.А. Кузнецова, А.С. Омарова

Итак, для решения этой загадки у нас родилась команда: химик, геолог, специалист по радиокарбону, ботаник, археолог, историк. Причём, международная команда: Карагандинский университет, Аризонский университет, геологи из Караганды и Литвы. Картограф из Алматы Михаил Антонов сделал карту похода Амира Тимура, как могло располагаться его войско у данной сопки.

Наши исследования и датировка показали, что изученный материал по дате соответствуют походу Тимура 1391 г. Мощный костёр был устроен воинами Амира Тимура. В отверстиях шлака сохранились фрагменты сожженного кустарника – таволги. Несмотря на свой невзрачный вид, она эфиросодержащая и хорошо горит. Я даже обнаружила дорожку, по которой шли воины, носившие камень для строительства кургана – поверхность степи хорошо сохраняет вытоптанные тропинки. Курган оказался теплотехническим сооружением – в его насыпи мы нашли около восьми воздуходувных каналов. Это был не сигнальный костёр, это был некий ритуал с использованием огня.

У нас возникает идея, что Тимур заходит на землю Чингисидов. Улытау – это граница Золотой Орды. Тимур, будучи барласом, тюркизированным монголом, делает обряд поклонения духам Родовой горы. Это был языческий обряд.

«У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

Комплекс Алтыншокы. Улытау. Вид насыпи кургана. Фото Э.Р. Усмановой

— Что-то из зороастризма?

— Может из зороастризма. Он родился в Кеше (современный Шахрисабз), районе, где жили зороастрийцы. Но здесь мало связано с зороастризмом. Скорее, демонстрация поклонения духам Горы. Это монгольский обряд. Амир Тимур, несмотря на то что он был мусульманином, исполняет ритуал огня в память о Чингисхане, поклонником которого он был и мечтал повторить его завоевания. “Улытау” в переводе «Великие горы» – это родовые земли Чингисидов. Амир Тимур выступает архитектором Степи. Очень надеюсь, что здесь не будет поставлено никаких памятников Тимуру, потому что это единственное место, где вы стоите и смотрите на мир глазами Тимура. Как и он, вы можете любоваться красотой весенней степи, где расцветают тюльпаны.

— Всё-таки Тимур мечтал восстановить Монгольскую империю?

— Наверное, да. Хан Тохтамыш был его «названным сыном». Поэтому обряд был жертвенный: он знал, против кого он шёл, против потомка Чингисхана.

— То есть, данный обряд отражает синкретичную культуру Центральной Азии?

— Обряд поклонения духу горы - “обоо”, сохранился в Бурятии, Калмыкии. У кипчаков, казахов поклонения Горе не было в такой степени сильно развито. Благодаря этнографу Любови Абаевой, известного исследователя культа гор в Бурятии, я увидела в чистом виде поклонение родовой горе у бурятов.

Подробно статью об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII–XIV веков в Казахстане читайте здесь.

Учёные установили, что мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти, об этом читайте здесь.

Подробности вскрытия гробницы Тамерлана и всех погребений тимуридов, читайте здесь.

P.S. За открытие значения в культуре Великой степи ритуального комплекса на сопке Алтыншокы наша исследовательская группа стала лауреатом национальной премии им. Чокана Валиханова в области исследований гуманитарных наук в Республике Казахстан.

Источник : milliard.tatar

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    342 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    300 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    517 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    342 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    318 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    300 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    342 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    361 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    517 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024