Опасность псевдонаучного тезиса о том, что Чингисхан был казахом
29 мая 2019, 01:25 1365 0
портрет Чингисхана, доказанный учеными, что он связан с 13-м веком.
Научная мысль ориентирована на достижение истины. Наука не измеряется шкалой моральных и нравственных ценностей. Ей не управляет идеология и не движет политическая конъюнктура. Она не обсуждает, хорошим или плохим является то или иное открытие в отличие от философии.
Если философия ориентирована на определение смысла научного поиска, а следовательно, на познание и утверждение моральных и нравственных ценностей, то наука ориентирована только на достижение истины какой бы она ни была - горькой или сладкой. Причем рассуждения и выводы ученых формируют мировоззрение у значительной части населения.
Существует три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное. Большой вред на формирование научного типа мышления оказывает псевдонаука, которая имитирует научный стиль и язык, но которая не имеет отношения к реальности.
Псевдонаука (лженаука) представляется её движителями как наука, но по сути таковой не является. Она демагогически и настойчиво апеллирует к научным методам, лишь имитируя их. При этом эти люди никогда не ставят перед собой в качестве центральной задачи истинное познание действительности. Их цель - исказить ранее доказанные явления в угоду социального отклика и эффекта.
С псевдонаукой бороться научными методами не следует. Это бесполезно.
Псевдонаука лежит за пределами науки и научные методы борьбы типа дискуссий, анализа и разбора источников, проведения новых экспериментов и тому подобное ей не нужны.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала стран СНГ привело к усилению в их обществах псевдонауки и, как следствие, породило либо укрепило неверные, искаженные представления и концепции в обществе.
Проблемы образования, недофинансирование, сокращение исследований на стратегических направлениях научно-технического развития, ослабление научной преемственности, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают этим странам утратой передовых позиций в мире, деградацией научных отраслей и наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости.
Ослабление научной мысли, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности, представляют собой угрозу миру и добрососедству.
В последние годы в Казахстане широкое распространение получил псевдонаучный тезис о том, что Чингисхан был казахом. Этот тезис в настоящее время воспринимается как данность, не подлежащая критическому осмыслению и обсуждению, то есть приобрел априорный и аксиоматический характер.
Однако в свете вышесказанного полагается, что этот тезис может быть осмыслен прежде всего как проблема.
Непонимание последствий этого тезиса не только приводит к ошибкам и создаёт теоретико-методологические противоречия, но и создаёт предпосылки напряженности в самом казахстанском обществе, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.
В результате отсутствия размышлений и выводов учёных в этом вопросе, теория этнического происхождения Чингисхана стала имманентно конфликтной, что приводит к социокультурным противоречиям. Молчание учёных способствует развитию и буйному росту различных псевдонаучных идей и концепций в обществе.
Большим упущением стало ослабление взаимодействия между учеными разных стран, отсутствие совместных международных научных разработок в этом направлении, которые сняли бы противоречия и оппозиции, выявили бы и развенчали псевдонаучные тезисы и их предпосылки.
Комментарии ()