Средневековые монголы Чингисхана говорили на бурятском языке
27 июня 2019, 00:26 4050 0
фото бурят на всебурятском празднике Алтаргана-2014 (transformsiberia.wordpress.com)
Исследуем записи современников средневековых монголов, которые воочию видели монгольских завоевателей в XIII веке и оставили о них свои наблюдения.
Средневековые европейцы все кочевые монгольские племена, входившие в империю Чингисхана, называли татарами. Китайцы в своих исторических хрониках XIII века своих северных соседей монголов, проживавших в районе рек Онон, Тола и Керулен, называли «татарами» (тар-тар). К концу XIV - началу XV в. кочевое население Золотой Орды также обозначалось этнонимом «татары».
Впоследствии, европейские ученые разделили татар на тюрков и монголов, разграничив их по языку, вере и антропологическим данным.
Прежде чем перейти к языку средневековых монголов Чингисхана, приведем их внешнее описание глазами европейских современников.
Описание средневековых монголов Винсентом из Бове (1190-1264) «Историческое зерцало»
«Татары подразделяются на два рода, имеющие различные наречия, но единые законы и обычаи, совсем как тевтоны и франки». Эти описание дают нам описание типичных представителей монголоидных народов.
«Татары суть люди наибезобразнейшие и в большинстве своем маленькие, глаза имеют большие и навыкате, в основном прикрытые веками, так что лишь небольшая часть [глаз] остается открытой. Лица имеют широкие, а лбы низкие и носы плоские. Бороды у них нет, за исключением редких, как у юноши, волос на подбородке. В поясе они, в общем, тонки, за исключением немногих, и росту все невысокого.
Разуру делают чуть пониже темени, спускающуюся ниже к затылку от одного уха к другому, и запечатлевается разура на их челе совсем как у лошадей. Бреются также сзади, а длинные волосы и косы оставляют за ушами. Точно так же разуры носят все, кто живет с ними: команы, сарацины и другие, но лица этих людей не похожи на лица татар.
Сами татары весьма быстры и подвижны и в большинстве своем хорошие наездники: с раннего детства учатся ездить на лошадях, следуя за стадами лошадей и прочих животных, а когда становятся старше, то во время сражений скачут рядом со своими отцами в качестве оруженосцев.
И никто из них не ходит пешком, но все, едва подрастут, садятся на лошадей или меринов, у которых самые быстрые ноги. И поэтому [татары] ходят неуклюжей походкой и не в силах целый день ходить пешком. Жены у них наибезобразнейшие и ездят на лошадях совсем как мужчины...
Кроме того, татары разговаривают отрывисто и кратко, издавая горлом неистовые и страшные звуки. Песни они мычат, словно быки, или воют, словно волки, и выводят голосами, не приспособленными для пения, и повсеместно и наиболее часто распевают вот такой напев: "Алай, алай!"
Здесь следует отметить, что автор подчеркнул, что внешний вид монголов резко отличается от арабов и населения Ближнего Востока, а так же половцев. Упоминает автор и характерное для монгольских народов протяжное и горловое пение.
Описание средневековых монголов Рикольдом де Монте Кроче (ум. 1320) «Путешествие по Святой земле»
«Попав во внутренние пределы Турции, мы столкнулись с ужасным и чудовищным народом татар. Они очень сильно отличаются от всех прочих народов мира, причем как внешним обликом, так нравами и обычаями. Внешний облик у них таков: лица большие и широкие, а глаза узкие, словно две щели поперек лица в самой его середине, бороды у них маленькие и совсем седые».
Рикольдо де Монте Кроче (ум. 1320) лично видел монголов, поэтому его описанию можно доверять. По описанию это не кыпчаки или белые люди. Это типичные монголы.
Описание средневековых монголов армянским летописцем Киракосом Гандзакеци
Армянский современник монголов Чингисхана Киракос Гандзакеци (ум. 1271) так описывает монголов в своем труде «История Армении»:
«Поскольку мы вознамерились оставить грядущим поколениям [наш труд] как память о себе и надеемся избавиться от гнета, довлеющего над нами, опишем вкратце для любознательных читателей внешность и язык их (татар).
Внешний вид их был адским и наводил ужас. Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный. Живут они долго».
Вторит ему другой знаменитый историк XIII в. Григор Акнерци, в русском переводе известен как инок Магакия, (ум. ок. 1335) в "Истории народа стрелков" (так средневековые армяне называли монголов):
«Мы расскажем здесь также и то, на что были похожи первые татары. Эти первые татары, которые появились в верхней стране, не походили на людей; ибо вид их был ужаснее всего что можно выразить: головы их были громадны, как у буйволов; глаза узкие, как у цыплят; нос короткий, как у кошки; скулы выдавшиеся, как у собаки; поясница тонкая, как у муравья; ноги короткие, как у свиньи. Бороды у них вовсе не было. При львиной силе они имели голос более пронзительный, чем у орла, и появлялись там, где их вовсе не ожидали».
Как видим европейские и армянские современники средневековых монголов описывают типичных монголоидов.
О языке средневековых монголов
Армянские источники пронесли сквозь века описание языка средневековых монголов. Киракос Гандзакеци пишет, приводя примеры монгольских слов:
«Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, отца называют эчикэ, мать апджи, брата — ака, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — ниур, рот — аман, зуб — сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — тула, таблга, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — нур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — ноик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — кук, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, шутке и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны».
Как можете видеть, 99 процентов слов бурятские и даже не халха-монгольские. Буряты являются единственными автохтонами Циркумбайкалья и бурятский язык - это чисто древнемонгольский язык времен Чингисхана.
Этот факт признают сами монгольские историки и лингвисты.
Отличие между бурят-монгольским и халха-монгольским языками заключается в произношении слов. Например, рот по-бурятски аман (Киракос тоже записал аман, а по-халхасски – ам), отец по-бурятски эсэгэ (у Киракоса эчикэ, по-халхасски аав), брат по-бурятски – аха (у Киракоса ака, по-халхасски ах), зуб у бурят – шудэн (у Киракоса сидун, по-халхасски шуд), солнце у бурят наран (у Киракоса наран, по-халхасски нар) и так далее.
Когда мы слышим монгольскую речь мы слышим звуки «ч» и «ц», но в бурятском мы используем «ш» вместо «ч», «с» вместо «ц» и т.д. Например, у бурят Шынгыс, у монголов Чингис, у бурят ухо - шэхэн, у монголов чих и т.д.
Таким образом, средневековые монголы Чингисхана, которые ушли с Забайкалья в завоевательные походы далеко на запад и ближний восток, были прямыми предками бурят и говорили на бурятском языке.
Недавно казахстанские генетики исследовали палеоостанки средневековых воинов времен Чингисхана, захороненных на территории Казахстана. Выяснилось, что останки одного из воинов по аутосомам полностью совпадают с днк современных бурят.
Каждый год 26 октября отмечается День бурятского языка, некоторые учреждения проводят недели бурятского языка. По Конституции РБ бурятский язык является государственным. Необходимо сохранить бурятский язык, на котором говорил сам Чингисхан.
Об интеллекте бурят читайте здесь. О традициях вежливости здесь. О родине Великого хана здесь. О ДНК бурят здесь и так далее на нашем сайте.
Баир Цыденов
Комментарии ()