Ученые: хунну на Алтае открыли обработку железа до возникновения Тюркского каганата
02 июля 2019, 18:10 2775 0
раскопки томских археологов в урочище Куек-Танар на Алтае (фото: tsu.ru)
Археологи Томского государственного университета (ТГУ) получили данные радиоуглеродного датирования железоплавильных печей кош-агачского типа, обнаруженных в Горном Алтае.
Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 - 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат.
Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии.
Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ «Генезис черной металлургии в Южной Сибири» изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия).
Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии.
Исследования велись в 1970 - 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись.
В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар.
река Куяхтанар Горный Алтай (алт. куиак, монг. хуяг - панцирь, броня; др.тюрк. хуяк - панцирь, броня, кольчуга (фото: camp-altai.ru)
Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа.
«Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии.
Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая».
В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг.
«Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу», – пояснил Евгений Водясов.
Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов.
Кто жил на Алтае в III–IV вв. нашей эры
В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н.э. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.
В 48 г. до н.э. союз хунну распался на две орды - северную и южную. Южная - вскоре стала вассалом Китайской империи, а северная - ещё более столетия продолжала кочевать в степях Монголии и Забайкалья, но в 93 г. н.э. была разбита кочевниками сяньби, приняла их племенное название и исчезла с исторической арены. Какая-то часть северных хунну откочевала в это время на запад, на Алтай. Может быть, именно они послужили ядром, вокруг которого сформировался в IV веке н.э. военный союз различных племён в Транссаянии и Циркумбайкалии.
Хунну сражаются с аланами (картина П. Гайге)
Хунну оставили неизгладимый след в истории народов Центральной Азии. Они создали первое государственное объединение, которое послужило прообразом более поздних кочевых государств тюрок и монголов. Военная активность хунну привела в движение многие другие народы. Одни отступали дальше на запад под их натиском и искали себе новые места поселения, другие включались в состав хуннского союза.
Хунну явились создателями сложного лука, укреплённого роговыми накладками, что превращало его в грозное оружие. Им же принадлежит приоритет в изобретении железных боевых стрел со «свистунками» - костяными просверленными шариками, которые в полёте издавали устрашающий свист. Эти оружия средневековые монголы Чингисхана (прямые потомки хунну) открыли другим народам во время своих завоевательных походов.
История и культура хунну выявляются на основании изучения как письменных источников, так и, главным образом, путем исследования археологических материалов.
студенты исторического фак-та БГУ во время арх. раскопок на гуннском городище возле Улан-Удэ, 2017 (фото: Аркадий Зарубин)От хунну остались разнообразные памятники, которые во множестве находятся на территории Забайкалья, Бурятии и Монголии.
указатель на гуннское городище возле Улан-УдэЭто - курганные могильники, важнейший из которых открыт русским путешественником П.К. Козловым в 1924 г. в горах Ноин-ула в Монголии. Известны также и памятники осёдлых хунну - городища и неукреплённые поселения и относящиеся к ним грунтовые могильники в Борзинском районе Забайкалья. Одним из интереснейших памятников осёдлых хунну является Иволгинский комплекс в Бурятии - городище и могильник.
утро на Иволгинском городище возле Улан-Удэ (фото: Аркадий Зарубин)Во время Великого переселения народов в период V-VII века н.э. или, потерпев поражение от китайской династии Хань, народ хунну перебрался в соседнюю Джунгарию, вытесняя населявших ее кочевников на север и запад. В итоге сработал "эффект домино" и началась крупнейшая в истории Евразии миграционная волна, которая достигла границ Римской империи.
хуннская керамика в Кяхтинском краеведческом музее Бурятии (фото: Аркадий Зарубин)
Комментарии ()