Чинопочитание разоряет казахстанские сёла

15 декабря 2019, 16:12 3356 0 Автор: Золотая Орда

Чинопочитание разоряет казахстанские сёла

фото: voxpopuli.kz

Приём проверяющих чиновников в казахстанских сёлах перерос из гостеприимства в коррупцию, сообщает Caravan.kz.

Чиновникам сельских районов приходится нелегко из-за бесконечных визитов проверяющих, так как на это уходит много денег из личного кармана. Многие командированные госслужащие не стесняются требовать от коллег из регионов торжественного приёма с пышными застольями и продажными женщинами.

К примеру, в Западно-Казахстанской области супруги чиновников жалуются на бесконечные визиты делегаций. Их мужьям приходится не только отчитываться перед начальством за выполнение госпрограмм, но и демонстрировать щедрое гостеприимство, что сильно сказывается на семейном бюджете.

Как заявила руководитель антикоррупционного офиса в Уральске Алия Салиева, иногда семьям госслужащих приходится жить без зарплаты с весны до осени, всё из-за того, что для проверяющих каждый раз необходимо организовать застолье. На такие банкеты нередко приходится тратить деньги из семейного бюджета.

Чинопочитание разоряет казахстанские сёла

Дастарханы чиновников и чинопочитание обернулись настоящей проблемой для сельских руководителей, отмечает издание.

К примеру, в прошлом году в Северо-Казахстанской области произошёл казус с акимом Амангельдинского сельского округа Есильского района. Выяснилось, что бастык вместе с уважаемыми гостями устроил застолье с обильными возлияниями посреди рабочего дня в юрте, которую расположили на природе. А сотрудники акимата выполняли роль прислуги и убирали за начальником.

Схожий случай произошёл в этом году в ВКО, там сельский глава посёлка Октябрьского района Алтай требовала, чтобы подчинённые скинулись из полученных премиальных по 20 тысяч тенге (3200 руб.) на проведение праздничного мероприятия для будущих гостей. Один из сотрудников воспротивился и заявил об этом случае в антикоррупционную службу. В свою очередь глава сельского округа не согласилась с обвинением. Мол, намерения были обоюдные и благородные.

Казахстанские общественные деятели уже неоднократно высказывались о таком излишнем гостеприимстве в негативной форме.

"Не более одного барана, 10 литров водки и трёх проституток"

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с общественным деятелем Муратом Телибековым, чтобы узнать у него, почему в Казахстане так распространена культура чинопоклонства.

Чинопочитание разоряет казахстанские сёла

Мурат Телибеков, фото: © Sputnik / Серикжан Ковланбаев

- Это давняя традиция казахов, уходящая корнями в прошлое. Я негативно отношусь к чинопочитанию, но следует признать, что в этом не только проявление лести и угодничества. Гостеприимство у нас в крови. Если гость отказывается от угощения, это считается дурным тоном. Более того, хозяин дастархана может воспринять подобный отказ не только как личное оскорбление, но и как неуважение к народным традициям.

Наверное, здесь нужно соблюсти «золотую середину». Восточный дастархан – это арена дипломатии, за которым испокон веков решались важные государственные вопросы. «Высший пилотаж» чиновника – умение почтить традиции и в то же время сохранить статус-кво.

- Можно ли расценивать такие действия, как коррупцию?

- К сожалению, у нас пока не сформировался кодекс поведения современного чиновника, поэтому некоторые порочные традиции воспринимаются как норма жизни. Ни для кого не секрет, что пышные застолья для ревизоров и проверяющих - это своеобразная взятка. Сюда следует добавить обильные возлияния, сауны и проституток. Весь этот "джентльменский набор" часто сопровождает больших и малых начальников в служебных командировках. Конечно же, антикоррупционная служба должна пресекать подобные привычки.

Будь моя воля, я издал бы специальную памятку, в которой подробно изложил бы, как следует вести себя госслужащим в служебных командировках. Например: запретить за время ревизии съедать более одного барана, выпивать более 10 литров водки и пользоваться услугами более трёх проституток. Расписывать нужно все чётко, ясно, конкретно, дабы не было всяческих лазеек для изворотливых людей.

Кстати, радикальные меры здесь недопустимы. Действовать нужно медленно, дозы уменьшать постепенно. Мздоимство – это как наркомания. Если мгновенно лишить чиновника возможности получать взятки, у него начнётся «ломка». Он может умереть, взбеситься или устроить государственный переворот.

- Есть ли здесь вина чиновников, которые, прибывая с проверкой, не отказываются, а то и требуют приёма, угощения и застолья? К примеру, на Западе госслужащие во время командировок напрочь отказываются от такого, так как там это расценивается, как правонарушение.

- Конечно же, инициатива исходит прежде всего от самого чиновника. Наши бастыки часто требуют не только приёма, но и памятных подарков. Помню, как, будучи преподавателем Национального аграрного университета, вынужден был сдавать деньги заведующему кафедрой для приёма очередной комиссии из министерства. Меня это шокировало, ибо в других университетах ничего подобного я не видел. Но больше всего удивила реакция преподавателей. Они воспринимали происходящее как нечто само собой разумеющееся.

Согласен с вами в том, что на Западе подобное не допускается. Знаете, что больше всего меня удивляет? Многие наши чиновники получили хорошее образование в зарубежных университетах. Казалось бы, они должны привнести в общество прогрессивные идеи, современные нравы и утончённый этикет, принятые в этих странах. Увы, мы наблюдаем парадоксальную картину! Некоторые молодые люди не только не приобретают благородный нрав, но утрачивают даже те моральные устои, с которыми покидали родину. Они возвращаются домой настоящими хищниками, дикарями.

Чинопочитание разоряет казахстанские сёла

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    644 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    834 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2923 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    34 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    113 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    236 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    252 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    243 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    323 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    258 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025