Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

22 декабря 2019, 03:15 3801 0 Автор: Золотая Орда

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

фото: Виктор Кривоногов

Аннотация

В статье представлены результаты полевых исследований 2018 года у сойотов Окинского района Бурятии по изучению современных этнических процессов. Определена численность сойотов – ок. 2,2 тыс. чел., выявлен характер расселения по району относительно остального населения – бурятов, показаны языковые процессы.

Сойоты в основном двуязычны – родной язык у них бурятский, большинство владеет как вторым русским языком. Изучение сойотского языка в школах находится в начальной стадии.

Наблюдается высокая степень ассимиляции сойотов бурятами во всех областях жизни (в хозяйстве, материальной и духовной культуре). Доля смешанных браков с бурятами приближается к половине, а доля этнически смешанного населения (чаще сойотско-бурятского) – к двум третям.

Этнические особенности сойотов проявляются лишь в отдельных элементах культуры или сохранились в памяти старшего поколения, основное их отличие – этническое самосознание, которое и позволило выделить эту этническую общность из состава бурят на рубеже XX-XXI веков.

Ключевые слова: сойоты, Окинский район, этнодемографические процессы, языковая ассимиляция, этническое самосознание, национально-смешанные браки.

В 2000 году на карте России и в списках переписей населения (2002 г.) появился новый этнос – сойоты. Они живут в Окинском, самом западном районе Бурятии, на границе с землями, населёнными тувинцами-тоджинцами и тофаларами.

Это как раз были самые близкие к сойотам родственные народы (и ещё цаатаны в соседней Монголии). У них были похожие языки (тюркской языковой группы), идентичный тип хозяйства и культуры, близкий антропологический облик (9). Но ещё в XVIII-XIX веках, начались процессы сближения и слияния сойотов с ближайшими соседями – бурятами, которые жили на территории того же (современного) Окинского района.

Сближались хозяйственные уклады, культура, но самое видимое – сойоты постепенно полностью перешли на бурятский язык и забыли свой (4, с. 12-20).

Казалось бы – всё, этническая история сойотов завершилась, они превратились в составную часть бурят. Но оказалось, что кое-что всё же сохранилось – этническая память.

Это население не забыло своего происхождения, не забыли, что они сойоты. И в 1990-е годы, когда по всему постсоветскому пространству прокатилась волна самоопределений, обострились национальные чувства, этническая память сойотов сказала своё слово – и буряты сойотского происхождения обратились во властные структуры с просьбой о восстановлении своей идентичности (2, с. 37-39; 3. С. 65; 12).

Эта просьба была услышана, и сойоты вступили в сообщество коренных малочисленных народов России, Сибири, в этом статусе они сейчас и пребывают.

Целью нашей экспедиции в июне-июле 2018 года было выяснить характер современных этнических процессов, протекающих у этого этноса.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Члены экспедиции СФУ под руководством проф. В.П. Кривоногова по пути в Окинский район, фото: Виктор Кривоногов

Вопрос о численности сойотов оказался весьма сложным, хотя данные последних переписей населения, казалось бы, дают точную информацию.

В 1995 году была проведена локальная перепись населения Окинского района, всего переписано 1973 сойотов из 4615 чел. общего населения района, или 42,8 % (8,12).

По переписи 2002 года сойотов – 2739 чел. (7), по переписи 2010 г. – 3579 чел. по Бурятии, в основном – в Окинском районе (9). Остальные – главным образом буряты, кроме них – ещё около 100 чел. русских и единично – некоторые другие народы.

Такой стремительный рост численности сойотов между переписями можно было бы объяснить процессом восстановления сойотской идентичности после многих десятилетий, когда сойоты были записаны в документах бурятами. Однако не все оказалось так однозначно.

Восстановление сойотской идентичности сопровождалось разговорами о получении малочисленным народом льгот разного рода (среди них – более ранний выход на пенсию и др.), и в результате многие буряты, не имеющие по происхождению никакого отношения к сойотам, тоже пожелали формально записаться сойотами.

В ходе экспедиции нам предстояло выявить истинную, реальную численность сойотов на основе их этнического самоопределения.

Надо сказать, что буряты, записавшиеся формально сойотами, в беседах прямо и откровенно нам об этом сообщали:

«На самом деле я бурят, и среди предков – все буряты. Но я записался сойотом, потому что обещали льготы».

Мы встретились с сотнями людей в разных посёлках, и постепенно стала вырисовываться картина реального положения вещей с этнической принадлежностью.

Большую помощь нам оказали специалисты местных администраций, которые в своё время и составляли списки сойотов, и они прекрасно знали, кто из записавшихся является сойотом по происхождению, а кто бурятом.

В итоге, мы выделили три группы, которые записались сойотами.

Первая группа – это сойоты по происхождению, те у которых сойотами были предки по обеим родительским линиям. Все представители этой группы вполне определённо и однозначно относят себя к сойотам.

Вторая группа – смешанное сойотско-бурятское население, у которых сойоты были предками по одной из родительских линий. Оказалось, что в этой группе примерно 90% реально относят себя к сойотам, определяют себя как сойоты, а 10% склоняются к тому, что они ближе к бурятам, считают себя бурятами.

И третья группа – «чистокровные» буряты по происхождению, в родословных своих не имеют сойотов. Они практически все признались нам, что записались сойотами чисто формально, а в реальности считают себя бурятами.

В связи с этим, мы произвели перерасчет с целью выявления численности сойотов на основе их этнического самоопределения независимо от формальной записи их сойотами.

Конечно, эта цифра не отличается точностью, так как часть смешанного бурятско-сойотского населения имеет двойное самосознание и затрудняется отнести себя к одному или другому этносу, так что точность здесь вряд ли вообще возможна.

Тем не менее, произведя перерасчеты, мы вышли на показатели 2,1-2,2 тысяч человек, которых вполне можно отнести к сойотам по их этническому самоопределению (ок. 37-39 % населения района). Остальные 1,4-1,5 тыс. чел., «записавшиеся» сойотами – на самом деле буряты по их этническому самосознанию.

Таким образом, получается, что данные 1990-х годов - самые точные и адекватные по численности сойотского населения, в то время, как показатели 2010 года значительно преувеличены.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

фото: Виктор Кривоногов

В программе экспедиции в июле 2018 года использовалось несколько методов исследования – работа с информаторами и экспертами, метод наблюдения, изучение письменных источников и статистических данных, но центральное место занял массовый опрос сойотского населения по 25-процентной выборке.

Всего составлены опросные листы на 526 человек. В зависимости от размера, национального состава и других характеристик были отобраны 5 населённых пунктов во всех четырёх поселениях района. Поселение – это административная единица, аналогичная сельсовету советского периода, в состав поселения обычно входит несколько населённых пунктов. На территории района расположены 4 поселения Сойотское, Орликское (с районным центром – п. Орлик), Саянское и Бурунгольское. В Сойотском поселении в выборку попали посёлки Сорок и Боксон, в Орликском – районный центр Орлик, в Саянском - посёлок Саяны, в Бурунгольском – посёлок Хужир.

В каждом населённом пункте были опрошены сойоты при соблюдении пропорций по полу и возрасту, с сохранением соотношения однонациональных и национально-смешанных семей, чтобы сделать выборку репрезентативной. Численность опрошенных сойотов в каждом населённом пункте соответствовала численности сойотов,проживающих в посёлках подобного типа (по размеру, национальному составу и т.д.).

Опрос проходил методом стандартизированного интервью по специальному опросному листу, включающего 31 вопрос о разных сторонах этнических процессов (языковые процессы, материальная и духовная культура,демография и др.).

Опрос проводился посемейно, взрослых опрашивали лично, на детей составлялись опросные листы со слов родителей. В национально-смешанных семьях этническая принадлежность детей определялась родителями, и опросные листы составлялись только на тех детей, которых родители отнесли к сойотам.

Всё это позволило выразить этнические процессы, протекающие у сойотов, в относительно точных показателях, в таблицах.

Среди опрошенных мужчины составили 44,1 %, женщины 55,9 %. По возрастным группам опрошенные распределяются следующим образом (табл. 1)

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

В настоящее время в районе, как среди бурят, так и сойотов, завершился демографический переход к малодетной семье. Преобладают небольшие семьи (табл. 2). Об этом говорит и средний размер семьи - в нашей выборке он определён в 3,6 чел. на семью. Об этом же говорит и относительно невысокая доля детей в составе сойотов (табл. 1).

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Доля сойотов в каждом поселении различна. Согласно проведённому нами дополнительному исследованию численности сойотов как по району, так и по каждому отдельному поселению и населённому пункту, выявлено, что в Сойотском поселении сойоты составили примерно 80-85 %, в Орликском – около 30 %, в Бурунгольском – треть, в Саянском – около 1/10 части.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

По отношению к численности самого сойотского населения распределение такое – ок. 45 % сойотов проживает в Сойотском поселении, ок. 45 % – в Орликском, прежде всего в районном центре – Орлике, в остальных двух поселениях – ок. 10 % всех сойотов района. В соответствии с таким расселении была разработана и наша выборка – среди опрошенных проживают в Сойотском поселении 238 чел (45 %), 238(45 %) – в Орликском, 50 чел. – в двух остальных (10 %) . То есть наша выборка в этом вопросе вполне репрезентативна.

Исторически так сложилось, что ещё в XVIII - XIX веках расселение сойотов и бурят на территории современного района носило чёткий и определённый характер – практически все сойоты жили на территории современного Сойотского поселения, а буряты составляли абсолютное большинство на территории остальных трёх поселений. Но в последние десятилетия такое чёткое разделение национальностей нарушилось - более половины сойотов (55%) покинули свою этническую территорию, поселились среди бурят (прежде всего – в районном центре). В то же время некоторое количество бурят оказались в Сойотском поселении, составив там 15-20%. Такое смешанное расселение, несомненно, способствует активизации этнических процессов, в плане усиления взаимодействия сойотов с бурятами.

В настоящее время миграции продолжаются. Согласно результатам нашего опроса, 18,2 % (14,3 % мужчин и 21,1 % женщин) взрослого населения являются потенциальными мигрантами. Из них 14,6 % намерены переехать в города, то есть за пределы района. В среднем и старшем возрасте желающих менять место жительства немного, а вот среди молодёжи потенциальных мигрантов намного больше (35 % юношей и мужчин с 18 до 30 лет, и 58,8 % девушек и молодых женщин).

Миграционные настроения имеют связь с уровнем образования. Из лиц с высшим образованием собираются или планируют сменить место жительства каждый четвёртый, а среди тех, у кого среднее образование – каждый седьмой. Среди лиц с начальным образованием потенциальных мигрантов не оказалось вообще.

Надо отметить, что уровень образования у сойотов чрезвычайно высок.

Вообще буряты отличаются относительно высоким уровнем образования среди народов Сибири, и надо думать, сойоты не отстают от своих соседей.

А если сравнивать сойотов с другими малочисленными народами Средней Сибири, то они, несомненно, рекордсмены в этом вопросе (табл. 3).

Почему буряты самый образованный народ России, читайте здесь.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Такие успехи в образовании сойоты достигли довольно давно – даже среди пожилых людей старше 60 лет каждый четвёртый имеет высшее образование, а среди молодёжи до 30-ти лет их доля достигла половины.

Такой высокий уровень образования объясняет перемещение сойотов со своей этнической территории в районный центр – Орлик. В маленьких поселках для специалистов с высшим образованием попросту нет рабочих мест. По крайней мере, в таком количестве. Районный центр предоставляет для них больше возможностей в поисках работы. В районном центре уровень образования среди сойотов, естественно, выше среднего по району.

Согласно нашему опросу, среди мужчин имеют высшее образование 37,0 %, еще 29,6 % - среднее специальное и незаконченное высшее. Среди женщин – соответственно 52,5 и 18,6 %.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Хозяйственный уклад

Большинство сойотов отошли от традиционных занятий. Оленеводство, традиционное для них в прошлом (5,7,9), было ликвидировано в 1963 году под предлогом нерентабельности (1). Правда, недавно была сделана попытка его возродить, было закуплено небольшое стадо оленей у соседних тофаларов (1). В настоящее время это стадо пасётся на территории, относящейся к Сойотскому поселению, однако занято в этом возрождённом оленеводстве всего… два человека. Так что особой отраслью это назвать сложно.

Свойственное сойотам в прошлом занятие охотой на уровне основного занятия практически не востребовано, штатных охотников встретить не удалось.

Ещё один вид традиционного хозяйства – разведение яков – сохранился лучше. Яков по-прежнему разводят, причём, не только сойоты, но и буряты. В то же время бурятское скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, овцы) распространилось среди сойотов.

Особенное развитие получило разведение гибридов яков и коров – так называемых хайнаков.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Хайнак, Ока, фото: Виктор Кривоногов

Однако если речь идет об основном официальном занятии, то занятых в традиционных отраслях среди сойотов осталось очень мало.

Среди мужчин трудоспособного возраста лишь 8,6 % числятся скотоводами (причем, как говорилось, занимаются не только традиционным яководством, но и бурятским скотоводством), еще 5,7 % являются неквалифицированными рабочими ручного труда, 28,6 % - квалифицированные рабочие и рабочие на механизмах, 20 % - специалисты разного уровня, 11,5 % - руководители разного уровня, остальные 25,7 % - безработные.

Среди женщин занятых в животноводстве не нашлось, 22,8 % - неквалифицированные рабочие, 3,5 % - квалифицированные рабочие, 54,4 % - служащие и специалисты разного уровня, 5,3 % - руководители, 7,0 % - безработные, 7,0 % - домохозяйки.

Социально-профессиональная структура сойотов почти идентична таковой у бурят, национальная специфика практически не ощущается, что способствует более тесному общению сойотов с бурятами.

Заметно больше сохранилось традиционных особенностей в занятиях вне основной работы, то есть, в домашнем хозяйстве. В личном подсобном хозяйстве многие сойоты имеют яков и хайнаков, кроме того, многие мужчины занимаются охотой.

Результаты опроса такие. Знакомы с оленеводством 12,9 % мужчин и 6,3 % женщин (правда, здесь речь идет о прошлом – современные старики занимались оленеводством в молодости, до того, как оно было ликвидировано). Занимались и до сих пор занимаются разведением яков 41,4 % мужчин и 52,6 % женщин. Охотой на досуге увлекаются 42,9 % мужчин. Совсем не имели и не имеют отношения к традиционным занятиям 34,3 % мужчин и 45,3 % женщин.

Национальная одежда

Более половины опрошенных сойотов – 57,4 % имеют национальную бурятскую одежду.

В основном она используется только по праздникам, а в будние дни её встретить невозможно. Судя по всему, использование этой одежды не уменьшается – доля владеющих ею примерно одинакова во всех возрастных группах, и даже среди детей её имеют более половины. Несколько чаще такая одежда имеется у женщин (65,3%), чем мужчин (47,4%).

Гораздо реже можно встретить сойотскую традиционную одежду. На первый взгляд сойотская одежда похожа на бурятскую, видимо здесь сказалось длительное влияние бурят, однако знатоки, особенно пожилые женщины, мастерицы, по некоторым деталям и особенностям покроя видят отличие сойотской одежды от бурятской.

Сойотскую одежду имеют 8,0 % опрошенных, включая детей (среди мужчин 3,4 %, среди женщин 11,5 %). Это довольно скромные цифры, однако воспроизводство её продолжается – среди детей имеют эту одежду не меньшее число, чем среди пожилых людей.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Женщина сойотка в традиционной одежде, фото: Виктор Кривоногов

Кухня

Национальная кухня сойотов во многом заменена бурятской и общероссийской. Большинство взрослых опрошенных даже затруднились определить – что такое национальная кухня, они не могут назвать ни одного национального сойотского блюда. Таких оказалось 75,8 %. Ещё 8,5 % ответили, что знают отдельные блюда сойотской кухни, но не употребляют, а остальные 15,7 % - изредка употребляют эти блюда. В основном эти блюда готовятся из продуктов, добываемых охотниками в тайге.

Некоторые помнят блюда, продукты для которых поставляло домашнее оленеводство, но так как оленей сейчас почти нет, то эти продукты недоступны, о них вспоминали в прошедшем времени. Несколько чаще национальные блюда потребляются в Сойотском поселении, то есть, в месте компактного проживания сойотов – до сих пор употребляют их 20 % опрошенных взрослых.

Кроме традиционной одежды, разные предметы, связанные с традиционной бурятской и сойотской материальной культурой (утварь, орудия труда, и т.д.) имеются в 43,4% сойотских семей, в том числе 25,5%имеют предметы бурятской материальной культуры, 13,2 % - сойотской, 4,7 % - и бурятской, и сойотской.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Буряад эдеэн

Родной язык

Ещё в XIX сойоты (а по некоторым данным – ещё раньше) переходили со своего на язык окружающего большинства, то есть бурятский (4,8).

Однако ещё в начале ХХ века исследователь Петри встретил стариков, помнящих родной тюркский язык (4). А по некоторым данным отдельных стариков помнящих родной язык встречали и позже – в 1970-е годы (11). Однако большинство сойотов полностью забыли свой язык и стали бурятоязычными. Одновременно шло усвоение, в основном через школу, русского языка, и к концу ХХ века сойоты стали двуязычными, свободно владея бурятским и русским языками.

Согласно нашему опросу, 93,9 % сойотов назвали родным бурятский язык, 5,7 % - сразу два языка, бурятский и русский, и 0,4 % - русский. В последнем случае речь идёт о тех немногих сойотах, чьё детство прошло вне Окинского района или вообще вне Бурятии.

Опрошенные с двумя родными языками встречаются только среди молодёжи и детей, среди взрослых – только с одним бурятским. Среди детей до 10 лет 75,9 % имеют родным бурятский язык, 24,1 % - два языка, русский и бурятский.

Основной разговорный язык у сойотов (то есть язык, который используют чаще), также в основном бурятский у 83,3 % опрошенных, используют одинаково интенсивно сразу два языка – 14,0 %, чаще русский – 2,7 %. Два языка или русский язык также чаще используют молодые люди или дети. Среди детей до 10 лет чаще используют в общении бурятский язык 72,2 %, два языка – 25,9 %, в основном русский – 1,9 %.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Если бурятский язык при общении в разных сферах жизни используют все сойоты, то использование русского языка имеет корреляцию с социально-профессиональными группами. Чаще всего используют русский язык специалисты с высшим образованием – 32,1 %, в том числе 10,7 % - даже чаще, чем бурятский.

Используют русский язык (наряду с бурятским) 20 % специалистов со средним образованием, 11,8 % - студентов. Для других социальных групп основным разговорным языком является почти исключительно бурятский. Практически не используют русский язык занятые в скотоводстве.

Степень владения сойотами бурятским языком исключительно высока – 97,7 % опрошенных владеют им свободно, 1,5 % с некоторыми затруднениями, и лишь 0,8 % - со значительными затруднениями (в последнем случае, как уже говорилось, это в основном дети, которые родились за пределами района и лишь позже переселились в район).

Не встретилось ни одного сойота, который бы вообще не понимал бурятский язык.

Русский язык для большинства сойотов – не родной, а второй, и степень владения им несколько ниже, чем бурятским. Однако большинство - 72,6 % опрошенных владеют им свободно. Еще 20,5 % владеют им с некоторыми затруднениями, 4,9 % - со значительными затруднениями, о,4 % - только понимают, но не говорят, и 1,5 % - совсем не владеют.

Хуже всего владеют русским языком старики (старше 70 лет – 40 % владеют им свободно, 60 % - с затруднениями), а также дошкольники, которые еще не начали изучать русский язык.

Лучше всего владеют русским языком в районном центре, где концентрируется максимальное количество специалистов с высшим образованием (владеют русским языком свободно 84,9%, частично – 14,3%, не владеют совсем 0,8%).

В Сойотском поселении, где в основном занимаются сельским хозяйством, показатели ниже (владеют свободно 59,7 %, частично 37,8 %, не владеют совсем - 2,5 %).

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Восстановление сойотского языка

Начиная с 1990-х годов, в процессе восстановления сойотской идентичности, сделана попытка реанимации давно забытого сойотского языка (7).

Специалистами-лингвистами была разработана письменность, подготовлены учителя, и началось преподавание в школе Сойотского поселения.

Нам не встретилось ни одного сойота, который бы овладел этим языком свободно.

Тем не менее, нашлись люди, которые после прохождения курса сойотского языка в школе, смогли определить свою компетенцию, как «владею со значительными затруднениями» (знают несколько десятков слов, несколько фраз, но связно говорить не научились), и «понимаю, но не говорю» (понимание также весьма относительное – понимают очень ограниченное количество слов).

Всего по всей выборке оценили свои знания, как «владею со значительными затруднениями» 1,1 % опрошенных старше 7 лет (степень компетенции детей определяли родители), еще 5,0 % остановились на варианте ответа «понимаю, но не говорю». Остальные 93,9 % сойотским языком не владеют совсем.

Так как сойотский язык внедрён не во все школы района, а лишь в Сойотском поселении, имеет смысл обратиться к компетенции только тех, кто учил этот язык в школе. Всего прошли через обучение этому языку в школе 18,3 % всех сойотов старше 7 лет. Однако изучать – не значит овладеть. Из тех, кто прошел курс языка в школе, лишь 4,9 % посчитали, что владеют этим языком со значительными затруднениями, еще 22,0 % - начали немного понимать, а 73,2 % признались, что этим языком не овладели совсем.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Интересно, что и среди тех, кто не проходил курса языка в школе, нашлось несколько человек, которые в какой-то мере освоили сойотский язык. Видимо, это родители тех детей, которые изучали язык в школе, и, помогая детям готовить уроки, они тоже немного освоили этот язык. Но их немного – 0,6 % считают, что владеют языком со значительными затруднениями, и ещё 1,6 % - начали немного понимать.

Те, кто в какой-то степени овладел сойотским языком, нигде его не используют, кроме уроков сойотского языка в школе, так как уровень компетенции в этом языке весьма низок. Тем не менее,12,4 % опрошенных старше 7-ми лет отметили, что научились немного читать на сойотском языке (53,7 % от числа тех, кто учил сойотский язык в школе, и 3,3 % тех, кто не учил). Показатели не такие уж и плохие, более половины тех, кто учил язык, вроде бы научились читать. Однако, как выяснилось, есть расхождения между понятиями «читать» и «понимать» текст. Некоторые респонденты признались, что несложные тексты из учебника они в принципе могут прочитать, а вот понять – далеко не всегда или не полностью. Так что на самом деле успехи в обучении сойотскому языку намного скромнее.

Обучение в школах района идёт и на русском, и на бурятском языках.

Среди опрошенных сойотов обнаружилось лишь 10,3 % не изучавших по разным причинам бурятский язык в школе, остальные учили его в начальных классах – 5,2 %, до 9 класса – еще 7,1 %, до 11 класса – 77,4 %. В результате 92,0 % сойотов старше 7 лет могут читать и писать на бурятском языке, 4,9 % - только читать, и лишь 3,1 % не могут читать и писать на этом языке (чаще это те, кто школьные годы провели вне Бурятии).

А вот русским владеют практически все (99,6 % старше 7 лет могут писать и читать, 0,4% только читать).

В разных сферах общения сойоты используют либо исключительно бурятский язык, либо (реже) два языка – русский и бурятский. Очень небольшая часть использует исключительно русский язык. В последнем случае это чаще всего те, кто провёл детство за пределами Бурятии, в русской среде.

При общении со своими родителями 80,2 % опрошенных сойотов используют бурятский язык, 18,3 % - русский и бурятский, и лишь 1,5 % - русский.

Русский язык или два языка используют в основном дети, чаще – в районном центре. При общении с братьями и сестрами 82,9 % используют бурятский язык, 15,1 % - два языка, 2,0 % - русский язык. В общении с друзьями 59,5 % используют бурятский язык, 36,4 % - два языка, 4,1 % - русский язык. В разговоре со своими супругами используют в основном только бурятский язык 84,0 %, два языка 15,2 %, в основном русский – 0,8 %. В общении со своими детьми бурятский язык используют 69,7 %, два языка 28,0 %, русский язык 2,3 %. Гораздо шире русский язык используется на производстве. С коллегами по работе говорят в основном по-бурятски 34,7 %, на двух языках 59,6 %, на русском 5,7 %.

Как видим, в общении внутри семьи преобладает бурятский язык, во внешнем общении – на работе, с друзьями – расширяется использование русского, растёт значение двуязычия.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Имена, религиозные взгляды, обряды

У сойотов распространены бурятские и русские имена, сойотские имена практически не встречаются. Лишь двое респондентов не совсем уверенно предположили, что их имена – сойотские.

По всей выборке бурятские имена имеют 61,5 % опрошенных, русские – 38,5 %. У мужчин соотношение 71,8 % и 29,2, у женщин 53,7 % и 46,3 %, то есть у мужчин относительно чаще встречаются бурятские имена, у женщин несколько выше доля русских имен.

Как меняется соотношение русских и бурятских имен по поколениям? Оказывается, от старших к младшим возрастам русских имён всё меньше, бурятских – всё больше. У пожилых мужчин (60 лет и старше) бурятские имена имеют 61,5 %, среди детей и подростков (до 20 лет) - 87,2 %, у женщин и девочек соответственно 24,0 % и 70,4 %.

В песенном жанре сойоты используют и русский и бурятский языки, бурятский несколько чаще. Поведали, что поют преимущественно на бурятском языке 25,3 %, на русском 4,9 %, на обоих языках – 63,6 %.

В религиозных взглядах сойотов ярко проявляется синкретизм – подавляющее большинство признают одновременно и буддизм, пришедший сюда от бурят, и шаманизм, веру в духов, то есть традиционную религию – 80,5 % опрошенных взрослых.

Кроме того, 10,1 % относят себя к буддистам, 6,3 % - к шаманистам, остальные 3,1 % определили себя как неверующие (атеисты).

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

О традиционных родильных обрядах (бурятских и сойотских) две трети опрошенных (67,9 %) ничего не знают, 22,8 % знают основные элементы бурятского обряда, 8,6 % - сойотского, 0,6 % - того и другого.

Женщины, которые, естественно, более компетентные в этом обряде, лучше, чем мужчины знакомы с бурятским обрядом (23,4 % против 13,4 % у мужчин), но о сойотском обряде также знают немногие (9,5 % женщин, 9,0 % мужчин).

Со свадебным традиционным обрядом сойоты знакомы лучше, но только с бурятским, знают о его элементах 61,7 % опрошенных взрослых. А вот про сойотский свадебный обряд слышали только 0,6 %.

Аналогичные результаты по знакомству с погребальным обрядом. С бурятским традиционным похоронным обрядом знакомы 62,9 %, а вот с сойотским – всего 3,1 %. Так что по основным традиционным обрядам мы видим значительно превышение компетенции в бурятских обрядах по сравнению с сойотскими.

В то же время наблюдается процесс отхода и от бурятских обрядов, они также постепенно забываются. Особенно плохо знакома с ними молодёжь. Те немногие, кто знаком с сойотскими обрядами – в основном старики и говорят о них исключительно в прошедшем времени (в настоящее время они не практикуются).

Например, о сойотском похоронном обряде информированы 7,1 % пожилых людей старше 60 лет, а до 40 лет о них не слышал никто.

Ещё относительно недавно сойоты помнили, к какому роду они относились, (среди них встречались рода сойот, иркит, онхот, хаасуут (7), но сейчас стали об этом забывать. Лишь 46,7 % назвали свой род, остальные на наш вопрос о своей родовой принадлежности ответить не смогли.

Сфера брака

Длительное совместное проживание сойотов и бурят на территории одного района неизбежно привело к смешению в сфере брака. Число и доля таких браков постепенно нарастает, по мере того, как происходят дальнейшие миграции сойотов в бурятские поселки, бурят- в сойотские. Единство языка и многих сторон хозяйства, материальной и духовной культуры облегчает контакты двух национальностей и в сфере брака.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

В настоящее время в нашей выборке, если не считать одиночек,соотношение однонациональных и национально-смешанных семей оказалось 58,0 % и 42,0 %. Доля смешанных семей приближается к половине.

Большинство смешанных семей в нашей выборке – с бурятами (38 %) остальные 4 % - с русскими и тувинцами. Исходя из характера размещения, меньше всего смешанных семей в Сойотском поселении – 36,6 %, за его пределами их доля выше – 45,8 %

В нашей выборке имеют жён иной национальности 45 % женатых мужчин-сойотов, имеют мужей иной национальности 37, 2 % замужних сойоток.

Такое интенсивное и всё нарастающее смешение сойотов и бурят в сфере брака неизбежно ведет к всё большей метисации, нарастания в районе доли сойотско-бурятского смешанного населения. Тем более что большинство выходцев из смешанных семей выбирают сойотскую национальность.

В смешанных семьях родители отнесли к сойотам 84,5 % детей, в то время как к бурятам – 15,5 %. В нашей выборке лишь 33,5 % сообщили, что среди их ближайших предков все сойоты, у 59,7 % среди предков есть и сойоты, и буряты, у 1,1 % - сойоты и русские, у 4,9 % - сойоты, буряты и русские, у 0,4 % - сойоты, буряты и якуты, у 0,4 % сойоты, буряты и тувинцы.

Лица этнически смешанного происхождения (кратко - метисы) среди опрошенных сойотов в Сойотском поселении составили 59,7 %, в Орликском поселении – 68,1%, остальных двух поселениях – 92,0%. То есть, чем ниже доля сойотов в том или иной населенном пункте, тем больше смешение с бурятами.

Доля метисов от старших возрастных групп к младшим постепенно нарастает (табл.4) среди пожилых людей их чуть более половины, среди детей приблизилась к 80%.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Как уже отмечалось выше, около 1/10 взрослых метисов отнесли себя к бурятам и нами не опрашивались. Но и среди тех, кто отнёс себя к сойотам, некоторые проявили колебания в самоопределении, то есть относят себя одновременно и к сойотской, и бурятской национальности. Среди опрошенных сойотов-метисов таких «колеблющихся» оказалось 16,2 %, остальные 83,8 % метисов отнеси себя к сойотам вполне уверенно.

Есть ли отличия сойотов от бурят?

Значительное смешение сойотов с бурятами, переход на бурятский язык, освоение бурятской культуры и отход от своей собственной – всё это заставляет поставить вопрос о целесообразности выделение этой этнической общности. Насколько это оправдано? Есть ли отличия сойотов от бурят в настоящее время, и если есть, в чём они выражаются?

При массовом опросе мы решили обратиться с такими вопросами к самим сойотам, и попросили ответить, знают ли они о различиях между ними и бурятами в хозяйственной деятельности, в разных областях материальной культуры – в частности, в типе традиционного жилища, а также в антропологических особенностях, в чертах характера.

Об отличиях в традиционной хозяйственной деятельности осведомлены 35,4 % взрослых респондентов. При этом они указывают на эти отличия в прошедшем времени – раньше сойоты были таёжниками - оленеводами и охотниками, а буряты – степняками скотоводами.

Конечно, сейчас эти различия сгладились, молодёжь осведомлена об этих различиях меньше, поэтому 2/3 опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. Смогли привести конкретные примеры этих различий 45,2 % пожилых людей, но только 22,2 % молодёжи.

В прошлом наблюдались различия и в традиционном жилище – достаточно вспомнить войлочную юрту у бурят, и таежные жилища, в частности чум – у сойотов (9). На эти различия указали 46,2 % опрошенных, от 33,3 % среди молодежи до 54,8 % среди пожилых людей.

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Антропологические и иные различия

И буряты, и сойоты относятся к большой монголоидной расе, однако к разным её типам. Буряты – представители центрально-азиатского типа северной ветви монголоидной расы, а сойоты, судя по всему, как и соседи – тофалары и тувинцы-тоджинцы, к байкальскому типу той же северной ветви (10).

Замечают ли какие-либо антропологические различия сами сойоты? Оказалось, что почти половина – 46,2 % замечают. Правда, нередко в прошедшем времени – раньше различались, но сейчас перемешались с бурятами и отличия менее заметны.

Респонденты назвали несколько признаков, по которым два этноса различались, но некоторые признаки называли немногие, порой лишь 1-2 респондента, а наиболее часто назвали два-три признака.

По мнению многих, в прошлом сойоты, в отличие от кареглазых и черноглазых бурят, имели светлые, зеленоватые глаза. И второе отличие – сойоты были выше ростом. Некоторые указали ещё на более узкие лица.

Так или не так – я не берусь судить, это область исследования антропологов, но сами сойоты называют чаще всего именно эти признаки. Один из респондентов прямо сказал:

«Посмотрите – у меня зеленоватые глаза. Это от предков-сойотов».

Что касается цвета глаз – это соответствует известным отличиям между местными типами, антропологи отмечают некоторое посветление радужины глаз и волос у представителей байкальского типа по сравнению с центрально-азиатским. Но узкие лица и высокий рост байкальскому типу совершенно не свойственны, и, кстати, у соседних тофаларов и тоджинцев не наблюдаются. Это скорее признаки, указывающие на какую-то европеоидную примесь. Но у соседних народов (в частности, у тех же тофаларов) европеоидной примеси не обнаружено.

По этому поводу приведу мнение одного из сойотов, с которым я обсуждал эту проблему. По его мнению, давно, ещё до революции на территории сойотов вёл разработку полезных ископаемых французский предприниматель, с ним были рабочие. Рабочие общались с местными женщинами, и от них сойоты и получили эту европеоидную примесь.

Не берусь судить, так ли это, однако в литературе действительно имеются сведения, что в 1846 году француз Ж-П. Алибер приобрёл Мариинский графитовый рудник на Ботогольском гольце и основал предприятие по добыче минерала (6). Но дать оценку такому оригинальному мнению я, конечно, не берусь.

Есть ли различия в национальной психологии, в характере сойотов и бурят? Большинство считает, что нет – 82,3 %. Но остальные всё же отметили, что некоторые отличия есть – 17,7 % (от 11,1 % среди молодёжи до 23,8 % среди пожилых людей).

Современные этнические процессы у сойотов (проф. Кривоногов В.П., 2018)

Заключение

В целом можно сказать, что, несмотря на высокий уровень ассимиляции сойотов бурятами, определённые различия в разных областях культуры сохранились, или же сохранилась память об этих различиях в недалёком прошлом. Главное – сохранилось этническое самосознание, что и послужило толчком для возрождения этнической идентичности.

Однако, кроме самосознания, мало что указывает на сойотские черты данной этнической группы.

В ближайшее время можно ожидать дальнейшего сближения сойотов с бурятами, слияние с ними посредством смешанных браков, и постепенное исчезновение ещё оставшихся небольших различий.

Попытки этнического возрождения последних лет, к которым можно отнести преподавание сойотского языка в части школ и возобновление оленеводства, носят ограниченный и локальный характер, и существенно повлиять на общую ситуацию не могут. Однако, что касается такой сложной сферы, как этническое самосознание, то здесь строить прогнозы весьма затруднительно.

Список литературы

  1. Жуковская Н.Л. Республика Бурятия: этнорелигиозная ситуация (1991-1993 гг.) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – 1994.- № 5.
  2. Павлинская Л.Р. Окинские сойоты: методы и механизмы разрушения этнической культуры // Материалы полевых этнографических исследований 1990-1991 гг.- СПб.-1993.- С.37-39.
  3. Павлинская Л.В. Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью.- СПб.- 2002.
  4. Петри Б.Э. Оленеводство у карагас. Иркутск.- 1927.
  5. Рассадин В.И. Об оленеводстве у окинских сойотов // Гуманитарные исследования молодых учёных Бурятии. 1999. Вып. 2, ч. 1. Улан-Удэ.

Источник - "Северные архивы и экспедиции" , № 4, 2018, с. 33-43. Материалы исследования предоставлены сайту © zolord.ru проф. В.П. Кривоноговым.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    234 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    430 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    747 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    1150 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    234 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    262 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    430 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    385 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    666 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    747 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024