В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом
24 января 2020, 18:35 18124 1
Найманы, фото: zolord.ru
В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом. Об этом сообщает regtv.kz.
Так, стопроцентная найманка (то есть как со стороны отца, так и матери) доктор исторических наук Назира Нуртазина считает, что нужно бороться не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни этого явления в казахстанском обществе и универсальный механизм их искоренения.
д.и.н. Назира Нуртазина
Лауреат Государственной премии Казахстана поэт Н. Айтов (Айт-улы) отмечает, что «открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период». И приводит свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».
член Союза писателей Казахстана - Несіпбек Айтұлы Айтов
В своём открытом письме Президенту РК поэт указывает, что «такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет!»
Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническому признаку.
В его письме упоминается имя артистки Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. В её монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотёпами или хитрыми, опасными и т. д.
Поэт отмечает, что племена Среднего жуза — аргыны и наиболее близкие им найманы, негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», а девушки-найманки, как правило, всегда образованы и активны, и все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).
Казахстанский актёр и сценарист Алмат Сакатов также возмутился насмешкам над найманами.
Алмат Сакатов
Он опубликовал своё обращение.
«Уважаемые мои коллеги-актёры и сценаристы, которые пишут для них речь. Что вам сделали найманы? Убили вашего отца? Изнасиловали вашу дочь? Разрушили ваш дом? У вас, что, нет других тем, кроме найманов?
Вчера видел по телевизору, как двое полицейских говорили одному парню: «Его наказывать не буду, его Бог наказал — он женат на найманке». Это что за слова такие?
Если такие смелые, то почему не смеётесь над алимами, почему не смеетесь над конратами? Есть сунак, кожа. Почему не над албанами и суанами? Почему не насмехаетесь над западными адайцами? Попробуйте про них что-нибудь сказать, завтра к вам пятеро ребят с ножами придут...
Почему не насмехаетесь над шапраштинцами? Найманы — это Кабанбай батыр, остальных уж перечислять не буду», — заявил Алмат Сакатов.
Справка
Найманы и кереиты были одними из самых влиятельных племён Монголии до возвышения Чингисхана. Они приняли заметное участие в этногенезе монгольских и тюркских народов. Найманы оказали сильное сопротивление Чингисхану, но впоследствии повлияли на становление монгольской письменности и культуры.
Слово найман связывают с числительным «восемь» на монгольском языке (то есть союз 8-ми племён). Однако существует мнение, что это не так. На самом деле этноним найман происходит от древне-монгольского слова "найма" - торговцы. Найманы жили на стыке монгольского и среднеазиатских миров, и поэтому товар в сердце Монголии поступал через найманов.
По китайским источникам, найманы XII—XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с ними подходили под понятие «белые татары».
Первые достоверные сведения о найманах оставлены Рашид-ад-дином (XIII в.):
«Это племя степное: некоторые жили в горах, другие в степях... Обитали в Большом Алтае, Каракоруме... в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша... у этих найманских племён были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи, язык и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Хучлук-хан — сильный, великий государь. Из племён, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [I, с. 136—137].
Найманы занимали под свои кочевья Хангайское нагорье, оба склона хребта Алтайн-нуру, долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук Иртыш) и озера Зайсан-нур, на востоке их кочевья граничили с землями кереитов, на севере — киргизов, на западе — канглов и на юге — с Уйгурией.
Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал:
«Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с.151].
По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.
После завоевания найманов Чингисханом многие из них ушли на восток в глубь Монголии, большая часть их земель отошла под кочевья монголов, в том числе и хори-бурят; впрочем, ещё в середине XIII в. они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили на землях к востоку от Иртыша [2, с. 522].
Найманы считаются народом с довольно развитой культурой и торговлей. Считается, что они изначально были северной ветвью каракиданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей из Монголии в алтайские степи.
По «Сокровенному сказанию монголов», шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь, используя волшебный камень. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров — своих соседей на юге [4, с. 202—203].
Статью о найманах, населявших территорию Монголии в XII – начале XIII веках, читайте здесь.
Комментарии ()