Экс-посол РК в Белоруссии ещё до выборов заявил, что Лукашенко «потерпит победу», но легитимность будет утрачена
18 августа 2020, 22:11 1259 0
Экс-посол РК в Белоруссии Ермухамет Ертысбаев
В интервью ZONAkz от 7 августа экс-посол РК в Белоруссии Ермухамет Ертысбаев ещё до президентских выборов в Беларуси спрогнозировал массовые протесты в РБ после выборов.
Приводим отрывок из его интервью от 7 августа.
— Вы, помнится, 8 апреля в интервью газете «Комсомольская правда в Казахстане» говорили, что Лукашенко идёт на большой риск, не вводя в Белоруссии режим карантина по коронавирусу. Но теперь уже очевидно: первый и пока единственный президент наломал в своей стране куда более серьёзных дров, чем вирус. Одно только задержание российских наёмников из ЧВК Вагнера чего стоит! Как экс-посол в Минске, скажите: это «глюк» лично Батьки или слабость аналитических навыков его команды?
— Человеку свойственно ошибаться, но роковая ошибка Лукашенко в том, что он не понял и не принял хода Назарбаева 19 марта прошлого года. Лукашенко мог бы найти в своём окружении достойного преемника, который сейчас без труда победил бы. Сам бы Лукашенко вполне мог стать почётным (или пожизненным) председателем, скажем, Госсовета, отойти в тень.
Долгое время у Лукашенко был свой устойчивый и обширный электорат, своя политическая база, но сейчас у него нет даже социальной поддержки.
Он говорит о российских наёмниках, которые якобы готовили переворот в Беларуси, но никому – судя даже по лицам сидевших в зале и слушавших его послание белорусскому народу 4 августа — не страшно и никто не верит.
Если бы Россия действительно хотела переворота в Беларуси, то, согласитесь, она действовала бы по другому. Ну кто направляет в соседнюю, кстати, союзническую страну, «боевиков» в одежде «милитари» без оружия в количестве 33 человек, снабдив их несколькими сотнями долларов и пачками презервативов?! Было бы смешно, если бы не было так грустно!
Я сейчас говорю без сарказма, мне обидно, что эпоха Лукашенко в Беларуси может завершиться так трагикомично. Я считаю его сильным и харизматичным политиком, он вошёл в историю.
— Тем не менее, выборы он, судя по всему, выиграет. Ведь там (как и у нас, впрочем) важно не как голосуют, а как считают. Но что ждёт «последнего диктатора Европы» дальше? Майдан и изгнание?
— То, что происходит в Беларуси, трудно назвать выборами. Представьте себе профессионального боксёра, который стремится к титулу чемпиона мира. Но он изолировал всех сильных соперников. Рефери на ринге и судей не будет. Зрителей не будет в день поединка. И вот — победитель объявлен, провозглашен Чемпион Мира! Но абсолютно никто не признаёт сей факт.
Для любого политического режима, особенно авторитарного, самое важное – это легитимность. Я уже говорил, что Лукашенко «потерпит победу», но легитимность будет утрачена.
Белорусская власть абсолютно не приемлет сменяемость власти, потеряла гибкость и дальновидность, категорически не приемлет честные и конкурентные выборы. Вот вы можете себе представить, чтобы Токаев в прошлом году снял с выборов Косанова?
— Поначалу многие не верили, что его вообще зарегистрируют. А когда это произошло, начались разговоры, что Косанов – засланный казачок…
— Это уже другая тема, главное – Косанов получил регистрацию. Хотя Токаев прекрасно знал о наличии в стране обширного протестного электората и о том, что за Косанова будут голосовать сотни тысяч и даже миллионы. И если бы Токаев снял его с дистанции, то он был бы в глазах общества нелегитимным президентом. Но Токаев не вёл бой с тенью, а вышел на ринг и одержал нелёгкую победу.
В Беларуси пошли по другому пути и это чревато: на счёт Майдана не знаю, но массовые протесты, полагаю, мы очень скоро увидим.
Возникла совершенно новая качественная ситуация в стране, власть прозевала момент развития — и это ещё одна ошибка. Такое бывает. Даже великие политики впадали в такие ошибки. Уинстон Черчилль, триумфатор и победитель нацизма в 1945, был уверен, что на выборах победит. Но британский народ посчитал, что качества лидера, ценные на войне, не нужны в мирное время и проголосовал против него.
В Беларуси назрела необходимость комплексной модернизации экономики, широкие слои народа требуют перемен и в политической надстройке, народ желает нового лидера.
— У вас нет ощущения, что Казахстан вовремя избежал похожего сценария? Вообще, в политической истории Белоруссии немало прямых перекликов с нашей: три референдума, жёсткая нейтрализация политоппонентов, наступление на независимые СМИ. Что спасло Назарбаева от Батькиной участи? Нефть?
— Назарбаев понял, что ничего вечного нет и надо вовремя уходить. Углеводородный фактор играл большую роль, но ещё большую роль играла тщательно выверенная и продуманная внешняя и внутренняя политика. Назарбаев тоже допускал ошибки, но они не были так болезненны и ощутимы в тучные нефтедолларовые годы.
Казахстан при Назарбаеве провёл куда более глубокие рыночные реформы, чем Лукашенко в Беларуси, где государство полностью доминирует в экономике.
В сфере обслуживания, в малом и среднем бизнесе мы значительно опережаем белорусов. Но у белорусов есть свои преимущества: в сфере IT они признаны в мире, их промышленная и сельхозпродукция востребована в Казахстане (белорусы постоянно имеют положительное сальдо во взаимной торговле).
— Вообще, чем грозит постсоветскому пространству в целом и Казахстану – в частности, падение режима Лукашенко?
— Если режим Лукашенко падёт в результате массовых митингов и демонстраций, то это станет катализатором для протестного электората и в Казахстане, и в России. Это очевидно.
Никакого дрейфа новой белорусской власти в сторону Запада не будет: там их не ждут. Весь белорусский бюджет держится за счёт крайне выгодных для белорусов торгово-экономических отношений с Россией, почти вся белорусская промышленная и сельскохозяйственная продукция поглощается российским рынком.
Полный текст интервью читайте здесь.
Комментарии ()