13 ноября 2021, 11:21 1376 0 Автор: Золотая Орда

Лингвисты назвали Северо-Восточный Китай прародиной алтайских языков

река Ляохэ, Китай (foto: wallup.net)

Международный коллектив учёных из Германии, Японии, Южной Кореи, России, Китая, США и др. стран провели масштабное исследование происхождения и времени разделения трансъевразийских языков с помощью новейших методов исторической лингвистики, палеогенетики и археологии. Обнаружено, что эти процессы связаны с первыми земледельцами, выращивавшими просо в Северо-Восточном Китае около 9000 лет назад, то есть в эпоху раннего неолита. Распространение этих языков, по их мнению, связано с развитием сельского хозяйства и ростом населения. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Трансъевразийские языки — это достаточно молодое понятие, введённое лингвистами для обозначения географически близких и структурно однородных языков Евразии. Они включают 5 различных ветвей:

1. тюркскую,
  2. монгольскую,
  3. тунгусо-маньчжурскую,
  4. корейскую,
  5. японскую.

Термин был введён в научный оборот в дополнение к традиционному понятию алтайская языковая семья, в которую не входят последние две ветви. Однако вопрос о происхождении всех этих языков от общего предка и время их разделения длительное время оставался открытым.

В этом последнем исследовании учёные впервые объединили методы классической исторической и сравнительной лингвистики с байесовским подходом в филогенетике, что позволило им проследить эволюцию трансъевразийских языков. Все предложенные до этого классификации предполагали, что японская и корейская ветви наиболее тесно связаны друг с другом, а монгольские языки близки или к тюркским (российская школа), или к тунгусо-маньчжурским (западная школа). Новый подход же позволил выяснить, что эти три ветви образуют единый кластер, в котором тунгусо-маньчжурские языки отделились раньше остальных.

Лингвисты назвали Северо-Восточный Китай прародиной алтайских языков

На рис. а показано современное расселение носителей 98 трансъевразийских языков, включенных в это исследование (Martine Robbeets et al. / Nature, 2021). Современные языки представлены цветными поверхностями, исторические разновидности - красными точками.

В целях исследования происхождения трансъевразийских языков, учёные объединили данные и методы нескольких наук — лингвистики, археологии и генетики.

Лингвисты собрали базу данных из 3193 слов, связанных в первую очередь с сельским хозяйством, которые относятся к 254 базовым понятиям из 98 трансъевразийских языков. С помощью лингвистической филогении они датировали время их расхождения.

Так, трансъевразийская языковая семья, по их данным, сформировалась около 9181 года назад, после чего около 6811 лет назад из неё выделились тюркская, монгольская и тунгусо-маньчжурская ветви, около 5458 лет назад — японская и корейская. Монгольские и тунгусо-маньчжурские языки отделились от тюркских примерно 4491 год назад.

Исследователи выяснили, что прародина тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских, японского и корейского языков находится в Северо-Восточном Китае в бассейне реки Ляохэ, где праязык сложился в эпоху раннего неолита.

Бассейн реки Ляохэ

Из бассейна реки Ляохэ в позднем неолите и бронзовом веке носители прамонгольских языков мигрировали до Монгольского плато, пратюркских — в степные западные районы, а другие — на восток. Так, носители пратунгусских языков оказались в Приамурье, пракорейского и праяпонского языков — на Корейском полуострове, откуда последние переселились на Японские острова.

Лингвисты назвали Северо-Восточный Китай прародиной алтайских языков

На рис. b показано распространение трансъевразийских языков в прошлом. Реконструированные местоположения предков трансъевразийских языков, на которых говорили во время неолита (красный) и бронзового века и позже (зеленый).

Учёные исследовали данные по 255 археологическим памятникам эпохи неолита и бронзы, которые связаны с началом выращивания проса. В бассейне реки Ляохэ эту культуру одомашнили около 9000 лет назад, после чего около 5500 лет назад просо стали выращивать на Корейском полуострове, а ещё спустя 500 лет — в бассейне Амура и Приморье. Впоследствии из этого же региона в Корею (около 3300–2800 лет назад) и Японию (не ранее 3000 лет назад) распространилась культура возделывания риса и пшеницы. Связь между сельским хозяйством и миграцией населения, по мнению исследователей, также видна в керамике, технике изготовления каменных орудий, генетике, а также погребальном обряде.

Лингвисты назвали Северо-Восточный Китай прародиной алтайских языков

На рис. показана интеграция лингвистической, сельскохозяйственной и генетической экспансии в Северо-Восточной Азии. Родословная Амура отмечена красным, родословная Желтой реки - зеленым, а родословная Дзёмон - синим. Красные стрелки показывают миграцию на восток фермеров, выращивающих просо в неолите, в результате чего корейские и тунгусские языки попали в указанные регионы. Темно-зеленые стрелки отмечают интеграцию рисоводства в позднем неолите и бронзовом веке, в результате чего японский язык пришел в Японию через Корею.

Палеогенетики также исследовали геномы 19 индивидов из Приамурья, Кореи и с Японских островов и сравнили их с уже опубликованными наборами возрастом от 300 до 9500 лет из бассейна реки Ляохэ, Приамурья, района Хуанхэ, Ляодунского полуострова, провинции Шаньдун, Приморья и Японии. Исследователи обнаружили, что первые земледельцы бассейна Ляохэ происходят от донеолитических охотников-собирателей, населявших Приамурье.

Лингвисты назвали Северо-Восточный Китай прародиной алтайских языков

Учёным удалось также проследить происхождение носителей японского и корейского языков до их общего предка с другими носителями трансъевразийских языков.

Учёные пришли к выводу, что происхождение трансъевразийских языков можно проследить до начала культивации проса и древнего населения Приамурья. Распространение этих языков включало две основные фазы. Первая была связана с расселением из бассейна реки Ляохэ в сопредельные регионы земледельцев, выращивавших просо в раннем или среднем неолите. Во время второй фазы, относящейся к позднему неолиту, бронзовому и железному векам, земледельцы постепенно смешивались с популяциями из бассейна реки Хуанхэ, Западной Евразии и культуры Дзёмон.

В 2020 году этот же коллектив учёных определил генетическую группировку древних людей северного Китая, которые расселились по всей Евразии и Восточной Азии.

Ранее на zolord рассказывали, что специалисты Института филологии СО РАН исследовали фонетические особенности языков коренных народов Сибири, об этом читайте здесь.

О взаимодействии монгольских и тунгусо-маньчжурских ареалов, читайте здесь.

О тунгусо-маньчжурских элементах в монгольских языках, читайте здесь.

О генетическом расстоянии от нанайцев до 20 народов Сибири и Дальнего Востока, здесь.