История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

02 мая 2025, 17:32 9762 0 Автор: Золотая Орда

В конце апреля на книжной выставке «Astana Eurasian Book Fair 2025» выступили автор книг об истории Казахстана историк Радик Темиргалиев и его коллега – директор Научного института изучения Улуса Джучи Жаксылык Сабитов. Историки рассказали о новых проектах и ответили на вопросы читателей, сообщает informburo.kz.

Радик Темиргалиев рассказал, что в этом году он готовит к выпуску новые проекты в непривычном для себя формате, а также издание книги «Тамга» на казахском языке. Труд вызвал большой интерес за рубежом, особенно в России и Монголии. Кроме того, планируется перевод книги на английский язык.

О теме родов и племён

Темиргалиев обратил внимание, что существует мнение, будто бы не стоит уделять теме родов и племён казахов много внимания. Однако, по его словам, если в обществе есть интерес к истории родов и племён, то он в любом случае будет удовлетворяться. В том числе через мифы и домыслы, чему способствует интернет. Поэтому, считает историк, важно работать над этой темой научно и объективно, предоставляя обществу достоверные материалы.

«Даже если интерес к книгам постепенно угасает, подобные темы помогают его поддерживать, способствуют уважительному отношению к знаниям в целом», – подчеркнул он.

О религии, интеллекте и культуре кочевых казахских племён

Радик Темиргалиев высказался о роли ислама в истории казахского народа и культурном развитии кочевников.

По его словам, казахский этнос формировался как мусульманский с самого начала – в XIV–XVI веках ислам окончательно закрепился на территории Казахстана.

«Сегодня в сети часто идут споры на тему соотношения ислама и тенгрианства. Да, определённые поверья существовали, но суеверия есть у любого народа. Например, в русской культуре сохранились языческие традиции: отмечают Масленицу, купаются на Рождество, хотя церковь напрямую к этому отношения не имеет», – отметил Темиргалиев.

В конце XVIII – начале XIX века шариат стал основой казахского права. В это время шариат начинает побеждать как основная правовая система. Он напомнил, что казахские ханы и султаны в то время судили уже по нормам шариата.

Отвечая на вопрос об уровне интеллектуального развития кочевников, спикер напомнил о наблюдениях Ленина, Чокана Валиханова и других исследователей. Тяжёлый физический труд, например крестьянский, часто ограничивал возможности для развития, тогда как у кочевников было больше свободы и времени для искусства, творчества, самосовершенствования.

«У казахов не возникло элитной культуры в европейском понимании, но народная культура была развита гораздо сильнее, чем у многих других народов. Простой кочевник изумлял исследователей своей речью: он владел метафорами, умел аргументировать, тонко выражать мысли. Путешественник-исследователь Василий Радлов даже называл казахов «центральноазиатскими французами» за их богатую речь и образное мышление», – рассказал Темиргалиев.

Жаксылык Сабитов добавил, что по своей структуре казахские кочевники напоминали дворянство: они знали своё происхождение, были закрытой корпорацией, умели воевать.

«Когда кочевники заходили на земледельческие территории, они автоматически становились правящим классом. По сути, это было дворянство – только без крепостных», – заметил Сабитов.

Был ли Чингисхан казахом?

«Чингисхан был монголоязычным, это научно подтверждено и не вызывает споров. Но когда мы пишем историю, мы формируем определённые рамки, в которых люди могли бы себя видеть. Например, в Китае прекрасно знают, что Чингисхан говорил на монгольском языке, но это их совершенно не смущает. Он считается одним из величайших предков китайского народа и входит в их топ-5 исторических личностей», – сказал Жаксылык Сабитов.

По словам учёного, на постсоветском пространстве язык воспринимается как основной маркер национальной принадлежности, тогда как в мировой практике нередко разделяют историю по языковому признаку и по генетическому. Эти картины могут отличаться.

«Если кому-то хочется почувствовать связь с Чингисханом, можно поступать так же, как китайцы, – считает он. – Сегодня мы наблюдаем растущий тренд: всё больше людей считают Чингисхана казахом. Это связано с тем, что советская идеология задала определённые рамки мышления, и в нашем обществе исторически сложились две основные группы: монголы и кипчаки. При этом часто забываются другие племена, которые тоже населяли огромные территории континента и говорили на различных языках».

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    103 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    628 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    830 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2916 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    20 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    103 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    224 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    239 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    227 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    304 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    249 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025