Глава Тувы: экспортному коридору Курагино-Кызыл-Урумчи быть
29 октября 2018, 12:51 1556 0
фото: mk-tuva.ru
Восточноазиатский аспект, где ведущая роль отводится Китаю и Монголии, стал центральным на прошедшем во вторник, 23 октября, совместном заседании Совета полпреда президента России в СФО и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС).
В приветственном слове Глава Тувы Шолбан Кара-оол подчеркнул, что в целом, Россия переходит от масштабного импортозамещения к наращиванию экспортного потенциала.
Глава Тувы настаивает на радикальной реконструкции пограничного пропуска «Хандагайты», который должен стать реперной точкой поддержанного МАСС проекта автомобильного трансграничного транспортного коридора из Красноярска в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, сообщает «МК в Тыве».
Одновременно руководители сибирских регионов поддержали предложение Тувы о разработке программы «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», куда уже предлагается внести несколько ключевых для республики инициатив о создании воздушного и энерго- мостов в Китай и Монголию, а также проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл.
Представлял на Совете МАСС сложившиеся в сибирском регионе основные транспортные проблемы заместитель председателя правительства Республики Тува Александр Брокерт.
«Все транспортные коридоры России, как правило, выстроены по параллелям, а коридоров, расположенных по меридианам, довольно немого, – отметил вице-премьер республики. – В Сибири ситуация более сложная. Вся центральная ее часть практически не имеет выходов на внешние рынки, хотя весьма перспективный Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, ВРП которого оценивается в 125 млрд долларов, а население составляет 25 млн человек, находится гораздо ближе, чем Тихоокеанские порты и западные границы страны».
В качестве вариант решения проблемы Республика Тува предложила создание автомобильного трансграничного транспортного коридора из Красноярска и Абакана в китайский Урумчи.
«Для того, чтобы добраться красноярским предпринимателя до российско-монгольского КПП «Ташанта» в Горном Алтае потребует преодолеть 1727 км, а до Кяхты – 2710 км, – отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол, ставший весной нынешнего года председателем межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – В то же время после создания на пункте перехода госграницы «Хандыгайты» оптово-логистического или оптово-распределительного центра позволит красноярцам сократить этот путь на более чем на 600 км».
По решению Совета, обустройство автомобильного пункта приграничного пропуска «Хандагайты», который станет реперной точкой проекта, предлагается внести в коллективную заявку для включения в национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
«Приказы 2001 года до сих пор остаются определяющими для этого приграничных пункта, который пока остается двухсторонним для прохода только граждан Монголии и России, – рассказывал на заседании Александр Брокерт. – Но если только установление безвизового режима между Россией и Монголией позволило увеличить пассажиропоток между странами в четыре раза, то, по нашим прогнозам, снятие административных барьеров и придание статуса многостороннего (для граждан третьих стран) пограничному пункту «Хандагайты», который мы уже называем енисейским бриллиантом», позволит увеличить товарооборот в 2 – 2,5 раза».
Впрочем, не столько Монголия, сколько Китай стал главной страной, к которой регионы Сибирского федерального округа планируется выстраивать особые взаимоотношения. В протоколах Совета межрегиональной ассоциации нашли отражения инициативы Республики Бурятия и Омской области по отмене запрета на ввоз в Поднебесную мяса и молока.
«Китай полностью открыт для поставок молочной продукции, например, из Белоруссии, – заявил на заседании Совета МАСС губернатор Омской области Александр Бурков. – Но почему-то в России запрещен экспорт в эту страну, которая является одним из перспективнейших мировых рынков».
Губернатор Прииртышья Александр Бурков поддержал главу Тувы Шолбан Кара-оола, обратившего внимание совета МАСС на то, что железная дорога Курагино – Кызыл должна составить конкуренцию транспортному коридору через Казахстан, который сейчас создается в рамках проекта «Новый шелковый путь».
«Есть информация, что казахстанский проект планируется соединить с российскими железными дорогами только в Челябинской области, – отметил Александр Бурков. – Тогда та часть Транссибирской магистрали, которая проходит по территории Сибирского федерального округа, окажется выброшенной».
В итоговом протоколе совета межрегиональной ассоциации нашли отражение предложение о строительстве железной дороги Курагино – Кызыл с продлением ее в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
Проект уже вошел в программу «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», куда уже предлагается внести несколько ключевых для республики инициатив о создании воздушного и энерго- мостов в Китай и Монголию.
«Трудно делать бизнес на перекладных, когда сегодня в столицу Монголии Улан-Батор прямые рейсы есть только из Иркутска или Улан-Удэ, – заметил Шолбан Кара-оол, рассказывая, что аэропорт Кызыла в ближайший год должен получить статус международного аэропорта. – Поэтому мы намерены продвигать проекты международные авиасообщения Улан-Батор – Кызыл – Новосибирск и Улан-Батор – Кызыл – Красноярск, а также в Урумчи».
Но если авиасообщение с соседними странами Тува планирует открыть только в следующем году, то строительство 400-киметровой железной дороги Курагино – Кызыл, по словам главы Тувы Шолбана Кара-оола, может начаться уже в нынешнем году.
«Оправданность строительства железной дороги стопроцентная, – отметил председатель МАСС Шолбан Кара-оол, подчеркнув, что именно монгольская сторона выступила с инициативой продолжения магистрали до Китая – А для нас, детей реки Енисей, она будет иметь колоссальное значение».
Проект, как известно, осуществляется на основе ГЧП с применением механизма концессии, соглашение к которому в апреле этого года подписал российский премьер Дмитрий Медведев. Общий объем инвестиций в железную дорогу протяженностью 410 км, которая пройдет через три горных хребта, где будет построено 8 тоннелей и 127 мостов, оценивается 192,4 млрд рублей.
И хотя 18 октября на окружном совещании с Минстроем России, Росжелдором и «Полеты во сне и наяву» вопросы по экспертизе проектно-сметной документации железнодорожной ветки Элегест-Кызыл-Курагино, полномочный представитель президента России Сергей Меняйло предупредил, что подготовленная документация проекта еще будет корректироваться.
«Готовьте своих представителей для работы в рабочей группе, которую будет создавать Минстрой по моей инициативе», – отметил полпред, обращаясь к главам Красноярского края и Тувы Александру Уссу и Шолбану Кара-оолу.
Комментарии ()