Как дзэн-буддизм проник в США
22 января 2019, 14:06 2524 0
фото: zencenterathens.com
Буддисты иммигрировали в США в разные исторические моменты и по целому ряду причин. Иммигранты из Китая и Японии начали прибывать в Калифорнию и на Гавайи в середине 1800-х гг., в основном в качестве рабочих-мигрантов для строительства железных дорог, работы в шахтах, на фермах и сахарных плантациях. В настоящее время в США насчитывается от трех до четырех миллионов буддистов [4], большинство из которых составляют американцы азиатского происхождения и азиатские иммигранты.
Для буддизма в США характерна его значительная «американизация», выражающаяся в стиле жизни американских буддийских монастырей и центров, их лидеров и последователей. Американская практика буддизма претендует на более «интеллектуальной», «рациональной» уровень по сравнению с азиатской практикой, делающей акцент на его религиозный аспект.
Философский и научный аспекты буддизма представляют огромный интерес для образованных американцев, вовлеченных в буддийскую практику через размышление и медитативные техники. Американские последователи буддийского учения приняли буддизм не как религиозную веру, а как мудрое руководство, ведущее к обретению духовной свободы и осмыслению новых граней смысла человеческого существования.
По словам А.С. Агаджаняна, «постепенно буддизм превращался в глобальный интеллектуально-духовный ресурс, открытый для всеобщего пользования» [1].
Во второй половине XX в. тысячи американцев были увлечены дзен-буддизмом, прежде всего, благодаря японским учителям, которые прибыли в Америку для службы в общинах японских иммигрантов и познакомились с американской культурой. Дзен-буддизм рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII в.
Значение японского дзен происходит от китайского чань, возникший в результате соединения буддизма махаяны с традиционными учениями Китая (кит. «чань» восходит к санскритскому слову дхьяна - «сосредоточение», «созерцание», «медитация»).
Важное отличие дзен-буддизма от других буддийских школ заключается в том, что учение дзен передается не через тексты, а от наставника к ученику, что называется, «от сердца, к сердцу» [2]. Данная передача означает, что наставник может «передать» ученику при помощи определенных методов собственное состояние сознания, наложив тем самым на ученика «печать сердца». В дальнейшем ученик закрепляет передачу просветления медитативной практикой. Данный процесс обеспечивает непрерывность линии непосредственной передачи учения.
В 1893 г. в Чикаго состоялся Всемирный парламент религий – международная конференция религиозных лидеров, где впервые выступили азиатские буддисты, в основном из Японии. После завершения конференции они совершили поездку по городам США с лекциями, в которой молодой японец Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetsu Teitaro Suzuki, 1870-1966 гг.), в будущем один из ведущих популяризаторов дзен-буддизма в США, сопровождал своего учителя и мастера дзен-буддизма Саку Сойэн. В это время в США насчитывалось около 2000 японского населения [5].
Тэйтаро Судзуки и Саку Сойэн
Спустя 10 лет Саку Сойэн вернулся в США и открыл школу риндзай, создав тем самым почву для установления дзен-буддизма в японской традиции. Сойэн отбирает трех своих учеников для развития линии риндзай в США, однако из них только Дайсэцу Судзуки удалось продолжить дело своего учителя и оказать огромное влияние на распространение дзен-буддизма в Америке.
Особенностью философии школы риндзай является учение о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации дзадзен (основным путем достижения просветления в философии школы сото), коанов – иррациональных коротких повествований – загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори т.е. просветления.
«Ум, природа, Будда ‒ все это различные способы выражения одной и той же идеи, которая является великим утверждающим принципом. Дзэн предлагает нам взять его на вооружение» [3].
В 1950-е гг. профессор Д. Судзуки начал преподавать основы дзен-буддизма в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где в числе его слушателей были теолог Томас Мертон (Thomas Merton), романист Джером Д. Сэлинджер (Jerome David Salinger), композитор Джон Кейдж (John Milton Cage), а также психоаналитики Эрик Фромм (Erich Fromm) и Карен Хорни (Karen Horney).
Такие ведущие исследователи буддизма, как Эдвард Конзе (Edward Conze), Кристмас Хамфриз (Christmas Humphreys) и Алан Уоттс (Alan Watts) в своем творчестве испытали сильное влияние Д. Судзуки.
Основная волна распространения дзен-буддизма в США связана с выходом книг Д. Судзуки, которые значительно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции и культурной элиты. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае.
Успех Судзуки был связан с тем, что он смог интерпретировать буддийское учение в понятных американским читателям терминах, дающих общее представление о теоретической и практической стороне учения.
На фоне интереса к дзен-буддизму многих американских и европейских писателей, философов, художников, музыкантов, а также вследствие развития антропологизма и иррационализма в идеалистической и религиозной философии, возникает такое явление, как «религиозность без религии» или «религиозный синкретизм». Причиной этого стало то, что интеллигенция искала компромисс между потребностью в религии и нежеланием следовать ее традициям.
Таким образом, «интеллектуальный» дзен, несвязанный с монашеством и трансформировавший учение в «философию жизни», подвергся значительным изменениям. Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. В его работах отмечалось место школы дзен в буддизме махаяны и в других восточных культурах в целом.
Важный этап в истории дзен-буддизма в США связан с битническим поколением (The Beat Generation), нонконформистским молодежным движением, оказавшим влияние на культурное сознание своих современников. Битническое направление дзен 1960-х гг., получившее название «бит-дзен», стало особым направлением американской молодежи, провозгласившей «дзенскую революцию».
Данное направление отличалось упрощенным характером и не было связано с настоящей практикой дзен, но использовало терминологию учения. Одними из главных представителей битнического поколения были поэты и писатели Гэри Снайдер (Gary Snyder) и Джек Керуак (Jack Kerouac), популяризировавшие в своем творчестве буддийские концепции, такие как дхарма, карма, сатори.
В американском буддийском Университете Наропы (Naropa University) создана Школа поэзии имени Джека Керуака, в которой до сих пор горячо обсуждаются его культовые романы Бродяги Дхармы и Сатори в Париже.
В творчестве битников часто выражались добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм и отрешенность от социальных проблем.
Одним из первых, кто пришел к пониманию о необходимости обратиться к непосредственным истокам аутентичного дзен был американский судебный репортер Филип Капло (Philip Kapleau). Во время работы на послевоенных трибуналах в Токио в качестве репортера, он впервые познакомился с дзен-буддизмом.
После более десяти лет обучения по теории и практике дзен, он получил от японских учителей титул роси и, вернувшись в США, организовал дзен-центр в Рочестере, штат Нью-Йорк. Его книга «Три столпа дзен. Учение, практика и просветление» позволяет судить о том, что Капло дорожил религиозной основой традиционного дзен, его ритуалами и обрядами, его восточными истоками, традициями дзенских храмов и монастырей.
«В этой книге я попытался передать религиозный характер и дух дзен ‒ его ритуалы и обряды, его обращение к сердцу в не меньшей степени, чем к рассудку ‒ ибо в качестве буддийского пути к освобождению дзен, несомненно, является религией» [6].
Он подчеркивал практический характер традиционного монастырского дзена, и именно его стремился привить на Западе.
«Попытки, делавшиеся на Западе, свести дзен к безжизненному интеллекту, оторванному от самого практического обучения, которое является его raison d'etre, вызвали к жизни в ряде мест псевдо-дзен, который есть не что иное, как щекочущая разум забава» [6].
Монастырский дзен, также получивший в Америке название «квадратный» (Square Zen) из-за своей традиционности выверенности, принес на Запад ряд японских дзенских учителей, основавших свои дзен-центры при поддержке американских последователей.
Важное значение в дальнейшем распространении традиционной формы учения дзен сыграл центр «Общество изучения Дзен» (Zen Studies Society), образованный в 1956 г. в Нью-Йорке американскими последователями Т. Судзуки. Центр строго придерживался традиционной системы постижения учения школы pиндзай, которая включала в себя знание и понимание истории школы, терминов буддизма и принципов дзен, а также строгую дисциплину, отсутствие теоретических рассуждений и четкое следование указаниям наставников.
Однако большинству буддийских общин в традиции дзен в США, придерживаться традиционной системы без изменений стало практически невозможным, и, несмотря на сохранение медитативной практики характерных черт традиции, претерпели организационные и другие изменения.
Внешними изменениями стало необязательным бритье головы и ношение монашеской одежды, последователи начали носить обычную европейскую одежду. В традиционных восточных монастырях женщины медитировали отдельно от мужчин. В Америке женщины медитируют совместно с мужчинами, могут становиться монахинями и занимать определенную должность в иерархии.
Дзен-центры трансформировались в открытые дзен буддийские общины и кампусы университетов, теперь позволяющие последователям ходить на работу, иметь семью и заниматься прочей деятельностью, не связанной с буддизмом.
Дзен-буддизм не перестает привлекать американских последователей своим культом внутренней свободы и интеллектуально-интуитивного мироощущения. «Дзеновскому» восприятию они учатся в университетах и объединяются в группы для практики медитации. Отголоски и влияние дзен-буддизма обнаруживают себя в современной американской литера туре, искусстве и философии.
Сегодня в США дзен-буддизм стал приобретать характер общечеловеческого и межкультурного учения. Проникая в современную американскую культуру «плавильного котла», он постепенно утрачивает свой религиозный характер, зачастую превращаясь в модный стиль жизни.
Источник: Аякова Ж.А. «О социальных аспектах дзен-буддизма в США», Вестник ВСГУТУ. 2015. № 6 (57). С. 152-155.
Библиография
- Агаджанян А.С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.theravada.ru/ (дата обращения 27.11.2014).
- Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: словарь / под общ. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева. ‒ М.: Республика, 1992.
- Судзуки Д. Основы дзен-буддизма [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.e-reading.link/ (дата обращения: 9.08.2015).
- Prebish Ch.S., Keown D. Buddhism. ‒ N.Y.: Routledge, 2010. ‒ P. 22.
- Ibit. ‒ P. 210.
- Kapleau Ph. The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment. ‒ N.Y.: Anchor Books, 2000. ‒ P. 15.
Комментарии ()