Как дзэн-буддизм проник в США

22 января 2019, 14:06 2112 0 Автор: Золотая Орда

Как дзэн-буддизм проник в США

фото: zencenterathens.com

Буддисты иммигрировали в США в разные исторические моменты и по целому ряду причин. Иммигранты из Китая и Японии начали прибывать в Калифорнию и на Гавайи в середине 1800-х гг., в основном в качестве рабочих-мигрантов для строительства железных дорог, работы в шахтах, на фермах и сахарных плантациях. В настоящее время в США насчитывается от трех до четырех миллионов буддистов [4], большинство из которых составляют американцы азиатского происхождения и азиатские иммигранты.

Для буддизма в США характерна его значительная «американизация», выражающаяся в стиле жизни американских буддийских монастырей и центров, их лидеров и последователей. Американская практика буддизма претендует на более «интеллектуальной», «рациональной» уровень по сравнению с азиатской практикой, делающей акцент на его религиозный аспект.

Философский и научный аспекты буддизма представляют огромный интерес для образованных американцев, вовлеченных в буддийскую практику через размышление и медитативные техники. Американские последователи буддийского учения приняли буддизм не как религиозную веру, а как мудрое руководство, ведущее к обретению духовной свободы и осмыслению новых граней смысла человеческого существования.

По словам А.С. Агаджаняна, «постепенно буддизм превращался в глобальный интеллектуально-духовный ресурс, открытый для всеобщего пользования» [1].

Во второй половине XX в. тысячи американцев были увлечены дзен-буддизмом, прежде всего, благодаря японским учителям, которые прибыли в Америку для службы в общинах японских иммигрантов и познакомились с американской культурой. Дзен-буддизм рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII в.

Значение японского дзен происходит от китайского чань, возникший в результате соединения буддизма махаяны с традиционными учениями Китая (кит. «чань» восходит к санскритскому слову дхьяна - «сосредоточение», «созерцание», «медитация»).

Как дзэн-буддизм проник в США

Важное отличие дзен-буддизма от других буддийских школ заключается в том, что учение дзен передается не через тексты, а от наставника к ученику, что называется, «от сердца, к сердцу» [2]. Данная передача означает, что наставник может «передать» ученику при помощи определенных методов собственное состояние сознания, наложив тем самым на ученика «печать сердца». В дальнейшем ученик закрепляет передачу просветления медитативной практикой. Данный процесс обеспечивает непрерывность линии непосредственной передачи учения.

В 1893 г. в Чикаго состоялся Всемирный парламент религий – международная конференция религиозных лидеров, где впервые выступили азиатские буддисты, в основном из Японии. После завершения конференции они совершили поездку по городам США с лекциями, в которой молодой японец Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetsu Teitaro Suzuki, 1870-1966 гг.), в будущем один из ведущих популяризаторов дзен-буддизма в США, сопровождал своего учителя и мастера дзен-буддизма Саку Сойэн. В это время в США насчитывалось около 2000 японского населения [5].

Как дзэн-буддизм проник в США

Тэйтаро Судзуки и Саку Сойэн

Спустя 10 лет Саку Сойэн вернулся в США и открыл школу риндзай, создав тем самым почву для установления дзен-буддизма в японской традиции. Сойэн отбирает трех своих учеников для развития линии риндзай в США, однако из них только Дайсэцу Судзуки удалось продолжить дело своего учителя и оказать огромное влияние на распространение дзен-буддизма в Америке.

Особенностью философии школы риндзай является учение о возможности немедленного просветления и использование практикующими, совместно с практикой медитации дзадзен (основным путем достижения просветления в философии школы сото), коанов – иррациональных коротких повествований – загадок или притч-вопросов, разрешение которых может не лежать в логической плоскости, но, с помощью «интеллектуального потрясения» способно помочь достижению сатори т.е. просветления.

«Ум, природа, Будда ‒ все это различные способы выражения одной и той же идеи, которая является великим утверждающим принципом. Дзэн предлагает нам взять его на вооружение» [3].

В 1950-е гг. профессор Д. Судзуки начал преподавать основы дзен-буддизма в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где в числе его слушателей были теолог Томас Мертон (Thomas Merton), романист Джером Д. Сэлинджер (Jerome David Salinger), композитор Джон Кейдж (John Milton Cage), а также психоаналитики Эрик Фромм (Erich Fromm) и Карен Хорни (Karen Horney).

Такие ведущие исследователи буддизма, как Эдвард Конзе (Edward Conze), Кристмас Хамфриз (Christmas Humphreys) и Алан Уоттс (Alan Watts) в своем творчестве испытали сильное влияние Д. Судзуки.

Основная волна распространения дзен-буддизма в США связана с выходом книг Д. Судзуки, которые значительно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции и культурной элиты. Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае.

Успех Судзуки был связан с тем, что он смог интерпретировать буддийское учение в понятных американским читателям терминах, дающих общее представление о теоретической и практической стороне учения.

Как дзэн-буддизм проник в США

На фоне интереса к дзен-буддизму многих американских и европейских писателей, философов, художников, музыкантов, а также вследствие развития антропологизма и иррационализма в идеалистической и религиозной философии, возникает такое явление, как «религиозность без религии» или «религиозный синкретизм». Причиной этого стало то, что интеллигенция искала компромисс между потребностью в религии и нежеланием следовать ее традициям.

Таким образом, «интеллектуальный» дзен, несвязанный с монашеством и трансформировавший учение в «философию жизни», подвергся значительным изменениям. Судзуки исследовал, популяризировал и пропагандировал немонастырский дзэн-буддизм и стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. В его работах отмечалось место школы дзен в буддизме махаяны и в других восточных культурах в целом.

Важный этап в истории дзен-буддизма в США связан с битническим поколением (The Beat Generation), нонконформистским молодежным движением, оказавшим влияние на культурное сознание своих современников. Битническое направление дзен 1960-х гг., получившее название «бит-дзен», стало особым направлением американской молодежи, провозгласившей «дзенскую революцию».

Как дзэн-буддизм проник в США

Данное направление отличалось упрощенным характером и не было связано с настоящей практикой дзен, но использовало терминологию учения. Одними из главных представителей битнического поколения были поэты и писатели Гэри Снайдер (Gary Snyder) и Джек Керуак (Jack Kerouac), популяризировавшие в своем творчестве буддийские концепции, такие как дхарма, карма, сатори.

В американском буддийском Университете Наропы (Naropa University) создана Школа поэзии имени Джека Керуака, в которой до сих пор горячо обсуждаются его культовые романы Бродяги Дхармы и Сатори в Париже.

Как дзэн-буддизм проник в США

В творчестве битников часто выражались добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм и отрешенность от социальных проблем.

Одним из первых, кто пришел к пониманию о необходимости обратиться к непосредственным истокам аутентичного дзен был американский судебный репортер Филип Капло (Philip Kapleau). Во время работы на послевоенных трибуналах в Токио в качестве репортера, он впервые познакомился с дзен-буддизмом.

После более десяти лет обучения по теории и практике дзен, он получил от японских учителей титул роси и, вернувшись в США, организовал дзен-центр в Рочестере, штат Нью-Йорк. Его книга «Три столпа дзен. Учение, практика и просветление» позволяет судить о том, что Капло дорожил религиозной основой традиционного дзен, его ритуалами и обрядами, его восточными истоками, традициями дзенских храмов и монастырей.

«В этой книге я попытался передать религиозный характер и дух дзен ‒ его ритуалы и обряды, его обращение к сердцу в не меньшей степени, чем к рассудку ‒ ибо в качестве буддийского пути к освобождению дзен, несомненно, является религией» [6].

Он подчеркивал практический характер традиционного монастырского дзена, и именно его стремился привить на Западе.

«Попытки, делавшиеся на Западе, свести дзен к безжизненному интеллекту, оторванному от самого практического обучения, которое является его raison d'etre, вызвали к жизни в ряде мест псевдо-дзен, который есть не что иное, как щекочущая разум забава» [6].

Монастырский дзен, также получивший в Америке название «квадратный» (Square Zen) из-за своей традиционности выверенности, принес на Запад ряд японских дзенских учителей, основавших свои дзен-центры при поддержке американских последователей.

Как дзэн-буддизм проник в США

Важное значение в дальнейшем распространении традиционной формы учения дзен сыграл центр «Общество изучения Дзен» (Zen Studies Society), образованный в 1956 г. в Нью-Йорке американскими последователями Т. Судзуки. Центр строго придерживался традиционной системы постижения учения школы pиндзай, которая включала в себя знание и понимание истории школы, терминов буддизма и принципов дзен, а также строгую дисциплину, отсутствие теоретических рассуждений и четкое следование указаниям наставников.

Однако большинству буддийских общин в традиции дзен в США, придерживаться традиционной системы без изменений стало практически невозможным, и, несмотря на сохранение медитативной практики характерных черт традиции, претерпели организационные и другие изменения.

Внешними изменениями стало необязательным бритье головы и ношение монашеской одежды, последователи начали носить обычную европейскую одежду. В традиционных восточных монастырях женщины медитировали отдельно от мужчин. В Америке женщины медитируют совместно с мужчинами, могут становиться монахинями и занимать определенную должность в иерархии.

Как дзэн-буддизм проник в США

Дзен-центры трансформировались в открытые дзен буддийские общины и кампусы университетов, теперь позволяющие последователям ходить на работу, иметь семью и заниматься прочей деятельностью, не связанной с буддизмом.

Дзен-буддизм не перестает привлекать американских последователей своим культом внутренней свободы и интеллектуально-интуитивного мироощущения. «Дзеновскому» восприятию они учатся в университетах и объединяются в группы для практики медитации. Отголоски и влияние дзен-буддизма обнаруживают себя в современной американской литера туре, искусстве и философии.

Сегодня в США дзен-буддизм стал приобретать характер общечеловеческого и межкультурного учения. Проникая в современную американскую культуру «плавильного котла», он постепенно утрачивает свой религиозный характер, зачастую превращаясь в модный стиль жизни.

Источник: Аякова Ж.А. «О социальных аспектах дзен-буддизма в США», Вестник ВСГУТУ. 2015. № 6 (57). С. 152-155.

Библиография

  1. Агаджанян А.С. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.theravada.ru/ (дата обращения 27.11.2014).
  2. Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: словарь / под общ. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева. ‒ М.: Республика, 1992.
  3. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.e-reading.link/ (дата обращения: 9.08.2015).
  4. Prebish Ch.S., Keown D. Buddhism. ‒ N.Y.: Routledge, 2010. ‒ P. 22.
  5. Ibit. ‒ P. 210.
  6. Kapleau Ph. The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment. ‒ N.Y.: Anchor Books, 2000. ‒ P. 15.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Геном дочери правителя Первого Тюркского каганата оказался генетически близким к тунгусским и монгольским популяциям
    1008 0
    Геном дочери правителя Первого Тюркского каганата оказался генетически близким к тунгусским и монгольским популяциям

    Палеогенетики отсеквенировали ДНК дочери правителя Тюркского каганата Мукан-кагана — жены императора Северной Чжоу У-ди, которая жила в VI веке нашей эры.

    03 февраля 2023
    Как простая рязанская девушка стала первой леди Монголии
    1186 0
    Как простая рязанская девушка стала первой леди Монголии

    История о том, как простая русская девушка вдруг стала женой несменного более 40 лет правителя Монголии и чего смогла добиться на «королевском троне».

    14 января 2023
    Китай отменяет COVID-19 и открывает границы
    597 0
    Китай отменяет COVID-19 и открывает границы

    С 8 января 2023 года государство открывает границы в обе стороны.

    07 января 2023
    Жаксылык Сабитов рассказал о самых известных исторических мифах Казахстана
    798 0
    Жаксылык Сабитов рассказал о самых известных исторических мифах Казахстана

    «Безусловно, существуют некоторые "исследователи", которые получают государственное финансирование с такими тезисами, что Чингисхан — казах, однако это маргинальная группа историков».

    02 января 2023
    «У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»
    257 0
    «У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

    Интервью Эммы Усмановой — одной из самых известных археологов Казахстана, которая исследовала погребения монголов-завоевателей Чингисхана конца XIII – начала XIV вв. в горах Улытау.

    16 марта 2023
    Почему в ДНК у русских после ига не появилось монгольских генов
    379 0
    Почему в ДНК у русских после ига не появилось монгольских генов

    И это, несмотря на два с половиной века ордынского ига. В чём же дело?

    13 марта 2023
    Генетики определили происхождение Гитлера
    471 0
    Генетики определили происхождение Гитлера

    Определённо одно: далёкий предок Гитлера по мужской линии — не индоевропеец (и вообще не европеец), хотя среди немцев доминируют именно они.

    09 марта 2023
    Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда
    657 0
    Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда

    В 1958 году на Лыковых случайно наткнулись туристы. И всё. О том, что сейчас происходит с этой семьёй и живы ли они вообще, никто не знал следующие 20 лет. Но в 1978 году про Лыковых узнал весь Союз.

    06 марта 2023
    О найманах, населявших территорию Монголии в XII – начале XIII веках
    570 0
    О найманах, населявших территорию Монголии в XII – начале XIII веках

    Являются ли современные найманы потомками средневековых найманов, населявших территорию Монголии?

    05 марта 2023
    Пайцза Узбек-хана
    526 0
    Пайцза Узбек-хана

    Пайцза Узбек-хана уникальна, она была изготовлена с 1313 по 1341 гг. в период его правления.

    25 февраля 2023
    Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников
    607 0
    Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников

    Очевидно, что пищевые традиции народа и генетические факторы взаимодействуют.

    18 февраля 2023