Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?
11 февраля 2019, 02:34 4521 0
фото: Диана Арнольд (chita.ru)
Бурятский круговой танец «ёхор» и якутский круговой танец «осуохай» внешне очень похожи. Сходство этих танцев свидетельствуют об межэтнических и культурных связях двух народов, по-видимому, в прошлом имеющих общие истоки этно- и культурогенеза.
Однако сегодня у этих танцев разное содержание, смысл, потому что исторический путь народов был разным.
Сегодня мало кто из бурят задается вопросом о содержании и происхождении бурятского ёхора. У современных бурят этот танец в значительной мере превратился в хоровод с призывами взяться за руки, веселиться и шутить, как это принято в ёхорах.
По мнению худрука национального театра «Байкал» Жаргала Жалсанова, тенденция всё превращать в хоровод, значительно обеднила реальную картину наследия бурятского танца.
По его мнению, развитие бурятского танца пошло по классическому пути, под влиянием знаменитого балетмейстера Игоря Моисеева.
агинские буряты танцуют ёхор вместе с Александром Осиповым, фото Дианы Арнольд (chita.ru)
Что такое бурятский танец ёхор сегодня?
В советское время бурятский танец ставили столичные балетмейстеры, формируя репертуар того же «Байкала» на десятилетия. Рожденные к Декадам бурятской культуры и искусства в Москве танцы вроде «Цветка Байкала», «Жаргал» и др. становились традиционными. Их копировали хореографы коллективов по всей республике, и все бы ничего, если бы не монополия классического танца, развившаяся в связи с этим. Бытовые и ритуальные, истинные танцы бурят были совершенно забыты.
Таким образом, буряты сегодня танцуют ёхор, по сути, без внутреннего этно-исторического содержания. Важен лишь внешний вид, рисунок танца и движений.
Накануне Сагаалгана, когда вся Бурятия готовилась водить хоровод-ёхор, Жаргал Жалсанов сделал заявление:
«Это беда и трагедия, что любой танец сегодня превращается в ёхор!»
агинские буряты танцуют ёхор вместе с Александром Осиповым, фото Дианы Арнольд (chita.ru)
О происхождении бурятского кругового танца ёхор
Сегодня мало кто знает происхождение бурятского кругового танца ёхор. М.Н. Хангалов считает, что автохтонное происхождение ёхора связано с древней облавной охотой зэгэтэ аба. Это был прежде всего ритуальный танец, отражающий процесс формирования традиционного мировоззрения и культуры бурят.
По М.Н. Хангалову традиционно круговой танец западных бурят имеет трехмастную структуру с постепенным ускорением темпа от медленного к быстрому.
Он связывал три части кругового танца хатарха с тремя периодами общинной облавной охоты "зэгэтэ аба", составив своеобразную модель танца, воспроизводящего всю последовательность охоты.
М.Н. Хангалов описывает круговой танец так:
«Национальный танец хатарха разделяется на три периода:
Первый, когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно двигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.
Второй период, когда танцующие подвигаются друг к другу поплотнее, приподнимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.
Третий период, когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу и поют разные по содержанию песни».
Кроме того, известно, что в прошлом охота "зэгэтэ аба" устраивалась с целью захвата чужих земель и, по-видимому, ёхор был одной из форм обучения военным действиям, направленным на защиту своего рода.
М.Н. Хангалов отмечал эту особенность:
«На открытых местах делали обучение по зэгэтэ аба и учили военным действиям. Одно из таких учений и сохранилось до нашего времени у бурят в виде национального танца хатарха».
Существуют гипотезы (М.Н. Хангалов. Д.С. Дугаров, Т.В. Павлова) о том, что в далеком прошлом круговые танцы были способом защиты рода от военного нападения, средством консолидации сил для его отражения.
Таким образом, в своей основе ёхор - это мужской воинственный танец, отражающий процесс облавной охоты, нападения и защиты древних бурят.
Б. Доржиев. Зэбэгэ аба (бурятская облавная охота). 2008 год. Холст, масло.
Якутский осуохай
Якуты говорят, что круговой танец осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозному верованию древних якутов - тэнгрианству.
По утверждении проф. Н.Е. Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников, связывающий земную жизнь с космической. Он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тэнгрианских религиозных праздников типа якутского ысыаха.
В словах древнего танца заключались моления алгысы, обращенные к божествам-покровителям Тангар, Джесегею, Ийиэхсит, к духам-хозяевам природы иччи, а также воспевание природы, разных времен года.
Круг осуокая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуокая. Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца. В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода.
Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа. И современные запевалы в той или иной степени тоже владеют магической силой слова, могут быть прекрасными алгысчитами.
Запевала - это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Воинственный осуохай
В последнее время национальный якутский танец осуохай приобрел воинственные черты благодаря сторонникам молодежного общественного движения «Уранхаай», которое было создано в 2014 году.
Эксперты считают, что «Ураанхай» превратился исключительно в движение якутской молодежи. Возглавляет его Тургун Попов. Активисты «Ураанхай» регулярно проходят спортивную подготовку и чтут национальные традиции.
фото: forum.ykt.ru
В 2014 году перед своими выборами глава Якутии Егор Борисов встречался с руководителями «Ураанхай», пообещав содействие в работе движения.
В 2017 году накануне празднования Дня Республики лидеры «Ураанхай» на канале государственной национальной телекомпании «Саха» выступили с призывом собраться на праздничный осуохай. Кулуарно мероприятие позиционировалось как акция в поддержку главы Егора Борисова.
В праздник, вечером на площади Ленина Якутска собралось несколько тысяч человек. Однако все мероприятие проходило только на якутском языке.
Фото: Наталья Ходулова, YakutiaMedia
Перед осуохаем, по замыслу организаторов в этот раз ставшим исключительно мужским, выступил Егор Борисов.
Он вошел в центр хоровода, когда молодые люди начали исполнять танец под крики запевалы, теперь больше похожие на боевой клич.
И в самом деле, в древности такой мужской осуохай проводился в честь бога войны Илбис Хана перед битвами и обычно заканчивался жертвоприношениями.
Комментарии ()