Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

11 февраля 2019, 02:34 5042 0 Автор: Золотая Орда

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

фото: Диана Арнольд (chita.ru)

Бурятский круговой танец «ёхор» и якутский круговой танец «осуохай» внешне очень похожи. Сходство этих танцев свидетельствуют об межэтнических и культурных связях двух народов, по-видимому, в прошлом имеющих общие истоки этно- и культурогенеза.

Однако сегодня у этих танцев разное содержание, смысл, потому что исторический путь народов был разным.

Сегодня мало кто из бурят задается вопросом о содержании и происхождении бурятского ёхора. У современных бурят этот танец в значительной мере превратился в хоровод с призывами взяться за руки, веселиться и шутить, как это принято в ёхорах.

По мнению худрука национального театра «Байкал» Жаргала Жалсанова, тенденция всё превращать в хоровод, значительно обеднила реальную картину наследия бурятского танца.

По его мнению, развитие бурятского танца пошло по классическому пути, под влиянием знаменитого балетмейстера Игоря Моисеева.

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

агинские буряты танцуют ёхор вместе с Александром Осиповым, фото Дианы Арнольд (chita.ru)

Что такое бурятский танец ёхор сегодня?

В советское время бурятский танец ставили столичные балетмейстеры, формируя репертуар того же «Байкала» на десятилетия. Рожденные к Декадам бурятской культуры и искусства в Москве танцы вроде «Цветка Байкала», «Жаргал» и др. становились традиционными. Их копировали хореографы коллективов по всей республике, и все бы ничего, если бы не монополия классического танца, развившаяся в связи с этим. Бытовые и ритуальные, истинные танцы бурят были совершенно забыты.

Таким образом, буряты сегодня танцуют ёхор, по сути, без внутреннего этно-исторического содержания. Важен лишь внешний вид, рисунок танца и движений.

Накануне Сагаалгана, когда вся Бурятия готовилась водить хоровод-ёхор, Жаргал Жалсанов сделал заявление:

«Это беда и трагедия, что любой танец сегодня превращается в ёхор!»

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

агинские буряты танцуют ёхор вместе с Александром Осиповым, фото Дианы Арнольд (chita.ru)

О происхождении бурятского кругового танца ёхор

Сегодня мало кто знает происхождение бурятского кругового танца ёхор. М.Н. Хангалов считает, что автохтонное происхождение ёхора связано с древней облавной охотой зэгэтэ аба. Это был прежде всего ритуальный танец, отражающий процесс формирования традиционного мировоззрения и культуры бурят.

По М.Н. Хангалову традиционно круговой танец западных бурят имеет трехмастную структуру с постепенным ускорением темпа от медленного к быстрому.

Он связывал три части кругового танца хатарха с тремя периодами общинной облавной охоты "зэгэтэ аба", составив своеобразную модель танца, воспроизводящего всю последовательность охоты.

М.Н. Хангалов описывает круговой танец так:

«Национальный танец хатарха разделяется на три периода:

Первый, когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно двигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.

Второй период, когда танцующие подвигаются друг к другу поплотнее, приподнимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период, когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу и поют разные по содержанию песни».

Кроме того, известно, что в прошлом охота "зэгэтэ аба" устраивалась с целью захвата чужих земель и, по-видимому, ёхор был одной из форм обучения военным действиям, направленным на защиту своего рода.

М.Н. Хангалов отмечал эту особенность:

«На открытых местах делали обучение по зэгэтэ аба и учили военным действиям. Одно из таких учений и сохранилось до нашего времени у бурят в виде национального танца хатарха».

Существуют гипотезы (М.Н. Хангалов. Д.С. Дугаров, Т.В. Павлова) о том, что в далеком прошлом круговые танцы были способом защиты рода от военного нападения, средством консолидации сил для его отражения.

Таким образом, в своей основе ёхор - это мужской воинственный танец, отражающий процесс облавной охоты, нападения и защиты древних бурят.

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

Б. Доржиев. Зэбэгэ аба (бурятская облавная охота). 2008 год. Холст, масло.

Якутский осуохай

Якуты говорят, что круговой танец осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозному верованию древних якутов - тэнгрианству.

По утверждении проф. Н.Е. Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников, связывающий земную жизнь с космической. Он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тэнгрианских религиозных праздников типа якутского ысыаха.

В словах древнего танца заключались моления алгысы, обращенные к божествам-покровителям Тангар, Джесегею, Ийиэхсит, к духам-хозяевам природы иччи, а также воспевание природы, разных времен года.

Круг осуокая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуокая. Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца. В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы.

Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода.

Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа. И современные запевалы в той или иной степени тоже владеют магической силой слова, могут быть прекрасными алгысчитами.

Запевала - это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

Воинственный осуохай

В последнее время национальный якутский танец осуохай приобрел воинственные черты благодаря сторонникам молодежного общественного движения «Уранхаай», которое было создано в 2014 году.

Эксперты считают, что «Ураанхай» превратился исключительно в движение якутской молодежи. Возглавляет его Тургун Попов. Активисты «Ураанхай» регулярно проходят спортивную подготовку и чтут национальные традиции.

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

фото: forum.ykt.ru

В 2014 году перед своими выборами глава Якутии Егор Борисов встречался с руководителями «Ураанхай», пообещав содействие в работе движения.

В 2017 году накануне празднования Дня Республики лидеры «Ураанхай» на канале государственной национальной телекомпании «Саха» выступили с призывом собраться на праздничный осуохай. Кулуарно мероприятие позиционировалось как акция в поддержку главы Егора Борисова.

В праздник, вечером на площади Ленина Якутска собралось несколько тысяч человек. Однако все мероприятие проходило только на якутском языке.

Чем отличается бурятский танец Ёхор от якутского Осуохая?

Фото: Наталья Ходулова, YakutiaMedia

Перед осуохаем, по замыслу организаторов в этот раз ставшим исключительно мужским, выступил Егор Борисов.

Он вошел в центр хоровода, когда молодые люди начали исполнять танец под крики запевалы, теперь больше похожие на боевой клич.

И в самом деле, в древности такой мужской осуохай проводился в честь бога войны Илбис Хана перед битвами и обычно заканчивался жертвоприношениями.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    499 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    715 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2801 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    10341 1
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    214 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    342 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    375 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История