Жаксылык Сабитов: «Нужно реформировать докторантуру»

30 сентября 2018, 11:14 1245 0 Автор: Золотая Орда

Жаксылык Сабитов: «Нужно реформировать докторантуру»

фото из личного архива Ж. Сабитова

Утечка мозгов за границу ставит под угрозу будущее развитие многих современных стран. Поэтому в первую очередь выявляется весь спектр причин и проводятся системные реформы, для того чтобы остановить этот процесс.

Несмотря на то, что казахстанская система образования и казахстанская наука в последнее время пережили множество реформ, ситуация с утечкой мозгов из страны не прекращается.

В мире имеется положительный опыт Китая, который в течение последних пяти лет практически решил эту проблему. По данным китайского Минобразования, в 2017 году за границей обучались около 600 тысяч студентов из Китая. Большинство из них находится в США. Раньше более 95% студентов, получающих степень магистра или соответствующее научное звание в развитых странах, предпочитали после завершения обучения там и оставаться. К концу прошлого года более 83% из них вернулись в Китай. Большинство приняли такое решение в течение последних пяти лет.

Директор Центра синтетической и системной биологии в Университете Цинхуа (один из самых престижных в Китае вузов) Чэнь Гоцян, говорит, что проблема утечки мозгов больше не актуальна. Первой причиной этого являются высокие зарплаты ученых в Китае.

Однако, Жаксылык Сабитов - эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана, считает, что в его стране одно повышение зарплат ученым проблему не решит.

О том, как сделать так, чтобы большинство молодых исследователей остались дома и больше не стремились уехать в Америку и другие развитые страны, рассуждает Жаксылык Сабитов.

Жаксылык Сабитов:

- Я имею опыт преподавания в университете, но, к сожалению, не преподавал в школе. Поэтому о проблемах начального и среднего образование скажу очень коротко. Мне кажется, в Казахстане есть очень удачный опыт «Назарбаев интеллектуальных школ», который неплохо было бы распространить на все общеобразовательные учреждения страны. Но сначала следует поднять заработные платы учителям до уровня 60-80 процентов от зарплат министров, закрепив эту норму законодательно. Все-таки школа - это фундамент страны и общества. Реформируя ее, мы фактически программируем наше будущее. А на этом экономить нельзя. Преподавать детям должны люди с высоким уровнем человеческого капитала, а таких без соответствующего финансирования в школы не заманишь.

Что касается высшего образования и науки, то и здесь необходимо, в первую очередь, существенно повысить оплату труда преподавателям и научным сотрудникам. Помимо достойных зарплат, нужно сделать так, чтобы они работали только в одном месте (без совместительства). По своему опыту знаю, что ставка остепененного преподавателя (со степенью PhD или кандидата наук) в национальном вузе составляет около 100 тысяч тенге на руки, в простых вузах – на порядок ниже. Многие преподаватели вынуждены брать по 1,5 ставки, чтобы получать хотя бы 150 тысяч тенге в месяц.

Кроме того, считаю необходимым установить норму, согласно которой право преподавать могли бы иметь только люди с научными степенями. Как правило, низкие доходы преподавателей – одна из главных причин оттока «мозгов» из вузов. Я знаю немало примеров, когда доктора, кандидаты наук и PhD уходили в другие сферы, где зарабатывали гораздо больше. К примеру, один мой знакомый профессор плюнул на свой статус, академическую карьеру и пошел работать переводчиком-синхронистом с зарплатой в пять раз выше, чем в его университете!

Порой доходит до абсурда. Известная женщина-археолог, которая входит в топ-5 самых цитируемых казахстанских историков по всем базам данных (Web of Science, Scopus, Ядро РИНЦ) зарабатывает всего 50-60 тысяч тенге в месяц! А историк-востоковед, ныне уже покойный, считавшийся казахстанским историком номер один в англоязычном пространстве и выпускавший книги в США, Великобритании, Японии, жил на зарплату в 70 тысяч тенге. Самое интересное, что человек, который у него консультировался, работал в «Назарбаев Университете» и имел оклад как в американском вузе - 10 тысяч долларов.

Во-вторых, я бы вплотную занялся подготовкой научных кадров. С этим у нас сегодня серьезные проблемы. Всего 5 процентов поступивших в докторантуру остаются в науке, и только 19 процентов докторантов защищают свои диссертации. Это тоже объясняется низким уровнем заработных плат. Многие амбициозные люди не готовы «пахать» за 110 или 55 тысяч тенге в месяц (официальные средние зарплаты соответственно научных сотрудников и преподавателей вузов в 2016 году). Обладание степенью PhD может дать им гораздо больше дивидендов (как материальных, так и символических) вне науки.

Пока наши ученые не начнут достойно зарабатывать, наука так и будет пребывать в летаргическом сне. Хотя, с другой стороны, в докторантуру люди часто идут не ради науки, а ради стипендии, «академического туризма», «продленного студенчества» и т.д. И ведь никто не несет ответственности за слабые показатели выпуска докторантов. Нам нужно в целом реформировать докторантуру, четко привязав количество докторантов к научным показателям кафедр и научных руководителей. Ученых должны готовить ученые, имеющие высокие научные показатели (индекс Хирша, индекс цитируемости и т.д.).

В-третьих, мы должны сделать науку прозрачной и подотчетной. Просматривая научные отчеты, я часто сталкиваюсь с подлогом, плагиатом, нерациональной или нецелевой тратой денег. Но в силу множества причин о «плохом качестве» этих проектов мало кто знает и говорит. Считаю, что все проекты, которые финансируются МОН РК, должны быть доступны всем желающим в интернете. В открытый доступ стоит также выложить детальные ежегодные бюджеты всех казахстанских университетов. Без этого мы никогда не избавимся от коррупции, нецелевых трат и других негативных явлений.

В-четвертых, необходимо дебюрократизировать систему образования. Как в вузах, так и в школах преподаватели продолжают заниматься ненужной «бумажной» работой ради оценки эффективности преподавания. Думаю, мы могли бы перенять американский опыт, где оценивается научная часть (публикации в ведущих базах данных, индексы цитируемости и т.д.), а также учитывается рейтинг, формируемый с учетом мнений студентов, у которых данный преподаватель вел занятия.

В-пятых, необходимо изменить систему ЕНТ. Она вынуждает школьников вслепую выбирать профессию в конце 11-го класса. По сути, 90-95 процентов абитуриентов получают кота в мешке. К примеру, в США на первом курсе обучения студенты определяют лишь направление (гуманитарные науки, инженерия, социальные науки и т.д.), а уже на втором выбирают основную и иногда дополнительную специализацию (major и minor). Плюсы такого подхода заключаются в том, что к тому времени они успевают адаптироваться и понять, в чем их призвание. Почему бы не внедрить этот опыт у нас? Пусть по итогам ЕНТ разыгрываются гранты не на специальности, а на направления.

В-шестых, необходимо отказаться от устаревшей советской практики групповых учебных планов. Согласно европейскому и тому же американскому опыту, студенты должны самостоятельно выбирать себе траекторию обучения, в том числе посещать те лекции, которые им нужны и интересны. Такая система заставляет их быстрее «взрослеть» и более ответственно относиться к учебе.

В целом, думаю, на реформу казахстанской науки потребуется большее количество усилий и времени, в отличие от системы высшего образования, которая медленно, но верно движется в сторону западной модели.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Канат Оскенбай: «Оставьте прошлое в покое, отдайте историю историкам»
    809 0
    Канат Оскенбай: «Оставьте прошлое в покое, отдайте историю историкам»

    В Казахстане существует острая необходимость именно научного подхода к переосмыслению своего прошлого. О сложившейся ситуации и о том, как её можно изменить, рассказывает известный медиевист, к.и.н. Канат Оскенбай. Кто является наследником Золотой Орды?

    02 декабря 2023
    Коммунистическая диктатура в Монголии (1921 - 1990)
    871 0
    Коммунистическая диктатура в Монголии (1921 - 1990)

    Монголия является первой азиатской и второй страной в мире (после России), принявшей коммунизм.

    30 ноября 2023
    В Китае думают о строительстве второй столицы в СУАР
    1321 0
    В Китае думают о строительстве второй столицы в СУАР

    Китай наметил новый проект, который уменьшит риски, связанные с геополитикой, и усилит связи со странами Евразии.

    29 мая 2023
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай
    316 0
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай

    Почти сто лет на территории Китая существовало монгольское государство Великая Юань.

    Вчера
    История
    Опубликован новый рейтинг «силы паспортов». На каком месте оказались постсоветские страны?
    483 0
    Опубликован новый рейтинг «силы паспортов». На каком месте оказались постсоветские страны?

    Индекс паспортов ранжирует страны по количеству безвизовых направлений, доступных их гражданам в 2025 году.

    12 января 2025
    Уровень IQ у монголов оказался выше, чем у жителей многих других стран
    342 0
    Уровень IQ у монголов оказался выше, чем у жителей многих других стран

    Монголия занимает 7-е место в международном рейтинге «International IQ Test».

    11 января 2025
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима
    745 0
    Найманы: происхождение, история и современные носители этнонима

    Найманы сыграли важную роль в истории Центральной Азии, пройдя путь от независимого государства до включения в состав различных этносов.

    11 января 2025
    Джунгары и их кочевое ханство
    944 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Статьи
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    941 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История
    Самые умные страны мира в 2023 году
    4590 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024