Айны: от предрассудков к гордости
04 декабря 2022, 23:21 1705 0
Айны, коренные жители Японии, веками боролись за свою самоидентификацию. По мере того, как разворачивается этот век, их усилия, наконец, окупаются (фото Криса Уилсона/Alamy Stock Photo)
До середины 20 века японские антропологи и официальные лица пытались скрыть существование айнов. Айны боролись за то, чтобы их признали, как их двоюродные братья, медведи.
Хирофуми Като преподает в Центре изучения айнов и коренных народов Университета Хоккайдо в Саппоро. Но в 2011 году он руководил археологическими раскопками здесь, на месте, известном как Хаманака II. Погребенные под отложениями, Като и его коллеги обнаружили четкие непрерывные слои жизнедеятельности людей, которые датируются 3000 лет назад.
Хаманака II
Амбициозный масштаб этих раскопок — 40 квадратных метров — необычен для густонаселенной Японии. В Японии археология, как правило, сосредоточена на раскопках участков размером с «телефонных будок», и здесь часто археологи просто налетают, чтобы спасти артефакты, быстро работая, чтобы записать то, что там есть и сохранить то, что ценно для науки, до того, как начнут свою работу строители. Но в Хаманака II Като пошел против японской археологической школы. Он считает, что более ранние археологи исказили динамизм и разнообразие Ребуна (вулканический остров в Японском море примерно в 45 км от северо-западного побережья Хоккайдо к западу от города Вакканай) и более крупного соседнего острова Хоккайдо. Они упростили прошлое, смешав историю северных островов с историей Хонсю на юге. Что еще более важно, они мало обращали внимание на следы северного коренного народа, который до сих пор называет эту землю своим домом — айнов.
Хирофуми Като, археолог из Центра изучения айнов и коренных народов Университета Хоккайдо в Саппоро, начал раскопки Хаманаки II в 2011 году. Фото Джуда Изабеллы.
На протяжении большей части 20-го века японские правительственные чиновники и ученые пытались скрыть историю айнов на японских островах. Они были неудобной культурой в то время, когда правительство неуклонно создавало национальный миф об однородной нации. Поэтому чиновники запихнули айнов в файлы с пометками «загадки миграции людей», «заблудшие охотники-собиратели современности», «потерянная европеоидная раса» или «загадка вымирающей расы», или даже «вымершая». Но в 2008 году под международным давлением парламент Японии признал айнов коренным народом Японских островов. И сегодня японцы сняли табу с этой нации.
Кэлли Стюсси и Мериа Дайнард чистят кости животных, найденные на участке Хаманака II зубными щетками в школьном спортзале (фото Джуда Изабеллы)
В префектуре Хоккайдо, традиционной территории проживания айнов, правительственные чиновники теперь отвечают на телефонные звонки: «Иранкарапте», айнское приветствие. В 2020 году правительство впервые открыло музей айнов, приуроченное к Олимпийским играм 2020 года в Токио. В стране, известной своей почти удушающей однородностью — во всяком случае для посторонних — принятие айнов — это необычайный шаг к разнообразию.
Айны пришли к этому моменту гордости за свой этнос через вековые барьеры предрассудков, благодаря адаптации, стойкости и простому упрямству человеческой воли. Маленькая медвежья голова в руке Като олицетворяет их связь с предками в прошлом и является их проводником в будущее, стойкого спутника через века доказавшего о своем существовании, неизменного духа эпического путешествия.
Голова медведя, вырезанная из кости морского млекопитающего, была найдена волонтером в первый день трехнедельных раскопок на Хаманаке II в 2016 году. Фото Тайлера Кантуэлла/Анджея Вебера/Университет Альберты.
Первые люди проникли на Хоккайдо по крайней мере 20 000 лет назад, вероятно, прибыв из Сибири по сухопутному мосту в поисках менее холодной среды и пищевой ниши. К концу последнего ледникового периода их потомки развили культуру охоты, собирательства и рыболовства. Крупномасштабное выращивание риса здесь было чуждым явлением, здесь на севере японских островов было слишком холодно и слишком снежно. Древняя культура северян оставалась практически неизменной до 7-го века нашей эры, когда традиционный образ жизни айнов стал более заметным в археологических записях на Хоккайдо, Камчатке и близлежащих более мелких островах, таких как Ребун, Рисири, Сахалин и Курилы. Существование этого народа, гармонично слившегося с здешней природой, невозможно было отрицать.
На севере жизнь айнов и их предков была тесно переплетена с медведями, их более свирепыми родственниками. Где медведи ловили рыбу, айны ловили рыбу. Там, где медведи собирали обезьянью грушу, айны собирали обезьянью грушу. Где медведи ходили по своим тропам, по ним ходили и айну. Они были родственными душами и связь между ними была настолько сильна, что сохранялась во времени и культуре айну.
На этой фотографии, сделанной в 1955 году, женщина-айну кормит медвежонка. Айны выращивали медвежат как членов семьи, вплоть до иёманте, церемонии отправки медведя на тот свет (фото Эванса/Getty Images)
На протяжении тысячелетий здесь люди почитали медвежьих духов и с помощью ритуалов намеренно помещали черепа и кости косолапых в ямы для захоронения. И в исторические времена письменные отчеты и фотографии медвежьей церемонии показывают, что айны издревле поддерживали это глубокое родство.
На этой иллюстрации 1901 года изображен ритуал иёманте благого перерождения медведю (Ivy Close Images/Alamy Stock Photo)
Като указывает на узкий переулок между двумя зданиями. На этом месте археологическая группа обнаружила захоронения черепов медведя, датируемые примерно 2300–800 лет назад. Неподалеку, в Хаманаке II, Като и его коллеги обнаружили закопанные черепа медведя, датируемые 700-летней давностью. А в этом году они нашли маленькую 1000-летнюю голову медведя, вырезанную из кости морского млекопитающего.
Старейшины айнов проводят церемонию в Хаманаке II. Археологические раскопки, инициированные Хирофуми Като, являются первыми, в которых консультируются, привлекаются или спрашивают разрешения у айнов (фото Маюми Окада)
«Я родился на Хоккайдо, в 60 км к востоку от Саппоро, — говорит он. — Однако я так и не узнал историю Хоккайдо. В школах по всей стране использовался общий учебник истории, и когда я был маленьким, я изучал только историю главного острова Японии, Хонсю».
На протяжении веков айны жили в котанах или постоянных деревнях, состоящих из множества домов, расположенных вдоль реки, где нерестился лосось. В каждой котане был предводитель, главный мужчина. В тростниковых стенах каждого дома нуклеарная семья готовила пищу и собиралась вокруг центрального очага. В одном конце дома было окно, священное отверстие, обращенное вверх по течению, к горам, родине медведей и истоку богатой лососем реки. Дух медведя мог войти или выйти через окно. За окном был алтарь, также обращенный вверх по течению, где люди проводили медвежьи церемонии.
Айны добывали лосося и форель в реках с помощью гафельных копий. В море они отправлялись на больших каноэ за тунцом, рыбой-мечом, рыбой-луной и морскими млекопитающими — морскими котиками, морскими львами и китами. Фото The Protected Art Archive/Alamy Stock Photo
Когда я жил на южном японском острове Кюсю в конце 1980-х, меня поразило физическое разнообразие людей. Лица моих учеников и соседей иногда отражали азиатские, полинезийские или даже австралийские и североамериканские коренные народы. Японцы знали об этих физических различиях, но когда я спросил их о происхождении японцев, ответ был один и тот же: мы всегда жили здесь. Это заставило меня задаться вопросом, чтобы мои ученики узнали историю происхождения и миграции людей на Японских островах. На островах Кюсю и Сикоку и на юге острова Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами. Взаимодействие происходило до 5 века. К 6-7 векам японцы восприняли культуру Китая и Кореи, но айны жили обособлено вплоть до 18 века.
Сегодня наука говорит нам о том, что предки этнических японцев пришли из Азии, возможно, через сухопутный мост около 38 000 лет назад. По мере того как они и их потомки расселялись по островам, их генофонд, вероятно, диверсифицировался. Затем, намного позже, около 2800 лет назад, с Корейского полуострова прибыла еще одна большая волна людей, принесших с собой культуру выращивания риса и металлические инструменты. Эти пришельцы смешались с коренным населением и, как и большинство фермерских обществ, положили начало демографическому буму. Вооружившись новыми технологиями, они распространились по южным островам, но на севере остановились недалеко от Хоккайдо.
Затем около 1500 г. н.э. японцы начали просачиваться на север и оседать. Некоторые из них были иммигрантами поневоле, сосланными в южную часть Хоккайдо, чтобы жить в изгнании. Другие пришли добровольно. Они видели Хоккайдо как место возможностей во времена голода, войн и бедности. Бегство в Эдзочи — японское название, означающее «земля варваров», — было для некоторых актом честолюбия.
Като говорит, что его семейное прошлое отражает некоторые бурные изменения, которые произошли на Хоккайдо, когда Япония прекратила свою изоляционистскую политику в 19 веке. Феодальный сёгунат (военная диктатура), долгое время господствовавший в Японии, в это время потерял управление, и к власти в стране вернулась императорская семья. Влиятельные люди, стоявшие за новым императором, развязали блицкриг модернизации в 1868 году. Многие японские самураи, лишенные своего статуса, как прадедушка и прабабушка Като по материнской линии, покинули Хонсю. Кто-то участвовал в восстании, кто-то хотел начать все сначала — предприниматели и мечтатели, готовые к переменам. Началась волна современных японских мигрантов — самураев, к которым присоединились фермеры, торговцы, ремесленники. Дедушка Като по отцовской линии уехал на Хоккайдо разводить коров.
Марш самураев на параде Дзидай Мацури
Какой бы замкнутой ни казалась Япония, она всегда была связана отношениями с другими людьми, особенно с людьми на Корейском полуострове и в Китае. На протяжении веков японцы определяли свою родину с внешней точки зрения, называя ее Нихон, источник солнца. То есть они считали свою родину востоком от Китая — страной восходящего солнца. И они назвали себя Нихондзин.
Но слово айну означает совсем другое. Это значит «человек», «настоящий здешний человек». Айны давали понять японцам на их вопросы «кто вы?» ответом «мы здешние люди, а ты стоишь на нашей земле». Айны называют этнических японцев ваджин или шамо, что означает колонизатор. Или, как сказал одному исследователю один айну: «Люди, которым нельзя доверять».
В конце 19 века японское правительство официально колонизировало Хоккайдо, потом Окинаву, Тайвань, Сахалин и Курилы. В 1904 году японцы начали войну с Россией и победили, а в 1910 году присоединили к Японии Корейский полуостров и, в конце концов, в 30-х годах Маньчжурию. На Хоккайдо японское правительство проводило политику ассимиляции, нанимая для этого американских консультантов, которые имели опыт в ассимиляции коренных жителей Северной Америки. В первую очередь правительство заставило айнов учиться в японоязычных школах и изменило их имена, на втором этапе забрало их земли и радикально изменило их образ жизни и тип хозяйствования. Они подтолкнули айнов к наемному труду, особенно в коммерческом промысле сельди после того, как японским фермерам стало известно, что рыбная мука является идеальным удобрением для рисовых полей.
Яхата говорит, что оба ее родителя айны, что совсем необычно в Японии, где больше 90 процентов всех современных айнов имеют в своей родословной этнических японцев. Сотрудница музея не извиняется за то, что она айну — она горда. Для Исихары слушать Яхату — что-то вроде откровения.
Исихара на четверть айну, и ее мать — наполовину айну — скрывала это от нее большую часть ее детства. Однако физические черты нисколько не выдают в них айну, у них нет волнистых волос и определенной коренастости, чтобы отметить их как других. Ни Яхата, ни Исихара не выглядят иначе, как японцами. Исихара, искусно одетая и эффектная в сандалиях на высокой танкетке, с лихо надетой на голову плетеной шапочкой, вписалась бы в любой большой японский мегаполис. Обе женщины независимо друг от друга открыли в себе айну и начали изучать их историю, когда они учились в колледже.
Томоэ Яхата и Май Исихара, которые оба имеют айнское происхождение, впервые встречаются в музее айнов в Сираой (фото: Джуда Изабеллы).
В 1980-х годах японское правительство экспроприировало земли айнов вдоль реки Сару для строительства двух плотин. Айн Сигэру Каяно подал на правительство в суд. Он вел очень долгую и упорную судебную тяжбу и, наконец, одержал горько-сладкую победу. В 1997 году судебная система Японии впервые назвала айнов коренным народом. 8 мая 1997 г. парламент Японии принял «Акт о поддержке айнской культуры, распространении знаний об айнских традициях». По новому правовому документу поощряется исследование айнской культуры, изучение айнского языка, а также возрождение и сохранение айнских обычаев и традиций. «Но все же Акт 1997 года не признал айнов коренным народом Японии и, вытекающих из этого, реальных прав аборигенов», — пишет историк Теруки Цунемото.
Тот самый айн Сигэру Каяно (1952 г.р.), который выиграл процесс только через 18 лет. В 1982 году он открыл Музей культуры айнов Нибутани, частную коллекцию предметов он собирал самостоятельно. Он был первым айном, который побывал в парламенте Японии в 1994 году, в том же году он опубликовал мемуары «Наша земля была лесом» (фото Kyodo News/Getty Images)
Ицуко и ее двоюродная сестра Ёсими были еще девчонками, когда газетные заголовки обычно провозглашали конец айнов. В 1964 году заголовок одной газеты гласил: «Во всей Японии только один айну». И все в это верили. Возмущенные таким обращением в прессе, Ёсими и Ицуко в июне 1973 года запустили собственное издание под названием Anutari Ainu (что означает «мы, люди»).
Anutari Ainu была выпущена в июне 1973 года в Саппоро
После того, как студенты уходят, Каидзава ведет нас в свою студию, которая находится в группе мастерских художников рядом с музеем. Внутри находятся инструменты, деревянные блоки, готовые изделия и всевозможные книги по искусству, в том числе книга из популярной серии манги «Золотой Камуй», в которой представлены персонажи айнов и японцев. На обложке изображен мужчина, сжимающий традиционный айнский нож — он основан на реальном предмете, сделанном Каидзавой.
За несколько лет до выхода «Золотого Камуя» видный японский националист, художник Ёсинори Кобаяси опубликовал мангу, оспаривающую происхождение айнов, как коренного населения Японии. Кобаяси и другие националисты считают, что вся Япония принадлежит только одной этнической группе-основателю: японцам. В 1990-х, когда экономический пузырь Японии лопнул, Кобаяси дал повод пострадавшим людям обратить свой гнев на китайцев, корейцев, айнов.
В 1994 году недовольная радикальная молодежь безуспешно пыталась убить мэра Ваджин в Сираой. Затем молодчики взорвали здание правительства Хоккайдо, убив двоих и ранив 90 человек. Подозрение пало на общину айнов и полиция преследовала и оскорбляла айнских активистов. Офицеры совершили налет на офис Anutari Ainu. Позже правительственные чиновники идентифицировали террористов как радикалов Ваджин, симпатизирующих айнам. Для айнов наступили трудные времена. Многие стали скрывать свое происхождение.
Примерно в возрасте 12-13 лет девочки айну начинали татуировать губы, руки и предплечья. К 15-16 годам татуировки заканчивались и девушки были готовы к замужеству. Парни также считались взрослыми к 15 или 16 годам (Hulton-Deutsch Collection/Corbis/Getty Images)
Спустя десятилетия правительство продвигает свою новую политику в отношении айнов, хотя и медленно. Оно еще не принесло официальных извинений айнам за их исчезновение и ассимиляцию, до сих пор не признало Хоккайдо традиционной территорией айнов и даже не переписало учебники, чтобы более точно отразить историю заселения японских островов. Один правительственный чиновник объяснил, что у японцев и айнов очень короткая история официального совместного проживания. Если бы правительство принесло публичные извинения, японцы были бы шокированы. Первым шагом лучше бы сообщить людям об айнах, а затем извиниться.
И это отчасти проблема: как айны утверждают свою современную идентичность? Исихара говорит, что это вопрос, который она часто задает себе. Когда она рассказывает друзьям и коллегам о своем семейном происхождении, они часто отвечают, что это никак не повлияет на их отношения, что заставляет ее вздрагивать. «Это все равно, что сказать, несмотря на то, что в тебе есть презренная айнская кровь, ты все равно мне нравишься», — говорит она.
И эта реакция может быть причиной того, что количество самоидентифицирующих себя айнов сократилось с почти 24 000 до 16 000 менее чем за десятилетие, с 2006 по 2013 год. Заявления об айнском происхождении не дает никаких преимуществ. По сравнению с этническими японцами, у айнов меньше образования, меньше возможностей трудоустройства и ниже доходы. Главное, что заставляет заявить о себе как айну — это гордость быть настоящим человеком, коренным жителем Японских островов.
Автор: Изабелла Джуд
О генетическом происхождении айнов читайте здесь. Подробную статью о генетическом происхождении японцев - здесь, а также здесь.
В начале 20 века у айнов практически не было азиатских черт
Комментарии ()